kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: " МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предоставлен для изучения орфографического правила об употреблении Ь после шипящих на конце наречий, находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их, выработать стойкие навыки написания Ь после шипящих на конце наречий, повторить употребление Ь после шипящих в разных частях речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: " МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ"»

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

Класс: 7

Продолжительность занятия: 45 минут

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Место в системе уроков: первый урок по теме.

Цели урока: Познакомить с орфограммой «Ь после шипящих на конце наречий».

Задачи:

Образовательные: изучить орфографическое правило об употреблении Ь после шипящих на конце наречий, находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их, выработать стойкие навыки написания Ь после шипящих на конце наречий, повторить употребление Ь после шипящих в разных частях речи.

Развивающие: развитие внимания, восприятия, умения осуществлять основные мыслительные операции, устной и письменной речи, орфографической зоркости, умения анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитание интереса к изучаемому предмету, формирование активности участия в процессе обучения, умения давать самооценку и взаимооценку, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, внимания к русскому языку


Оборудование: презентация темы, карточка-таблица.



Ход урока

I этап урока. Оргмомент

Обоснование: мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада видеть вас, ваши жизнерадостные глаза. Я очень рада знакомству с вами. И я хочу, чтоб этот урок получился интересным и плодотворным, и надеюсь, что вы поможете мне в этом.


II этап урока. Актуализация мыслительной деятельности. Познавательная мотивация. Психологическая подготовка к изучению новой темы

Обоснование: создание проблемной ситуации установка на запоминание и практическое применение новых знаний.

Ребята, вы путешествуете по огромной стране, которая называется «Морфология». И уже который день знакомитесь с городом «Наречие», ваше знакомство с этим городом подходит к концу, но вам предстоит изучить ещё одну очень интересную и полезную орфограмму связанную с этим городом. Что это за орфограмма вы должны догадаться сами. И как только вы определите, что это за орфограмма, вы скажете мне какую тему мы будем изучать и какие задачи решать.

Ребята, посмотрите на экран (слайд 1). Какие очень вам знакомые буквы вы видите, и как мы их обобщенно называем?


Ж

Ш

Ч Ь

Щ

И при чем здесь мягкий знак? С какой орфограммой она связана? (Правописание мягкого знака после шипящих).

Правильно, значит, какую орфограмму нам предстоит изучить связанную с городом «Наречие»? (Слайд 2)

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Задачи:

- познакомиться с правилом правописания Ь на конце наречий после шипящих;

- сформировать и закрепить навыки написания Ь после шипящих в сущ., глаг., прилаг., нареч.;

- выработать умение выявления данной орфограммы и включения её в связный рассказ.

Запись в тетрадях темы урока.

III этап. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

Обоснование: вводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия; анализируется формулировка понятия, данная в учебнике. Наблюдения проводятся на материале орфографического правила в учебнике.

Продолжаем изучать удивительную часть речи – наречие. Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним правописание Ь знака в разных частях речи. Поможет нам в этом таблица, которую мы будем заполнять.

Будем работать в парах

У каждой пары на столе есть эта таблица. А слова, которые вы должны расположить написаны на доске. Работая сообща, вы должны поместить эти слова в таблицу, вспоминая орфограмму, связанную с Ь знаком и шипящими в разных частях речи.

(Слайд 3)

Вспомните виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих на конце слова, и сгруппируйте по ним слова.



Ноч(?), шалаш(?), не соберёш(?)ся, много луж(?), стрич(?), меч(?), монтаж(?), замаж(?)те, пахуч(?), ландыш(?), кирпич(?), могуч(?), из груш(?), свеж(?), мимо рощ(?), береч(?), чертеж(?), отреж(?), улыбнеш(?)ся, дремуч(?), отреж(?)те, полноч(?), доч(?), ходиш(?), помощ(?), съеш(?)те, реч(?) .











Нам предстоит проверить правильность выполнения задания.(Проверка заполнения таблицы, ответы учащихся групп).

Какая строка осталась у нас не заполненной? (Наречие)







(Слайд 4)

Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется

Сущ.

Жен. род, 3 скл.

Ночь

дочь

речь

полночь

помощь

Муж. род, 2 скл.

Шалаш

меч

монтаж

ландыш

кирпич

чертеж

Мн.ч., род. пад.

много луж

из груш

мимо рощ

Глагол

Нач. ф.

Беречь

стричь

Повелительное накл.

Отрежь

Замажьте

Отрежьте

съешьте

2 л., ед. ч.

Ходишь

не соберешься

улыбнешься

ходишь



-----------------

Прил.

----------------------

Краткая форма

Могуч

пахуч

свеж

дремуч

Нареч.

?

?


А теперь давайте посмотрим, какие существуют условия написания Ь после шипящих на конце наречий.

(Слайд 5)

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Ь употребляется

Ь не употребляется

После Ш и Ч

Пример: вскачь, наотмашь

После Ж

Пример: уж, замуж, невтерпеж

Но есть исключение:

Настежь!


Таким образом, мы твердо можем сказать, что(один ученик читает правило на стр.122)


IV этап. Пауза отдыха. Учащиеся разминаются.

Обоснование: проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности.


V этап. Закрепление и обобщение приобретённых знаний и умений.

Обоснование: Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, таблицей. Выполнение аналитико-синтетических упражнений частично-поискового типа. Проверяется усвоение орфографического правила, умения выделять наречия на шипящие среди других частей речи в словосочетаниях, предложениях, связном тексте. Развитие речевых навыков учащихся, привитие норм правильной речи. Обобщение изученного. Итоговое закрепление приобретённых ЗУН.

Теперь вы знаете, когда после шипящих в наречиях пишется мягкий знак. И вы, ребята, без затруднений можете выполнить упражнения. (Первичное закрепление)


(Слайд 5)

1. Выполнить упражнение 263(устно) по цепочке, обозначая изученную орфограмму.

Мчаться вскач(?)

открывается настеж(?)

сполш(?) усыпано

выйти замуж(?)

уйти проч(?)

ударить наотмаш(?)

упасть навзнич(?)


(Сдайд 6)

2. Подобрать синонимы-наречия, оканчивающиеся на шипящие (письменно). Например, очень быстро – вскачь.

Уйти в сторону - … (прочь)

Распахнуть до конца - … (настежь)

Упасть вверх лицом - … (навзничь)

Сделать копию - … (точь-в-точь)

Отсутствие терпения - … (невтерпеж)

Густо засыпано- … (сплошь)


3. Вторичное закрепление.

А теперь проведем игру «Эстафета», но играя мы закрепим изученное. Вы делитесь на две команды: 1 ряд - первая команда, 2ряд - вторая команда. Я вам передаю листочки с заданием, каждый участник команды выполняет одно задание и передает лист как эстафетную палочку, при этом мягкий знак либо выставляете, либо указываете, что его здесь выставлять не надо.


VI этап. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Обоснование. Осуществление принципа «обратной связи», развитие познавательной активности учащихся, пробуждение любознательности. Учитель в соответствии с выбором учащихся делает вывод об усвоении темы и желании учащихся работать. Проверяется объективность самооценки по шкале продуктивности деятельности каждого ученика на уроке.

(Слайд 7)

- Какова была цель урока?

- Добились ли вы результатов?

- О чём узнали? Чему научились?

-Пригодятся ли вам ЗУН, полученные на уроке?

VIII этап. Задание на дом

Обоснование (предыдущий этап).

(Слайд 8)

  1. Упр. 266. Заполнить таблицу из упр. 266 двумя-тремя примерами на каждую часть речи из упр. 265.

  2. Выполнить тестовые задания (на карточке).

  3. Сочинение-миниатюра (4-7 предложений) с использованием слов, в которых встречается ь после шипящих в разных частях речи.


