kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Обобщение и систематизация темы «Лексика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока исследовательского характера по русскому языку для учащихся 5-7 классов. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Предлагаются различные  виды заданий, способствующие формированию и развитию творческого отношения при работе над художественным текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Обобщение и систематизация темы «Лексика»»





Лингвистические раскопки

Тема урока: Обобщение и систематизация темы «Лексика»

Цель урока: систематизировать знания по лексикологии , показать волшебство русской речи, богатство русского языка, обогатить лексикон учащихся.

Оборудование урока: толковые словари, гонг, слайды с высказываниями К.Паустовского, А.Куприна о русском языке.

Ход урока

1.Организациооный момент.

2. Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята, мы с вами сегодня отправимся на лингвистические раскопки и побываем на курганах Памяти, Знаний, Творчества.

  1. Курган Памяти:

  1. Что такое лингвистика?

  2. Дать определение лексикологии.

  3. Что такое синонимы, антонимы, омонимы, профессиональные слова, фразеологизмы, неологизмы, архаизмы?

Слово учителя:

Представьте себе, что каждый кружок –это слово. Смотрите, как их много и какие они все разные: синий- море, голубой- небо, жёлтый – солнце, красный – огонь. Какой пёстрый ковёр получился! Сколько разных слов в языке… Но внимание! Сейчас на ваших глазах произойдёт чудо – нечто удивительное! Кружочки повернулись другой стороной (белой). Также слова : с одной стороны –слово обладает лексическим значением , с другой – грамматическим.

  1. Курган Знаний:

Всё, что мы вспомнили по лексикологии, используем на Кургане Знаний.

1.В русском языке есть слова, имеющие несколько значений – омонимы:

Дайте характеристику омонимов в следующем тексте:

Шёл я с сумкой за плечами,

Вижу, бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду.

(Б.Лившиц).

2. «Аукцион»

Объясняется значение слов аукцион, гонг, аукционер, аукционист.

Подобрать синонимы к слову:

Красный ( алый, багровый, багряный, рубиновый, гранатовый, пурпурный.)

Маленький ( небольшой, малый, крошечный. Крохотный, карликовый, микроскопический, миниатюрный.)

Большой ( громадный, огромный, гигантский, колоссальный.)

( Выигравшими считаются те, кто назвал наибольшее число синонимов).

  1. Записать четверостишие и найти синонимы.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветpy, 
Стынет на солнышке, 
Мерзнет в жapу.

( И.Токмакова)

Вывод: В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия, существует до 10 и больше глаголов. В этом стихотворении, они используются в качестве однородных членов предложения, благодаря этому достигается особая выразительность, ощущение того, что осине холодно, передаётся с постепенным нарастанием. Эта выразительность достигается также благодаря переносному употреблению слов.

Другим источником выразительности русского языка являются антонимы.

4.Списать стихотворение подчеркнуть антонимы:

Бывает он в холод,

Бывает и в зной,

Бывает он добрый,

Бывает и злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит,

Притихнет, умчится,

Примчится опять.

Вывод: Благодаря антонимам это стихотворение затрагивает наше воображение.

5.Лексический, орфографический и пунктуальный анализ текста.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние дни, когда в саду шумит в полголоса неторопливый отвесный дождь. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. (Найти и обозначить трудные орфограммы, объяснить знаки препинания, найти многозначные слова, какие слова употреблены в переносном значении).

Вывод: С русским языком можно творить чудеса. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский)

6.Назвать фразеологизмы. Предлагаю ответить на шуточный вопрос.

Что можно сделать с обыкновенным носом? («Повесить нос», «задирать нос»», «совать нос», «остаться с носом»). Руками? (опустить руки, загребать жар чужими руками и т.д.)

7. Брейн-ринг: (заменить фразеологизмы одним словом).

Делать из мухи слона-

В час по чайной ложке-

Кривить душой-

Сесть в галошу-

Намылить голову-

Себе на уме-

3.Курган Творчества:

1)Расставьте синонимы в порядке возрастания признаков?

Свирепый, жестокий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг). Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).

2)Замените прилагательное таким словом. Чтобы оно не только называло признак, но и давало яркое образное представление о предмете:

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т.д.); вьюга февральская(злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся и д.р.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный).

4. Подведение итогов урока

Слово учителя: Лингвистические раскопки завершились. Вывод урока звучит в словах А.Куприна:«Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тема урока: Обобщение и систематизация темы «Лексика»

Автор: Кульмуханова Майры Балгазиевна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277323

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок на тему "Лексика""
    ["seo_title"] => string(22) "urok_na_tiemu_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "449905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515935936"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок повторения по теме "Лексика""
    ["seo_title"] => string(36) "urok_povtorieniia_po_tiemie_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "463136"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521874098"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок обобщения и систематизации темы «Лексика»"
    ["seo_title"] => string(53) "urok_obobshchieniia_i_sistiematizatsii_tiemy_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "364854"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480651891"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-urok-ighra-v-mirie-lieksiki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414157899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства