kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Тема урока: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании.

Цели урока:

  • Повторить изученный материал в 5 классе о морфемике, морфемах, об их роли в словообразовании и формообразовании.
  • Способствовать развитию мыслительной деятельности, умение работа самостоятельно, делать морфемный разбор.
  • Совершенствование навыков правописания.

Тип урока: повторение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3. Проверка домашнего задания.

Упражнение 195.

4. Повторение изученного материала в 5 классе.

ВТ-1

  1. Что такое морфемика?

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слов.

  1. Какие морфемы вы знаете?

Слова состоят из следующих частей: корней, приставок, суффиксов, окончаний.

ВТ-2

1.Что такое морфема?

Морфе?ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением.

2.В чем отличие корня от других морфем?

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Например: лес – лесник – лесничий – лесок – лесочек – лесничество – лесной – лесистый. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание).

ВТ- 3.

1. Как называются все морфемы, кроме корня? Служебные.

2.Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова? 

Однокоренные слова - слова с одним и тем же корнем. лес – лесник – лесничий – лесок – лесочек – лесничество – лесной – лесистый.

      Форма слова называются все видоизменения одного и того же слова. Например: книга – книгу – книгой.

    ВТ- 4.

1.Что такое приставка, суффикс, постфикс?

Префиксы – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Уточняют смысл корня, передают лексическое значение, иногда выражают и грамматическое значение (напр., вид у глаголов). Традиционное название в русском языке — приставки

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова. Например:  грузчик, учитель, водный.

Постфикс – это значимая часть слова, которая стоит после суффикса.  Сказываться.

2.Что такое основа слова? Виды основ?

Основа -  это часть слова без окончания. (поле, полем, полю).

Непроизводная основа состоит только из корня: вода, окно, дым, здесь, очень.

Производная основа – это та основа, в состав которой входят, кроме корня, и словообразовательные аффиксы (суффиксы и префиксы).

ВТ -5.

1.Для чего нужны служебные морфемы?

Служебные морфемы нужны для словообразования и формы образования.

2.В какой части слова заключено лексическое значение?

В основе заключено его лексическое значение.

ВТ -6.

1.Какие части слова выражают грамматическое значение?

Суффикс, приставка.

2.Почему морфемы можно разделить на словоизменительные (формообразующие) и словообразовательные? 

Потому что некоторые морфемы (суффикс, префикс, постфикс) образуют новые слова (рубить – рубка, рожь – ржаной), а суффикс, флексия служат для образования грамматических форм данного слова (чистый -  чистейший, красивый - красивее.)

ВТ -7.

1.Какие части речи не имеют окончания?    Наречие.

    2.Назовите служебные морфемы.

     Префикс, суффикс, постфикс, флексия.

Табло учета

ФИО

ВТ

 

1

2

3

4

5

6

7

7. Самостоятельная работа, выполнение тестового задания.

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1.     дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

2.     кусать, закуска, вкусный;

3.     воспитать, питание, подписка;

4.     утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?

1.     вбок, вброд, ввысь;

2.     вверх, вдаль, взлет;

3.     ввоз, вдох, взгляд;

4.     вниз, вдоль, взмах.

3. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1.     крюк, номер, насквозь;

2.     мышь, здесь, четверо;

3.     издавна, заново, лишь;

4.     напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком слове выделяются два окончания?

1.     кареглазый;

2.     что-либо;

3.     семьдесят;

4.     кафе-бар.

5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными(формообразующими)?

1.     наи-меньший, от-плыть, напева-я;

2.     сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;

3.     красив-ее, вынес-л-а, снов-а;

4.     пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.

6. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

1.     надпись, надуманный, надоедать;

2.     надрез, надомница, надувной;

3.     надломленный, надкусить, надсечка;

4.     надрубка, надрываться, надежность.

7.В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?

1.     искалеченный, исколесить, искрометный;

2.     искореженный, искоса, искательница;

3.     искривленный, искуситель, исключительный;

4.     искупление, исклеванный, ископаемые.

8. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?

1.     тратите, поднесите, толкните;

2.     хотите, красите, согните;

3.     строите, караулите, позволите;

4.     берегите, подчеркните, соберите.

9.В каком слове есть суффикс -чик-?

1.     пончик;

2.     зайчик;

3.     ключик;

4.     грузчик.

Ключ к тесту:              

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ

1

3

3

3

2

3

4

3

4

8. Домашнее задание.     Сделать морфемный  анализ слов:

Морфемный образец разбора

Рассмеяться

смеяться

смех

Садовник, переписываться, водитель, выходной, рыбка, помощник, задуматься, запуск, подберезовик, лесной.

 

9. Рефлексия.

          Что повторили на уроке?

          Какие морфемы вы знаете?

          Что такое словообразование морфемы?

          Что такое формообразование морфемы?

10.Выставление оценок.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" »

Русский язык 6 класс

Конспект урока

Тема урока: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании.

Цели урока:

  • Повторить изученный материал в 5 классе о морфемике, морфемах, об их роли в словообразовании и формообразовании.

  • Способствовать развитию мыслительной деятельности, умение работа самостоятельно, делать морфемный разбор.

  • Совершенствование навыков правописания.

Тип урока: повторение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3. Проверка домашнего задания.

Упражнение 195.

4. Повторение изученного материала в 5 классе.

ВТ-1

  1. Что такое морфемика?

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слов.

  1. Какие морфемы вы знаете?

Слова состоят из следующих частей: корней, приставок, суффиксов, окончаний.

ВТ-2

1.Что такое морфема?

Морфе́ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением.

2.В чем отличие корня от других морфем?

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Например: лес – лесник – лесничий – лесок – лесочек – лесничество – лесной – лесистый. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание).

ВТ- 3.

1. Как называются все морфемы, кроме корня? Служебные.

2.Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?

Однокоренные слова - слова с одним и тем же корнем. лес – лесник – лесничий – лесок – лесочек – лесничество – лесной – лесистый.

Форма слова называются все видоизменения одного и того же слова. Например: книга – книгу – книгой.

ВТ- 4.

1.Что такое приставка, суффикс, постфикс?

Префиксы – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Уточняют смысл корня, передают лексическое значение, иногда выражают и грамматическое значение (напр., вид у глаголов). Традиционное название в русском языке — приставки.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова. Например: грузчик, учитель, водный.

Постфикс – это значимая часть слова, которая стоит после суффикса. Сказываться.

2.Что такое основа слова? Виды основ?

Основа - это часть слова без окончания. (поле, полем, полю).

Непроизводная основа состоит только из корня: вода, окно, дым, здесь, очень.

Производная основа – это та основа, в состав которой входят, кроме корня, и словообразовательные аффиксы (суффиксы и префиксы).

ВТ -5.

1.Для чего нужны служебные морфемы?

Служебные морфемы нужны для словообразования и формы образования.

2.В какой части слова заключено лексическое значение?

В основе заключено его лексическое значение.

ВТ -6.

1.Какие части слова выражают грамматическое значение?

Суффикс, приставка.

2.Почему морфемы можно разделить на словоизменительные (формообразующие) и словообразовательные?

Потому что некоторые морфемы (суффикс, префикс, постфикс) образуют новые слова (рубить – рубка, рожь – ржаной), а суффикс, флексия служат для образования грамматических форм данного слова (чистый - чистейший, красивый - красивее.)

ВТ -7.

1.Какие части речи не имеют окончания? Наречие.

2.Назовите служебные морфемы.

Префикс, суффикс, постфикс, флексия.

Табло учета

ФИО

ВТ


1

2

3

4

5

6

7



5.ВОЗ -1(взаимообмен заданиями).

Карточка 1. Деление слова по составу (на морфемы).

Подорожник, записываться, бег, безвыходное, желтым.

префикс

корень

суффикс

рефлексия

постфиск

по

дорож

ник



за

пис

ыва

ть

ся


бег





Карточка 2. Деление слова по составу (на морфемы).

Взлет, предобрый, задержать, разносчик, круговой, здесь, настил, расческа, вырубка, чистое, рассмеявшийся, взволновать, задуматься, открыть, ломить, втащить, переезд.

префикс

корень

суффикс

рефлексия

постфиск


ВОЗ -2(взаимообмен заданиями).

Карточка 1. В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?

1.Любить, любой, любовь, любитель;

2.долгий, долго, долгота, долг;

3.клад, кладоискатель, укладка;

Карточка 2. В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?

1.город, городской, горожанин, загородка;

2.бурить, бурильщик, буря;

3.воротник, воротить, возврат;

4.мель, отмель, мельник;

5.носить, носовой, носильщик;

6.дорога, железнодорожный, дороговат;

7.направо, правопорядок, (уголовное) право;

8.делимое, подельник, делитель;

9.молитва, молить, моль;

10.сель, сельский, односельчане;

6.Физминутка. Рассмотрите внимательно карточку. Какое предложение в них зашифровано?

