Эпиграф «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости » (Пословица )
Ход урока
1.Организационный этап
Психологический настрой на работу. ( Улыбнулись друг дружке, мне ). Желаю успеха.
2.Актуализация знаний
Уже несколько уроков мы ведём разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет всё, что нас окружает в мире. О какой части речи идёт речь? (Отвечают на вопрос об имени существительном, падежи, скл. чило )
-можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительных ? Какие буквы можно спутать? (-е, - и ).
Повторение падежей существительных и склонений
Назовите когда пишется –е, а когда –и.
Мы продолжаем изучать тему, которую начали на прошлом уроке: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
И.С. Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве и тайнах русского языка. И сегодня на уроке мы раскроем ещё одну тайну русского языка. Какую мы узнаем позже, повторив изученный материал.
3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации
1.Выбор е или и в падежном окончании существительного зависит от склонения и падежа. ( Слова подчиняются общему правилу)
В русском языке есть существительные на -ия, -ий, -ие.Например, станция, здание, санаторий. Существительные на –ия относятся к 1 склонению. Существительные на –ие и –ий относятся ко второму склонению.
Знаем ли мы, ребята, как склоняются эти существительные ? (нет). Можем мы с вами узнать как склоняются эти существительные ? (Да) .
Какая цель нашего урока? (Узнать о правописании гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ия, ий, ие)
4. Изучение нового материала
1.Давайте попробуем просклонять существительные станция, санаторий, здание .
И.п. станци-я санаторий здани-е
Р.п. станци-и санатори-я здани-я
Д.п. станци-и санатори-ю здани-ю
В.п. станци-ю санаторий здани-е
Т.п. станци-ей санатори-ем здани-ем
П.п. о станци-и о санатори-и о здани-и
Выделим окончание. С какими трудностями столкнулись? (Не подчиняются правилу ) (Проблема)
Ребята, запомните, что -ия, -ие, -ий не окончания. Окончания здесь я, е и нулевое (выделение слов – слайд 2(по щелчку)).
Для написания падежных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий есть своё правило. Давайте заполним опорную-схему и вы сможете сформулировать правило.
(Заполнение схемы )
Склонение существительных на –ия, -ий,-ие
Падеж
-ия
-ий
-ие
Пример
Р.п.
-и
-я
-я
лекции
планетария
состязания
Д.п.
-и
-ю
-ю
лекции
планетарию
состязанию
Т.п.
-ей (ею)
-ем
-ем
лекцией
планетарием
состязанием
П.п.
-и
-и
-и
(о) лекции
(о) планетарии
(о ) состязании
Примечание. Существительные м.р. на –ий в Им. п. имеют нулевое окончание: планетарий
На доске появляется правило (слайд 3). Что нам нужно знать для верного написания падежного окончания данных существительных?
Верно. Для существительных на -ия, -ие, -ий можно не определять склонение, достаточно только их опознать.
5. Упражнения по усовершенствованию навыка
Вот вы и узнали новую тайну русского языка .Это то, что сущ. на –ия относятся к 1 скл., на –ие и –ий – ко 2 скл. Мы изучили новую орфограмму. Сейчас мы знаем, что для верного написания падежного окончания существительных на –ия,-ие,-ий достаточно их опознать и запомнить. На конце этих слов пишутся две и из которых лишь последняя является окончанием.
Применим новые знания на практике. Выполним задание.
1)Карточка 1.
Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний:
1 упражнение. Крепко зажмурить глаза на 5 сек., затем открыть (повторить 3 раза)
2 упражнение. Быстро поморгать ( 15 сек.)
3 упражнение. Пальчиками помассировать веки глаз.
4 упражнение. Не поворачивая головы, посмотреть вниз, вверх, влево, вправо.
Е или И . Я называю слова, если в окончании им. сущ. Пишется Е вы хлопаете, если И топаете
О волнении
В сопротивлении
По астрономии
О развлечении
Об ударении
На площади
На площадке
На лошадке
На березе
2) Разминка
На таблице химических элементов Менделеева найдите 8–10 слов, которые в одном из падежей будут иметь окончание, отличное от окончаний других существительных того же склонения.
3) Творческое задание . Словарная работа
Знаете ли вы, что такое планетарий, дельфинарий, серпентарий, гербарий, Колизей. Напишите, что (кого) там можно увидеть. В предложениях обязательно используйте форму предложного падежа. ( предложение устно )
Планетарий — научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; также солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, Марса, Венеры и климатических поясов земного шара.
Дельфинарий, большой аквариум (океанариум) обычно с морской водой, предназначен для содержания дельфинов в целях их изучения, дрессировки и показа посетителям.
1. Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или пространство (например, парк) для содержания змей с целью получения от них яда; разновидность террариума.
Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги.
КОЛИЗЕЙ (Colosseum), крупнейший и наиболее знаменитый из римских амфитеатров. Название "Колизей" было дано зданию в Средние века, в Древнем Риме . (Фото )
6. Контроль .
1. Устно . Работа в парах . Ученики читают только те, в которых есть ошибки.
Задание. «Ошибка, я тебя вижу!»
1. На лекцие в лектории демонстрировали слайды. В письме сообщалось о Виталие Петровиче.
2.В здании школы шёл ремонт. На юбилеи моего папы было сказано много добрых слов. Хорошие условия для отдыха созданы в санаторие «Сосны».
2) Самостоятельная работа . Не забывайте, что является условием выбора гласной в окончании этих слов? (То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ).
Карточка 3.
На урок_ астрономи_ учитель сделал объявление об экскурси_ в планетарий. Встретиться мы решили в здани_ планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движени_ планет. В конце экскурси_ нам рассказали о профессии космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о заняти_ в планетари_.
Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Мы узнали, что к 1 склонению относятся еще существительные на –ия, ко 2му – на –ие и –ий. Мы научились писать падежные окончания данных существительных: на конце этих слов пишется две буквы и, из которых только последняя является окончанием.