(Слайд 9)

Вы были молодцы!

Спасибо вам за урок!

До свидания!



























Вспомните виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих на конце слова, и сгруппируйте по ним слова.



Ноч(?), шалаш(?), не соберёш(?)ся, много луж(?), стрич(?), меч(?), монтаж(?), замаж(?)те, пахуч(?), ландыш(?), кирпич(?), могуч(?), из груш(?), свеж(?), мимо рощ(?), береч(?), чертеж(?), отреж(?), улыбнеш(?)ся, дремуч(?), отреж(?)те, полноч(?), доч(?), ходиш(?), помощ(?), съеш(?)те, реч(?) .


Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется

Имя существительное

Жен. род, 3 скл.

Муж. род, 2 скл.





Мн.ч., родительный падеж.







Глагол

Нач. форма.







2 л., ед. ч.








-----------------

Имя прилагательное

----------------------

Краткая форма




Наречие

?

?

Тест.

«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

1.Выберите слово, в котором не употребляется Ь:

а) настеж(?) в) замуж(?)

б) вскач(?) г)сплош(?)

2. Выберите слово, в котором употребляется Ь:

а) невтерпёж(?) в)пригож(?)

б) реж(?) г) богач(?)

3.Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Вдали я видел горы.

а) наречие

б) существительное


4. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

«В дали голубой столбом уж крутился песок золотой»

а) наречие в) прилагательное

б) существительное с предлогом


5. В каком слове после шипящих пишется Ь?

а) наотмаш(?) в) плющ(?)

б) невтерпеж(?) г) много луж(?)


6. Как пишутся наречия, образованные повторением слов или из однокоренных слов :

а) слитно в) через дефис

б) раздельно


7. Выберите группу слов, в которой одно слово является лишним

а) вскач(?), навзнич(?), проч(?), сплош(?)

б) свеж(?), хорош(?), пригож(?), горяч(?)

в) мыш(?), печ(?), нож(?), рож(?)

г) еш(?), посееш(?), реж(?), улыбнеш(?)ся










1.Одна дверь на замок, другая настеж(?)

2.Тише едеш(?)- дальше будеш(?).


3.Дом хорош(?), да хозяин не гож(?).


4.По моде и мыш(?) в комоде.

5.Замуж(?) выходи - в оба гляди.


6.Хоть на час, да вскач(?)


7.Проч(?) поди, в грех не вводи! 











1.Скупой богач(?) беднее нищего.


2.Что посееш(?), то и пожнеш(?).


3.Врет сплош(?), а переврать не умеет.


4.Стар дуб, да корень свеж(?).


5.Добрая реч(?), что в избе есть печ(?).


6.Семь раз отмерь, один раз отреж(?)


 7.И близок локоть, да не укусиш(?)



















I этап урока. Оргмомент

-- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада видеть вас, ваши жизнерадостные глаза. Я очень рада знакомству с вами. И я хочу, чтоб этот урок получился интересным и плодотворным, и надеюсь, что вы поможете мне в этом.


II этап урока. Актуализация мыслительной деятельности. Познавательная мотивация. Психологическая подготовка к изучению новой темы

-- Ребята, вы путешествуете по огромной стране, которая называется «Морфология». И уже который урок знакомитесь с городом «Наречие», ваше знакомство с этим городом подходит к концу, но вам предстоит изучить ещё одну очень интересную и полезную орфограмму, связанную с этим городом. Что это за орфограмма вы должны догадаться сами. Таким образам, вам предстоит самим назвать тему нашего урока, и какие задачи вам надо будет решить.


-- Ребята, посмотрите на экран (слайд 1). Какие очень вам знакомые буквы вы видите, и как мы их обобщенно называем?

-- Правильно, эти буквы называются шипящими


-- И при чем здесь мягкий знак? С какой орфограммой она связана? (Правописание мягкого знака после шипящих).

