Тема урока: Обобщение и систематизация темы «Лексика»
Тема урока: Обобщение и систематизация темы «Лексика»
Разработка урока исследовательского характера по русскому языку для учащихся 5-7 классов. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Предлагаются различные виды заданий, способствующие формированию и развитию творческого отношения при работе над художественным текстом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Обобщение и систематизация темы «Лексика»»
Лингвистические раскопки
Тема урока: Обобщение и систематизация темы «Лексика»
Цель урока: систематизировать знания по лексикологии , показать волшебство русской речи, богатство русского языка, обогатить лексикон учащихся.
Оборудование урока: толковые словари, гонг, слайды с высказываниями К.Паустовского, А.Куприна о русском языке.
Ход урока
1.Организациооный момент.
2. Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята, мы с вами сегодня отправимся на лингвистические раскопки и побываем на курганах Памяти, Знаний, Творчества.
Курган Памяти:
Что такое лингвистика?
Дать определение лексикологии.
Что такое синонимы, антонимы, омонимы, профессиональные слова, фразеологизмы, неологизмы, архаизмы?
Слово учителя:
Представьте себе, что каждый кружок –это слово. Смотрите, как их много и какие они все разные: синий- море, голубой- небо, жёлтый – солнце, красный – огонь. Какой пёстрый ковёр получился! Сколько разных слов в языке… Но внимание! Сейчас на ваших глазах произойдёт чудо – нечто удивительное! Кружочки повернулись другой стороной (белой). Также слова : с одной стороны –слово обладает лексическим значением , с другой – грамматическим.
Курган Знаний:
Всё, что мы вспомнили по лексикологии, используем на Кургане Знаний.
1.В русском языке есть слова, имеющие несколько значений – омонимы:
Дайте характеристику омонимов в следующем тексте:
Шёл я с сумкой за плечами,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду.
(Б.Лившиц).
2. «Аукцион»
Объясняется значение слов аукцион, гонг, аукционер, аукционист.
Подобрать синонимы к слову:
Красный ( алый, багровый, багряный, рубиновый, гранатовый, пурпурный.)
Большой ( громадный, огромный, гигантский, колоссальный.)
( Выигравшими считаются те, кто назвал наибольшее число синонимов).
Записать четверостишие и найти синонимы.
Зябнет осинка, Дрожит на ветpy, Стынет на солнышке, Мерзнет в жapу.
( И.Токмакова)
Вывод: В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия, существует до 10 и больше глаголов. В этом стихотворении, они используются в качестве однородных членов предложения, благодаря этому достигается особая выразительность, ощущение того, что осине холодно, передаётся с постепенным нарастанием. Эта выразительность достигается также благодаря переносному употреблению слов.
Другим источником выразительности русского языка являются антонимы.
4.Списать стихотворение подчеркнуть антонимы:
Бывает он в холод,
Бывает и в зной,
Бывает он добрый,
Бывает и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит,
Притихнет, умчится,
Примчится опять.
Вывод: Благодаря антонимам это стихотворение затрагивает наше воображение.
5.Лексический, орфографический и пунктуальный анализ текста.
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние дни, когда в саду шумит в полголоса неторопливый отвесный дождь. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. (Найти и обозначить трудные орфограммы, объяснить знаки препинания, найти многозначные слова, какие слова употреблены в переносном значении).
Вывод: С русским языком можно творить чудеса. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский)
6.Назвать фразеологизмы. Предлагаю ответить на шуточный вопрос.
Что можно сделать с обыкновенным носом? («Повесить нос», «задирать нос»», «совать нос», «остаться с носом»). Руками? (опустить руки, загребать жар чужими руками и т.д.)
7. Брейн-ринг: (заменить фразеологизмы одним словом).
Делать из мухи слона-
В час по чайной ложке-
Кривить душой-
Сесть в галошу-
Намылить голову-
Себе на уме-
3.Курган Творчества:
1)Расставьте синонимы в порядке возрастания признаков?
2)Замените прилагательное таким словом. Чтобы оно не только называло признак, но и давало яркое образное представление о предмете:
Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т.д.); вьюга февральская(злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся и д.р.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный).
4. Подведение итогов урока
Слово учителя: Лингвистические раскопки завершились. Вывод урока звучит в словах А.Куприна:«Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».