Истинная любовь к своей стране.


ВОЗ-3.

Карточка 1. Образуйте новые слова используя суффикс –тель, -ник, выделите суффикс.

Помощь – помощник, весть – вестник, учить – учитель.


Карточка 2. Образуйте новые слова используя суффикс -тель, выделите суффикс.

Читать, слушать, просить, строить, мечтать, покорить, преподавать, подражать, мечтать.


ВОЗ-4.

Карточка 1. Какая буква пропущена?

лес, лесник, лесная, лесовик.

Запомни: корни в однокоренных словах пишутся одинаково.


Карточка 2. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Еж с ежонком и ежихою

Собирают ежевику.

Рыжебокая лисица

Тоже хочет поживиться

Призадумалась кума

У ежей молох тьма.


ВОЗ -5.

Карточка 1. Как образованы новые слова. Спиши, выдели суффиксы.

Охотник, зайчик, белочка.


Карточка 2. Как образованы новые слова. Спиши, выдели суффиксы.

Путник, огородник, вестник, отпускник, учитель, рыбка, цветочек.


ВОЗ-6

Карточка 1. Распределительный диктант. Делим слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем:

  1. слова со словоизменительными(формообразующими) морфемами;

величествен-ее.

2) слова со словообразовательными морфемами.

делай-те, рас-трепать, леп-и-ть,

Карточка 2. Распределительный диктант. Делим слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем:

1) слова со словоизменительными(формообразующими) морфемами;

2) слова со словообразовательными морфемами.

Наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, висе-л-а, высоч-айш-ий, счаст-лив-ый, при-чудливый, де-маскировать, лис-ий, ярк-ий, мил-ейш-ий, красне-я, чист-ейш-ий, красив-ее.

ВОЗ-7.

Карточка 1. Назовите окончание и основу слова.

сильному другу, светлые куртки, красивого цветка.

Карточка 2. Назовите окончание и основу слова.

Удивить товарища, автобусная остановка, грустный человек, повторил правило, северный полюс, мигающий светофор, протянуть руку, мелкий дождь.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7. Самостоятельная работа, выполнение тестового задания.

1. В каком ряду все слова однокоренные?

  1. дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

  2. кусать, закуска, вкусный;

  3. воспитать, питание, подписка;

  4. утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?

  1. вбок, вброд, ввысь;

  2. вверх, вдаль, взлет;

  3. ввоз, вдох, взгляд;

  4. вниз, вдоль, взмах.

3. В каком ряду все слова не имеют окончания?

  1. крюк, номер, насквозь;

  2. мышь, здесь, четверо;

  3. издавна, заново, лишь;

  4. напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком слове выделяются два окончания?

  1. кареглазый;

  2. что-либо;

  3. семьдесят;

  4. кафе-бар.

5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными(формообразующими)?

  1. наи-меньший, от-плыть, напева-я;

  2. сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;

  3. красив-ее, вынес-л-а, снов-а;

  4. пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.

6. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

  1. надпись, надуманный, надоедать;

  2. надрез, надомница, надувной;

  3. надломленный, надкусить, надсечка;

  4. надрубка, надрываться, надежность.

7.В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?

  1. искалеченный, исколесить, искрометный;

  2. искореженный, искоса, искательница;

  3. искривленный, искуситель, исключительный;

  4. искупление, исклеванный, ископаемые.

8. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?

  1. тратите, поднесите, толкните;

  2. хотите, красите, согните;

  3. строите, караулите, позволите;

  4. берегите, подчеркните, соберите.

9.В каком слове есть суффикс -чик-?

  1. пончик;

  2. зайчик;

  3. ключик;

  4. грузчик.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответ

1

3

3

3

2

3

4

3

4



8. Домашнее задание. Сделать морфемный анализ слов:

Морфемный образец разбора

Рассмеяться

смеяться

смех

Садовник, переписываться, водитель, выходной, рыбка, помощник, задуматься, запуск, подберезовик, лесной.


9. Рефлексия.

Что повторили на уроке?

Какие морфемы вы знаете?

Что такое словообразование морфемы?

Что такое формообразование морфемы?


10.Выставление оценок.

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Байльдинова Жанна Кудайбергеновна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 130104

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства