Урок по теме: Мягкий знак после шипящих на конце наречий
7 класс
Цели:
образовательные:
1) изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;
2) находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
3) выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
4) повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;
развивающие:
– развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей;
воспитательные:
– формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Мультимедийная установка.
- Компьютерный класс.
План урока:
- Организационный момент. “Наречия о музыке” (8 мин.).
- Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока (5 мин.).
- Повторение (5 мин.).
- Объяснение нового материала (12 мин.).
- Закрепление (10 мин.).
- Рефлексия (3 мин.).
- Домашнее задание (2 мин.).
Ход урока:
I. Организационный момент. “Наречия о музыке” (Презентация №2).
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы продолжим изучение удивительной части речи – наречия. Начнем с творческой разминки “Наречия о музыке” (слайд №2)
Звучит музыкальный фрагмент – 1-2 минуты.
Учитель тихонько говорит:
– И забываю мир – и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем, и пробуждается поэзия во мне…
2. Написание учащимися мини-сочинения – 2-3 минуты.
3. 2-3 ученика читают мини-сочинения, анализируют работы и выставляют оценки сами учащиеся (критерии: фактические ошибки, выразительность, эмоциональность)
– Вы видите, что работы ваших товарищей становятся с каждым днем все интереснее, ярче, выразительнее. Давайте подумаем. Зачем нужны наречия? (слайд №3)
Делается вывод о роли наречий в русском языке: наречия обогащают нашу речь, создают образность, точность, яркость, “подсвечивают” и “живописуют” глаголы.
II. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.
– Стук. (слайд№4)
Учитель спрашивает:
– Кто бы это мог быть? Да это наш домовенок Кузя. Он хочет что-то нам сказать.
(слайд№5) Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, “пахнет знаниями”! Я домовенок Кузя, который помогал вам при изучении тем “Причастие” и “Деепричастие”! У меня к вам серьёзное дело. Понимаете, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотрите, как бы ошибок не было. Все-таки документ.
(слайд№6) На экране появляется заявление Кузи.
Заявление.
Заявляю, что как только ноч заполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.
Учитель: Исправляем, помогаем Кузе.
- Ночь и молодежь – это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком.
- Врач и луж – тоже существительные, эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце.
- Хорош – краткое прилагательное, оно пишется без ь.
– Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь.
Учитель: А остальные слова? Итак, что же получается? Мы не можем помочь Кузе?
- Полностью не можем. У нас остались наречия.
III. Повторение.
Учитель: А теперь в таблицу запишите свои примеры (слайд№7).
Часть речи
Ь пишется
Ь не пишется
Существительное
Прилагательное
Глагол
Наречие
Учащимися делается вывод об употреблении мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах.
Учитель: Какой будет тема урока?
- Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречия.
IV. Объяснение нового материала.
1.На экране высвечивается тема урока (слайд№8).
“МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ”
Учитель: цель урока?
Учитель: Правило простое (слайд №9). Задание: сочинить считалку, стишок, чтобы легко было выучить это правило.
2-3 ученика читают стишки.
Учитель: А вот еще одна считалочка (слайд №10).
Навзничь, Настежь, Сплошь, Невмочь,
Вскачь, Наотмашь, Лишь и Прочь.
Считалочка повторяется вслух вместе с детьми.
2. Задание: составить алгоритм по применению правила(слайд №11).
Алгоритм рассуждения по применению правила:
а)определить, какая это часть речи
б)если наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений
в)если нет, пиши мягкий знак.
Зарядка для глаз
V. Закрепление.
Учитель: Для применения правила на письме нужно потренироваться.
1. Ученики садятся за компьютеры. Работают с тренажером. (Презентация №2) .
2.Учитель: Кто справился? Кому что непонятно? Какие затруднений? Почему?
3. Учитель: (слайд №14) А теперь давайте поможем домовенку Кузе исправить ошибки в заявлении.
На экране появляется заявление, в котором не исправлены ошибки в наречиях. Учащиеся исправляют.
Учитель: А вот опять Кузя (слайд №15).
Большое спасибо, ребята. Теперь можно отправить заявление по почте. Так солиднее будет.
VI. Рефлексия.
Учитель: Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Учитель: Что новое вы сегодня узнали на уроке? Подумайте над такими вопросами (слайд №16):
- Все ли было понятно на уроке?
- Усвоил ли каждый из вас тему?
- Может быть кто-то испытывал трудности?
- За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
VII. Домашнее задание (слайд №17): параграф 44, написать мини-сочинение о Винни-Пухе. Использовать изученные наречия.
Учитель: Спасибо. Урок закончен.