--Правильно, значит, какую орфограмму нам предстоит изучить связанную с городом «Наречие»? (Слайд 2)



III этап. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

-- Продолжаем изучать удивительную часть речи – наречие. Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним правописание Ь знака в разных частях речи. Поможет нам в этом таблица, которую мы будем заполнять.

Будем работать в парах

У каждой пары на столе есть эта таблица. А слова, которые вы должны расположить написаны на доске. Работая сообща, вы должны поместить эти слова в таблицу, вспоминая орфограммы, связанные с Ь знаком и шипящими в разных частях речи.

(Слайд 3)

-- Нам предстоит проверить правильность выполнения задания.(Проверка заполнения таблицы, ответы учащихся групп).



-- Какая строка осталась у нас не заполненной? (Наречие)



-- А теперь давайте посмотрим, какие существуют условия написания Ь после шипящих на конце наречий.

(Слайд 5)

IV этап. Пауза отдыха. Учащиеся разминаются.


Микс-фриз-групп (музыка, учащиеся двигаются по классу, стоп музыка, учащиеся слушают задание и выполняют)

Есть Ь знак – создаются пары,

нет Ь знака - остаются на местах по одному.


V этап. Закрепление и обобщение приобретённых знаний и умений.

-- Теперь вы знаете, когда после шипящих в наречиях пишется мягкий знак. И вы, ребята, без затруднений можете выполнить упражнения. (Первичное закрепление)


Мчаться вскач(?)

открывается настеж(?)

сполш(?) усыпано

выйти замуж(?)

уйти проч(?)

ударить наотмаш(?)

упасть навзнич(?)

(Сдайд 6)







2. Подобрать синонимы-наречия, оканчивающиеся на шипящие (письменно). Например, очень быстро – вскачь.

Уйти в сторону - … (прочь)

Распахнуть до конца - … (настежь)

Упасть вверх лицом - … (навзничь)

Сделать копию - … (точь-в-точь)

Отсутствие терпения - … (невтерпеж)

Густо засыпано- … (сплошь)



3. Вторичное закрепление.

-- А теперь проведем игру «Эстафета», но играя мы закрепим изученное. Вы делитесь на две команды: 1 ряд - первая команда, 2ряд - вторая команда. Я вам передаю листочки с заданием, каждый участник команды выполняет одно задание и передает лист как эстафетную палочку, при этом мягкий знак либо выставляете, либо указываете, что его здесь выставлять не надо.








VI этап. Рефлексия. Подведение итогов урока.

(Слайд 7)


- Какова была цель урока?

- Добились ли вы результатов?

- О чём узнали? Чему научились?

-Пригодятся ли вам ЗУН, полученные на уроке?

VIII этап. Задание на дом

Обоснование (предыдущий этап).

(Слайд 8)

  1. Упр. 266. Заполнить таблицу из упр. 266 двумя-тремя примерами на каждую часть речи из упр. 265.

  2. Выполнить тестовые задания (на карточке).

  3. Сочинение-миниатюра (4-7 предложений) с использованием слов, в которых встречается ь после шипящих в разных частях речи.


(Слайд 9)

Вы были молодцы!

Спасибо вам за урок!

До свидания!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: " МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ"

Автор: Шамгунова Гулия Сагидулловна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Технологическая карта урока русского языка "Мягкий знак на конце наречий" (ФГОС ООО)"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_miaghkii_znak_na_kontsie_nari"
    ["file_id"] => string(6) "467916"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1524842305"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "правописание мягкого знака в наречиях "
    ["seo_title"] => string(45) "pravopisaniie-miaghkogho-znaka-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "129256"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415649945"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание ь после шипящих на конце наречий" по УМК "Начальная школа XXI века" "
    ["seo_title"] => string(154) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-po-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "219948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434446306"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока "Буква Ь после шипящих на конце наречий" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-bukva-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "187652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426537918"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по теме: Мягкий знак после шипящих на конце наречий  7 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-po-tiemie-miaghkii-znak-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150166"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420443533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства