Алматинская область
Панфиловский район
Улкеншыганская средняя школа
Учительница русского языка и литературы
Баратова Зенатбуви Имаржановна
Класс 9 «а»
Предмет Русский язык
Тема урока
СПП с придаточными цели
Цели урока
Закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях.
Дать понятие о СПП с придаточными цели, уметь правильно определять главную и придаточную часть предложения, правильно ставить вопросы к придаточным цели. Совершенствовать умения употреблять их в речи
Ожидаемый результат
Сумеют правильно определять вид придаточного, найти главную и придаточную, поймут об СПП с придаточными цели
Модули урока
обучение критическому мышлению, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, ИКТ.
Ресурсы
Цветные фишки, таблица «Сложные предложения»
Ход урока
І Орг момент
приветствие учителя с классом, перекличка учащихся,
проверить готовность класса к уроку
ІІ Опрос дом задания
Упражнение 110 (ІІ), 113 (устно), стр 85-90 ;
правило « СПП с придаточными цели »
ІІІ Объяснение новой темы
Объяснение новой темы при помощи ЭУ и таблицы «СП»
ІV Тренировочные задания
Выполнение заданий по группам, индивидуальные задания текста, работа с текстом- чтение и анализ текста,
- Физминутка
Музыкальная композиция
VІ Итог
Прием ЗУН
VІІ Рефлексия
«Корзина пожеланий»
VІІІ Домашнее задание
правило « СПП», привести 5 примеров с СПП с придаточными целями ( выписать художественной литературы)
Действия учителя и ученика на уроке
этапы
действия учителя
действия ученика
І. Орг момент
приветствие учителя с классом, перекличка учащихся, проверить готовность класса к уроку
отметят отсутствующих
ІІ. Опрос дом задания
Прием «Интеллект – карта»
1 группа составляет карту по теме СПП с придаточными условными
2 группа составляет карту по теме СПП с придаточными цели
Учащиеся составляют карту, отвечают на поставленные вопросы, должны привести полные ответы с примерами
ІІІ. Объяснение
новой темы
Новая тема:
Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяется к главной части союзами чтобы(чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только.
Например:
Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться
Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог.
Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить, но и быть любимым.
В этих сложноподчинённых предложениях иногда употребляется указательное слово затем.
Например: Я приехал затем, чтобы объясниться.
Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы.
Например:
Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (придаточное изъяснительное).
Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете. (придаточное образа действия с добавочным значением цели).
Обобщают и закрепляют пройденные темы
ІV. Тренировочные задания
Метод Джигсо (упражнение 113)
Задание: разделить на 2 подтекста, передать краткое содержание
Письменная работа
I группа
Упражнение 110 (ІІ задание, 1-5 предл)
Одной капли чернил достаточно, чтобы возбудить мысль у тысяч, даже у миллионов людей.
II группа
Упражнение 110 (ІІ задание, 5-9 предл)
Любовь к труду необходима, чобы построить свободную счастливую жизнь
Задание для І-ІІ группы
Упражнение 111 (письменно, составить схему СПП)
Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…
Выполнение разноуровневых заданий по подгруппам, дополнительное задание – краткий пересказ текста по методу Джигсо
- Физминутка
Музыкальная композиция
Выполнение разминки
VІ. Итог
Прием ЗУН
знаю
умею
научусь
Ответы на вопросы, выяснение пробелов в знаниях учащихся
VІІ. Рефлексия
«Корзина пожеланий»
Учащиеся высказывают свои мнения об уроке, крепят стикерами на доске
VІІІ. Домашнее задание
правило « СПП», привести 5 примеров с СПП с придаточными целями
(из литературы)
Запись домашнего задания в дневниках
ІХ. Оценивание
индивидуальное оценивание
Выставление оценок в дневниках