Конспект урока на тему: Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.
Конспект урока на тему: Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.
Тема Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.Цели урока: - углубить и систематизировать сведения о сложноподчинённых предложениях с придаточными цели
- развивать умения учащихся конструировать СПП с придаточными цели; расставлять знаки препинания в них; составлять схемы предложений
придаточными цели;
познавательные способности учащихся, умение анализировать,
1. Организационный момент. Проверка класса к уроку
-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок будет необычным, потому что к нам пришли гости. Урок пройдёт поэтапно. Каждое выполненное задание обозначается звёздочкой.
I- этап «Размышляем вместе»
II- этап «Тест»
III-этап «Прояви себя»
IV- этап «Один на один»
V- этап «Испытай себя»
VI этап «Переводчик»
Работа по 1-ому этапу «Размышляем вместе».
БЛИЦ -ОПРОС
Какие предложения называются сложноподчинёнными?
На какие три группы делятся сложноподчинённые предложения?
Какие знаки препинания ставятся в СПП?
Как называется слово в главном предложении, к которому относятся придаточные предложения?
ТЕСТ
1. Укажите СПП с придаточными места
А.Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
В. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
С.М.Пришвин говорил, что выбрал себе в спутники десять умных книг.
2.Укажите СПП с придаточными определительными.
А.Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
В.Мысль, которая пришла ему на ум после длительных размышлений, показалась ему самой
убедительной.
С.Тот день, когда я сдавал свой первый экзамен, запомнится мне навсегда.
3.Укажите предложение, в котором есть придаточное изъяснительное
А.Путники вышли на поляну, которая была покрыта густой и сочной травой.
В.Мы подошли к домику, что стоял в глубине леса.
С. Я сказал мальчикам, что заблудился.
4. Укажите СПП с придаточными причины
А.Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
В. Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.
С. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.
5.Укажите ряд союзов, присоединяющих придаточное времени к главному
А.Когда, как только, в то время как, по мере того как
В. Потому что, оттого что, так как, ибо
С.Если
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Придаточные предложения со значением цели уточняют цель действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы с какой целью? для чего? зачем?
Придаточные со значением цели присоединяются к главному с помощью подчинительных
целевых союзов чтобы (чтоб), для того чтобы.
Например: Для того чтобы принять участие в предметной олимпиаде, мы долго и серъёзно
готовились.
Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.
Язык существует, для того чтобы люди общались друг с другом.
Придаточное со значением цели может находиться на любом месте по отношению к главному
предложению. В главном предложении могут быть указательные слова для того.
Я записал его адрес для того, чтобы отправить письмо.
« ПРОЯВИ СЕБЯ»
Работа в тетрадях.
Перепишите, расставляя знаки препинания и графически обозначьте схему.
Для того чтобы хорошо изобразить художник должен прекрасно видеть.
Всю жизнь он посвятил искусству чтобы развивать в людях возвышенное чувство прекрасного.
Чтобы достичь Магадана на корабле надо пересекать с юга на север Охотское море.
« ОДИН НА ОДИН»
Уровневые задания
I- уровень.
Из простых предложении составьте СПП с придаточными цели с союзом
- чтобы-.
II- уровень
Перепишите, расставляя знаки препинания.
Любовь к труду необходимо чтобы построить свободную счастливую жизнь.
Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть.
III-уровень
Допишите вторую часть СПП.
Я встаю в 7 часов, чтобы…
Цветы надо поливать, чтобы…
« ИСПЫТАЙ СЕБЯ»
Собери предложение
1. в школу, чтобы, мы, получать, ходим, знания.
2. общаться, языки, изучать, чтобы, с другими, нужно, народами.
3. вернуться, я, на тропинку, решил, не заблудиться, чтобы.
4. чтобы, основы, мы, разные, наук, изучаем, предметы, знать.
« ПЕРЕВОДЧИК»
Орта білім алу ?шін мектепті бітіру керек.
Саба??а дайындалу ?шін кітапхана?а бардым.
?ала?а мен о?у ?шін бардым.
Білімді болу ?шін к?п о?у ?ажет.
Подведение итогов.
На какие вопросы отвечают СПП с придаточными цели? С помощью каких союзов связываются
они?
Домашнее задание
Выписать из любого художественного произведения 5 СПП с придаточными цели.
Оценивание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Организационный момент. Проверка класса к уроку
-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок будет необычным, потому что к нам пришли гости. Урок пройдёт поэтапно. Каждое выполненное задание обозначается звёздочкой.
I- этап «Размышляем вместе»
II- этап «Тест»
III-этап «Прояви себя»
IV- этап «Один на один»
V- этап «Испытай себя»
VI этап «Переводчик»
Работа по 1-ому этапу «Размышляем вместе».
БЛИЦ -ОПРОС
Какие предложения называются сложноподчинёнными?
На какие три группы делятся сложноподчинённые предложения?
Какие знаки препинания ставятся в СПП?
Как называется слово в главном предложении, к которому относятся придаточные предложения?
ТЕСТ
1. Укажите СПП с придаточными места
А.Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
В. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
С.М.Пришвин говорил, что выбрал себе в спутники десять умных книг.
2.Укажите СПП с придаточными определительными.
А.Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
В.Мысль, которая пришла ему на ум после длительных размышлений, показалась ему самой
убедительной.
С.Тот день, когда я сдавал свой первый экзамен, запомнится мне навсегда.
3.Укажите предложение, в котором есть придаточное изъяснительное
А.Путники вышли на поляну, которая была покрыта густой и сочной травой.
В.Мы подошли к домику, что стоял в глубине леса.
С. Я сказал мальчикам, что заблудился.
4. Укажите СПП с придаточными причины
А.Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
В. Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.
С. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.
5.Укажите ряд союзов, присоединяющих придаточное времени к главному
А.Когда, как только, в то время как, по мере того как
В. Потому что, оттого что, так как, ибо
С.Если
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Придаточные предложения со значением цели уточняют цель действия, о котором говорится
в главном предложении, и отвечают на вопросы с какой целью? для чего? зачем?
Придаточные со значением цели присоединяются к главному с помощью подчинительных
целевых союзов чтобы (чтоб), для того чтобы.
Например: Для того чтобы принять участие в предметной олимпиаде, мы долго и серъёзно
готовились.
Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.
Язык существует, для того чтобы люди общались друг с другом.
Придаточное со значением цели может находиться на любом месте по отношению к главному
предложению. В главном предложении могут быть указательные слова для того.
Я записал его адрес для того, чтобы отправить письмо.
« ПРОЯВИ СЕБЯ»
Работа в тетрадях.
Перепишите, расставляя знаки препинания и графически обозначьте схему.
Для того чтобы хорошо изобразить художник должен прекрасно видеть.
Всю жизнь он посвятил искусству чтобы развивать в людях возвышенное чувство прекрасного.
Чтобы достичь Магадана на корабле надо пересекать с юга на север Охотское море.
« ОДИН НА ОДИН»
Уровневые задания
I- уровень.
Из простых предложении составьте СПП с придаточными цели с союзом
- чтобы-.
1.Мы очистили участок.
2.Надо посадить дерево.
3.За яблоней нужно терпели
во ухаживать.
4.Вдоль железных дорог
сажают деревья.
чтобы
Можно было посадить
цветы.
Оставить добрую память о
себе.
Выросли хорошие плоды.
Укреплялись насыпи.
II- уровень
Перепишите, расставляя знаки препинания.
Любовь к труду необходимо чтобы построить свободную счастливую жизнь.
Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть.
Чтение служит мне для того чтобы будить мою мысль.
Чтобы провести «Неделю русского языка» мы разработали её сценарий.
III-уровень
Допишите вторую часть СПП.
Я встаю в 7 часов, чтобы…
Цветы надо поливать, чтобы…
Маша приехала учиться, чтобы…
Отец укрепил ветки яблонь, чтобы…
« ИСПЫТАЙ СЕБЯ»
Собери предложение
1. в школу, чтобы, мы, получать, ходим, знания.
2. общаться, языки, изучать, чтобы, с другими, нужно, народами.
3. вернуться, я, на тропинку, решил, не заблудиться, чтобы.
4. чтобы, основы, мы, разные, наук, изучаем, предметы, знать.
« ПЕРЕВОДЧИК»
Орта білім алу үшін мектепті бітіру керек.
Сабаққа дайындалу үшін кітапханаға бардым.
Қалаға мен оқу үшін бардым.
Білімді болу үшін көп оқу қажет.
Подведение итогов.
На какие вопросы отвечают СПП с придаточными цели? С помощью каких союзов связываются
они?
Домашнее задание
Выписать из любого художественного произведения 5 СПП с придаточными цели.