kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок повторения по теме "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение по теме:  «Лексика»

Дидактическая цель урока: создать условия для обобщения и систематизации    полученных знаний.

Тип урока: обобщение и  систематизация  знаний.

Форма организации образовательной деятельности: создание проблемных ситуаций, фронтальная, индивидуальная.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:  

- повторить и обобщить материал по теме «Лексика»;

- развивать умение давать лексическое толкование слова;

- использовать в устной и письменной речи различные группы слов по значению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок повторения по теме "Лексика"»

Повторение по теме: «Лексика»


Дидактическая цель урока: создать условия для обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма организации образовательной деятельности: создание проблемных ситуаций, фронтальная, индивидуальная.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- повторить и обобщить материал по теме «Лексика»;

- развивать умение давать лексическое толкование слова;

- использовать в устной и письменной речи различные группы слов по значению.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Регулятивные УУД:

  • выполнять действия по намеченному плану;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её ;

  • пользоваться словарями ;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.


Коммуникативные УУД:

  • слушать и слышать собеседника;

  • строить монологическое высказывание с учетом конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование понимания того, что правильная, образная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • развитие внимательности и смекалки.


Ход урока


Ребята, вам всем хорошо знаком Незнайка. Это герой сказочных повестей Н. Носова. Незнайка очень любит путешествовать. Сегодня он отправился из Цветочного города в Солнечный. Путь героя лежит через небольшую страну Лексику, о которой Незнайка не имеет никакого представления. А мы с вами уже много знаем об этой стране и сегодня будем повторять основные лексические понятия. Поможем Незнайке пройти этот путь?

На ваших столах лежит карта путешествия Незнайки, которое начинается из Цветочного города. На каждом отрезке пути вы видите кружочки. Если вы правильно выполнили задание, закрасьте кружок зеленым цветом, а если допустили ошибку, только обведите.

Карта путешествия на слайде и у каждого ученика.

Незнайка и 5-б класс




Хижина дядюшки Синонима


Пристань омонимов




7

6

5

4


8



3


Река однозначных и многозначных слов





2


9


Ущелье Антонимов



1






Солнечный город

Цветочный город

Источником информации на уроке будут словари и мы сами.

Все готовы к путешествию с Незнайкой?

По старинной русской традиции присев на дорожку и помолчав, отправляемся в путь и помогаем герою ответить на вопросы и выполнить первое задание.


Что такое Лексика?

Лексическое значение слова?


Задание: творческий диктант

По лексическому значению узнайте слово и запишите его.

  • Группа специалистов, решающих вопросов о присуждении премии и награды на конкурсах, выставках.

  • Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

  • Очень мелкий дождь.

  • Рабочий, который производит кладку из камня или кирпича.

(Жюри, маяк, изморось, каменщик)


Путь Незнайки по стране лежит через реку однозначных и многозначных слов. Нужно сесть в лодку и переправиться через нее. Но надо знать определения однозначных и многозначных слов и выполнить два задания.

Дайте эти определения, приведите примеры.


Задание: запишите предложения, дайте их характеристику, подчеркните грамматические основы. Крестиком отметьте слова, употребленные в переносном значении.


С середины неба глядит месяц, необъятный небесный свод раздался, раздвинулся. Горит и дышит он.


Задание: творческое списывание

Образуйте словосочетание, употребив прилагательное или глагол в переносном значении.

  • Золотой (кольцо, колосья)

  • Орлиный (нос, гнездо)

  • Ледяной (глыба, взгляд)

  • Горят (дрова, щеки)

  • Спит (река, ребенок)

Благополучно переправившись через реку, вы с Незнайкой оказались у пристани Омонимов. Очень уважающие себя Омонимы первым делом попросили «предъявить» их определение, а потом и задания выполнить.


Задание: дайте определение омонимов. Прочитайте предложения, выпишите омонимы, определите их лексическое значение.

Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.


Задание: запишите предложения, дайте характеристику второго предложения. Являются ли омонимами подчеркнутые слова? Отметьте крестиком слова, в которых букв больше чем звуков.


Однажды кот подкрался к попугаю.

Сейчас тебя я, братец, попугаю.


Молодцы, продолжаем путь. Дорога привела вас к хижине дядюшки Синонима. Дядюшка Синоним был добрым человеком, но все-таки решил испытать Незнайку.

Дайте определение синонимов.


Задание: подберите синонимы к словам, подчеркнутым одной чертой.


Узнать подлинную правду (настоящую).

Беседовать с вежливым человеком (тактичным).

Слушать забавный рассказ (интересный).


А больше всего дядюшка Синоним любил играть.


Задание: исключите лишнее слово, разберите по составу слово «грустный»


Радостный, грустный, веселый.

Шалун, тихоня, озорник.

Огромный, большой, маленький.

Трусливый, мужественный, храбрый.


Порадовавшись, дядюшка Синоним указал самую короткую дорогу в Солнечный город. Только дорога эта лежала через ущелье Антонимов.

Антонимы были большие задавалы, редко кому удавалось благополучно перебраться через их ущелье.

Антонимы попросили величать их.

Помогите Незнайке, дайте определение антонимов.


Задание: подберите к данным словам антонимы, первые буквы записанных вами слов, если их прочитать по вертикали, составят очень хорошее слово.


широкий – (узкий)

твердый – (мягкий)

старый – (новый)

скучный – (интересный)

бесполезный – (ценный)

неряшливый –(аккуратный)


Дополнительное задания: дайте лексическое значение слову «умница»,

составьте с ним сложное предложение с прямой речью.


На уроке, ребята, мы повторили основные лексические понятия и обобщили знания по теме «Лексика» Ваши знания, об этом говорят кружки, закрашенные в зеленый цвет, помогли Незнайке не только преодолеть путь, но и многое узнать. С интересной страной Лексика мы продолжим знакомство в 6 классе.



Домашнее задание: найдите и запишите пословицы, в которых встречаются попарно соединенные слова-антонимы:

Труд – лень, посеешь – пожнешь, дело – потеха.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок повторения по теме "Лексика"

Автор: Меркушева Татьяна Федоровна

Дата: 24.03.2018

Номер свидетельства: 463136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Обобщающий урок по теме "Лексика" в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-lieksika-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "218620"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433852463"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок на тему "Лексика""
    ["seo_title"] => string(22) "urok_na_tiemu_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "449905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515935936"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Повторение темы ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-na-tiemu-povtorieniie-tiemy-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "236738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444147429"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Открытый урок "Экология слова. Обобщение по теме "Лексика""
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-ekologhiia-slova-obobshchieniie-po-tiemie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "253601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447611050"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "План – конспект урока на тему "  Полные и краткие прилагательные ". "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-polnyie-i-kratkiie-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "108014"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403535250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства