kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Цель урока - обобщение и систематизация знаний обучающихся 5 классов по теме "Лексика". По форме - урок- игра. Использованы комбинированный и игровой методы. На уроке уделяется внимание развитию   умения формулировать определение понятий;  находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте, а также формируется умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок- игра.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения формулировать проблему;

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

  • обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах;

  • работа с толковыми словарями разных авторов.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку,

  • формирование нравственных ценностей.

Личностные:

  • воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Закрепление опорных знаний

  5. Физкультминутка.

  6. Закрепление изученного.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Ход урока



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы

системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(4 минуты)













- Ребята, отгадайте загадку «Не мёд, а ко всему липнут».(Слайд № 2)


Задание 1

А теперь, ребята, ответим на вопросы:

1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав?

2. Для чего служат слова?

3. О словах много пословиц и поговорок. А вы их знаете?

(Слайд № 3)

Предполагаемый ответ: «Слова».






Предполагаемый ответ: «Лексика».





Обучающиеся называют пословицы и поговорки


Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).











3. Постановка учебной задачи.

(1минута)










4. Закрепление опорных знаний

(10минут)



Молодцы! На этом уроке мы с вами вспомним всё, что изучили в теме «Лексика». (Слайд № 4)

- Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (Слайд № 5)

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

3.Следующее задание выполняется письменно:

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

(М. Белкина)

Задания к тексту:

1. Объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.

3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова. (Слайды № 6,7,8)





Запись учащимися числа, темы урока.


- Цель урока – повторить изученное по теме «Лексика».



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.


























5.Физминутка (3 минуты)




6.Закрепление знаний.

(7 минут)































































7.Рефлексия деятельности

( 12 минут)

















































































8. Домашнее задание

(2 минуты)





– Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к нам? (Слайд №9).

– Ба, да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова? (Слайды №9, 10, 11).

















Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Слайд № 12).

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый.

Задание 1.

Назовите имена остальных братьев.(Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный.)

Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам». (Слайд № 13).

Задание 2.

Отредактируйте текст, используя синонимы.

«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

(Слайд № 14, 15).

Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они:

один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Слайды № 16, 17).

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.

Задание 3.

Помогите братьям прочитать письмо.

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми...»

Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.

Мы – слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки

мы по смыслу далеки.

(Я. Козловский)

(Слайд № 18).

Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».

Задание 4.

Пользуясь словарем, определите значения слова мир. (Слайд № 19). Составьте предложения с этими омонимами.

Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.


Юмореска

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

– О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный...

(И. Верзилин.)

Задание 5.

Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе?

А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова.)

(Слайд № 20).

Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я. Козловский).

Что это за слова?

Для них почтальон Печкин принес бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.

Задание 6.

Найдите слова, использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.(А. Громова.)

Полз состав. Он устал –

От гудка до хвоста.

Полз состав, полз, и стал,

И уснул у моста.

(В. Левин.)

Задание 7 (на выбор).

1. Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит.

2. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница-зима». (Слайд 17).

3. Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.

Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте выставим оценки и запишем домашнее задание. (Слайд 21).

1). Упражнение № 114 (базовый уровень).

2).Задание повышенной трудности (по желанию): упражнение № 116.







Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

Учащиеся записывают лексические значения новых слов.







Предполагаемый ответ: «Синонимы».






Предполагаемый ответ: «Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный».






Пишут текст, редактируют его, используя синонимы.










Предполагаемый ответ: «Антонимы».












-Это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней, разные по происхождению, и значения их тоже различны.





Читает заранее подготовленный ученик.


















Предполагаемый ответ: «Омонимы - средство создания юмора».













Предполагаемый ответ: «Слова, использованные в переносном значении».







Выписывают слова, использованные в переносном значении.












Составляют словосочетания.



Пишут мини-сочинения.













Запись учащимися задания в дневники.



































Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).







ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.


УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование).





























































УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).








































УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное).















Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).















Просмотр содержимого презентации
«Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС В мире лексики. 5 класс»

Самое лучшее — прямо и просто сказанное (англ.). Слово — ключ, открывающий сердца (кит.). Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Человеческое слово стрелы острее. Острое словечко колет сердечко. Слово горы ворочает. Чего силой не сделаешь, то сделаешь словом (азерб.). Не болтай наугад — клади слово в лад. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Сорвалась словцо — не схватишь за кольцо. Выпустишь словечко — не догонишь на крылечке. Блюди хлеба до обеда, а слово до ответа!

Самое лучшее — прямо и просто сказанное (англ.).

Слово — ключ, открывающий сердца (кит.).

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Человеческое слово стрелы острее.

Острое словечко колет сердечко.

Слово горы ворочает.

Чего силой не сделаешь, то сделаешь словом (азерб.).

Не болтай наугад — клади слово в лад.

Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Сорвалась словцо — не схватишь за кольцо.

Выпустишь словечко — не догонишь на крылечке.

Блюди хлеба до обеда, а слово до ответа!

(греч. «лексис»- слово, выражение) – раздел русского языка, изучающий его словарный состав.

(греч. «лексис»- слово, выражение) – раздел русского языка, изучающий его словарный состав.

Тема урока: «В мире лексики» (обобщение изученного)  Цель урока – повторить изученное по теме «Лексика».

Тема урока:

«В мире лексики» (обобщение изученного)

Цель урока – повторить изученное по теме «Лексика».

Текст Возят почту к…рабли, Сам…леты, п…езда, Мчат во все концы з…мли: В степи, в горы, в г…рода. Почту в дальние районы Д…ставляют п…чтальоны. Задания к тексту: 1. Объясните орфограммы и пунктограммы. 2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий. 3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон . С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

Текст

Возят почту к…рабли,

Сам…леты, п…езда,

Мчат во все концы з…мли:

В степи, в горы, в г…рода.

Почту в дальние районы

Д…ставляют п…чтальоны.

Задания к тексту:

1. Объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.

3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон . С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

(1900-1964) российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук.

(1900-1964)

российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук.

Кто стучится в дверь ко мне  С толстой сумкой на ремне,  С цифрой 5 на медной бляшке,  В синей форменной фуражке?  Это он,  Это он… Ну конечно, почтальон!

Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он…

Ну конечно, почтальон!

Это я, почтальон Печкин! ПОЧТАЛЬОН , -а, м. Работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам. || ж. почтальонша, -и (разг.) и почтальонка, -и (прост.). || прил. почтальонский, -ая,-ое.
  • Это я, почтальон Печкин!
  • ПОЧТАЛЬОН , -а, м. Работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам. || ж. почтальонша, -и (разг.) и почтальонка, -и (прост.). || прил. почтальонский, -ая,-ое.
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ , -и, ж. 1. Обмен письмами, переписка. Вести корреспонденцию. 2. Письма, почтово-телеграфные отправления. Доставка корреспонденции. 3. Сообщение о текущих событиях, пересланное откуда-нибудь в средства массовой информации.
  • КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ , -и, ж.
  • 1. Обмен письмами, переписка. Вести корреспонденцию.
  • 2. Письма, почтово-телеграфные отправления. Доставка корреспонденции.
  • 3. Сообщение о текущих событиях, пересланное откуда-нибудь в средства массовой информации.
Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению – это …
  • Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению – это …
Храбрый Смелый Мужественный Отважный Бесстрашный

Храбрый

Смелый

Мужественный

Отважный

Бесстрашный

«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».
  • «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».
Жильцов квартиры номер два Застать сумели мы едва. Они стояли у порога,   Уже готовые в дорогу. Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый.

Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один

высокий, другой низкий,

один толстый, другой тонкий,

один грустный, другой веселый.

Слова, противоположные по лексическому значению.
  • Слова, противоположные по лексическому значению.
Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
  • Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
МИР1 , -з.,мн. -ы, -ов,м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная область Вселенной, планета. Звездные миры. 3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.). 4. Объединенное по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м. 5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений. 6. ед. (предл. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. МИР2 , -а, м. 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить мир на Земле. 2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. За-ключить м. 3. Спокойствие, тишина (высок.).
  • МИР1 , -з.,мн. -ы, -ов,м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная область Вселенной, планета. Звездные миры. 3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.). 4. Объединенное по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м. 5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений. 6. ед. (предл. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.
  • МИР2 , -а, м. 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить мир на Земле. 2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. За-ключить м. 3. Спокойствие, тишина (высок.).
«Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница-зима».
  • «Гулял по лесу ветер»,
  • «Бежал веселый ручеек»,
  • «Пришла волшебница-зима».
1). Упражнение № 114 (базовый уровень). 2).Задание повышенной трудности (по желанию): упражнение № 116.
  • 1). Упражнение № 114 (базовый уровень).
  • 2).Задание повышенной трудности (по желанию): упражнение № 116.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: БАЙКОВА ЭЛЬМИРА ФАТХЕЛЬБАЯНОВНА

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122129

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства