формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
Оборудование: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки).
Ход урока:
1.Мотивация
Звучит песенка «УЛЫБКА».
Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку. Доброму делу – доброе начало.
2. Повторение теории.
– Давайте прочитаем слова.
День, барсук, камень, бирюза, ночь, улица, солнце, перекресток, остановка, оттенки.
Какой частью речи являются данные слова?
Какая часть речи называется именем существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).
3. Актуализация знаний
1) В Эстонии – 14 падежей, а Финляндии – 15. А вот в Венгрии целых 22.
В Дагестане – 50. А вот у китайцев, нет! В русском языке 6 падежей.
– О чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Откройте тетради и запишите число, классная работа.
4.Постановка цели.
-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».
-Что мы должны положить в наш рюкзак?
1.Падежи и вопросы к ним.
2.Умение находить имена существительные и определять падеж.
Сколько падежей в русском языке?
Давайте повторим падежи и вопросы к ним.
5.Первичное закрепление.
Задание 1.
1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело».
Велик телом, да мал делом. (Т.п)
Дело шуток не любит. (И.п.)
От слова до дела целая верста. (Р.п)
И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
Дела как сажа бела. (И.п.)
Делу время, потехе час. (Д.п.)
Дело знай, а правду помни. (В.п.)
За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
Хороша вера у дела. (Р.п.)
По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.
– Как вы поняли смысл пословицы Велик телом, да мал делом.
Лист самооценки. (ученик оценивает себя самостоятельно).
Задание 2.
- посчитайте, сколько существительных в данном тексте.
-Перечислите их.
Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный пруд.
2. Осень рощи подожгла.
3. Под дубом спрятался домик.
4.Грустно стоять одному у дороги.
5.Кто-то в телеге по ельнику едет.
6. Тот герой, кто за родину горой.
Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).
Падежи
Вопросы
Предлоги
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Физминутка.
Работа с учебником.
1.Упр. 524 ( на доску через презентацию).
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Полминутки для шутки.
Ленительный падеж
Спросили Лежебокина: - А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают на зубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: - В том не моя вина. Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю: Давать, Делиться чем-нибудь С друзьями Не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходится выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости Всегда меня винит. - Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена? - Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный И, наконец, Простительный! Г. Граубин
За что Лежебокин не любит падежи?
А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)
-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?
Домашнее задание: параграф 98, упр. 523
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Рефлексия.
А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ? Утверждения Поставьте знак + или ? Я знаю падежи Я умею определять падеж имени существительного Я умею ставить существительное в нужный падеж Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного