kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему: " Правописание существительных на - ия, -ие, -ий". 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Правописание существительные на  -ие, -ия,- ий».

Урок в системе 147.

Тип урока: изучение нового материала.

.Цели.

Предметные:  1. знать существительные на -ие, -ий, -ия  как особую группу ;

                         2. уметь применять правило написания падежных окончаний существительных на –ие, -ия, -ий;

                         3. уметь правильно образовывать падежную форму

                             существительных, употреблять её в речи.

Метапредметные: 1. уметь извлекать информацию из различных источников:                       таблиц, текста учебника;

                                2.  создавать устные и письменные тексты;

                                3. уметь преобразовывать информацию;

                               4. уметь аргументировать ответ и делать выводы;

                               5. адекватно понимать информации устного и письменного сообщения.

Ход урока:

  1. Стадия вызова.

1)Организационный момент.

-Начинается урок. Хочу пожелать вам старания и терпения во время урока.

 2) Актуализация знаний.

- Прочитайте текст, записанный на доске, и подумайте, почему автор дал своим героям такие необычные имена?

Имена и фамилии многих героев не являются случайными. В повест… Н. Носова «Приключения Незнайк… и его друзей» автор размышляет о хвастунишк…Незнайк…, умнице… Знайк…, художник… Тюбик…, о любител… поесть Пончик…, о беспечност… Растеряйк… и угрюмост… Ворчуна.

 

(«Говорящие» имена несут информацию о характере, вкусах, главной черте персонажа).

-Обратите внимание на слова с пропущенной буквой. Ваша задача: вставить пропущенную орфограмму. Для этого необходимо вспомнить правило. Поэтому возьмите Приложение 1, рассмотрите таблицу. Приготовьте лингвистическое сообщение на тему «Склонение имени существительного.и его  падежные окончания» (на  основе таблиц;см. приложение 1).

(Отвечает один обучающийся, а остальные дополняют и приводят свои примеры).

 

- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж?

 (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)

  -А теперь выпишите словосочетания, в  которых зависимым словом является  существительное с пропущенной  орфограммой, распределяя их на две группы:1) сущ. с окончанием –Е, 2)сущ.  с окончанием –И. Объясните  выбор  буквы.

-Проверим задание.

( 1 ученик зачитывает слова с окончанием –Е, а 2-ой зачитывает слова с окончанием –И, аргументирует свой выбор; остальные дополняют, если необходимо).

               2. Работа над новым материалом.

-Обратите внимание на  существительное «фамилии», поставьте его в форму П.п., ед. числа. Запишем.

(На доске:  в фамили.)

- Какое окончание нужно писать?

( Одни интуитивно отвечают: «Писать надо «и», другие,зная правило, утверждают- «е».)

-Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас откроем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу. Что же это за слова? Имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на –ие, -ия, -ий. Обратите внимание на  таблицу « Приложение 2», рассмотрите.

          -Попробуйте сформулировать правило по написанию падежных окончаний существительных на – ия, -ие, ий.

(Отвечает 1 обучающийся, а остальные дополняют по необходимости).

           - Откройте параграф 99 учебника, самостоятельно прочитайте его и сравните наше правило с тем, что в учебнике. Что мы упустили ?

- Так какую букву напишем на месте пропуска в слове « в фамили.»? Кто сразу, не читая правило, выбрал нужную букву?

-Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к толковому словарю).

- Запишите слово в тетради, укажите ударение, орфограммы.

- Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.

Кем был твой прадед на Руси

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рада кузнецов

Отец отца отцова.

- Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным, я верю, что такого ни с кем из вас не произойдёт.

          -

          3.  Закрепление нового материала.

            1.- Найдите «лишние» слова, вставив  окончания, объясните выбор орфограммы устно.

В расписании., в оранжере., в гвардии., на свидании., на побережь…

( Отвечает 1 обучающийся, а второй выступает в роли учителя, остальные по необходимости поправляют и дополняют).

      2 -.Раскройте  скобки, поставив существительные в нужном падеже, работу выполните  письменно.

Наташа, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.

Писать к кому?

- Проверим.

( 1 обучающийся зачитывает, объясняя написание, а остальные проверяют свои работы и исправляют отвечающего, если в этом есть необходимость).

        3. Обозначение орфограммы.

          - Что является условием выбора гласной в окончании этих слов?

 (То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ).

- Обозначьте орфограмму в словах предыдущего задания, подчеркивая условия выбора двумя чертами.

         4..Самостоятельная работа с текстом.

Прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль. Выпишите по два существительных, обозначающих а) предметы; б) признаки; в) действия.

ЗЕМНЫЕ СЛОВА

На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова,
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной.

(Р.Фархади)

Упражнение 5. Выпишите слова в три колонки, вставляя пропущенные буквы.

существительные

прилагательные

глаголы

Безжалос_ный, быстрота, желтизна, др_жать, чес_ность, белила, плавательный, плавать, желтый, соревнование, кривизна, кривой, скривилась, землетр_сение.

Проверка нескольких работ.

  4. . Рефлексия.

- Почему имена существительные на –ие, -ия, ий особенные, чем они отличаются от других склоняемых существительных?

- Оценивая вашу работу на уроке, благодарю вас интересные ответы, умение общаться, проявляя при этом уважение друг к другу.

Попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке. (Приложение 3)

- Очень хорошо, что вы задумались о своих успехах, неудачах, их причинах. А это значит, что вы никогда не остановитесь в своём желании познавать тайны родного языка!

  Объяснение домашнего задания.

Параграф 99 (написать сочинение-миниатюру по иллюстрации).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: " Правописание существительных на - ия, -ие, -ий". 5 класс »

Тема урока: «Правописание существительные на -ие, -ия,- ий».

Урок в системе 147.

Тип урока: изучение нового материала.

.Цели.

Предметные: 1. знать существительные на -ие, -ий, -ия как особую группу ;

2. уметь применять правило написания падежных окончаний существительных на –ие, -ия, -ий;

3. уметь правильно образовывать падежную форму

существительных, употреблять её в речи.

Метапредметные: 1. уметь извлекать информацию из различных источников: таблиц, текста учебника;

2. создавать устные и письменные тексты;

3. уметь преобразовывать информацию;

4. уметь аргументировать ответ и делать выводы;

5. адекватно понимать информации устного и письменного сообщения.


Ход урока:

  1. Стадия вызова.

1)Организационный момент.

-Начинается урок. Хочу пожелать вам старания и терпения во время урока.

2) Актуализация знаний.

- Прочитайте текст, записанный на доске, и подумайте, почему автор дал своим героям такие необычные имена?

Имена и фамилии многих героев не являются случайными. В повест… Н. Носова «Приключения Незнайк… и его друзей» автор размышляет о хвастунишк…Незнайк…, умнице… Знайк…, художник… Тюбик…, о любител… поесть Пончик…, о беспечност… Растеряйк… и угрюмост… Ворчуна.


(«Говорящие» имена несут информацию о характере, вкусах, главной черте персонажа).

-Обратите внимание на слова с пропущенной буквой. Ваша задача: вставить пропущенную орфограмму. Для этого необходимо вспомнить правило. Поэтому возьмите Приложение 1 , рассмотрите таблицу. Приготовьте лингвистическое сообщение на тему «Склонение имени существительного .и его падежные окончания» (на основе таблиц;см. приложение 1).

(Отвечает один обучающийся, а остальные дополняют и приводят свои примеры).


- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж?

(Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)

-А теперь выпишите словосочетания, в которых зависимым словом является существительное с пропущенной орфограммой , распределяя их на две группы:1) сущ. с окончанием –Е, 2)сущ. с окончанием –И. Объясните выбор буквы.

-Проверим задание.

( 1 ученик зачитывает слова с окончанием –Е, а 2-ой зачитывает слова с окончанием –И, аргументирует свой выбор; остальные дополняют, если необходимо).

2.. Работа над новым материалом.

-Обратите внимание на существительное «фамилии», поставьте его в форму П.п., ед. числа. Запишем.

(На доске: в фамили..)

- Какое окончание нужно писать?

( Одни интуитивно отвечают: «Писать надо «и» , другие ,зная правило, утверждают- «е».)

-Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас откроем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу. Что же это за слова? Имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на –ие, -ия, -ий. Обратите внимание на таблицу « Приложение 2», рассмотрите.

-Попробуйте сформулировать правило по написанию падежных окончаний существительных на – ия, -ие, ий.


(Отвечает 1 обучающийся , а остальные дополняют по необходимости).


- Откройте параграф 99 учебника, самостоятельно прочитайте его и сравните наше правило с тем, что в учебнике. Что мы упустили ?

- Так какую букву напишем на месте пропуска в слове « в фамили..»? Кто сразу, не читая правило, выбрал нужную букву?


-Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к толковому словарю).

- Запишите слово в тетради, укажите ударение, орфограммы.

- Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.


Кем был твой прадед на Руси

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рада кузнецов

Отец отца отцова.


- Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным, я верю, что такого ни с кем из вас не произойдёт.

-

3. Закрепление нового материала.

1.- Найдите «лишние» слова, вставив окончания, объясните выбор орфограммы устно.

В расписании.., в оранжере.., в гвардии.., на свидании.., на побережь…


( Отвечает 1 обучающийся, а второй выступает в роли учителя, остальные по необходимости поправляют и дополняют).


2 - .Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже, работу выполните письменно.


Наташа, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.

Писать к кому?


- Проверим.

( 1 обучающийся зачитывает, объясняя написание, а остальные проверяют свои работы и исправляют отвечающего, если в этом есть необходимость).


3. Обозначение орфограммы.

- Что является условием выбора гласной в окончании этих слов?

(То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ).

- Обозначьте орфограмму в словах предыдущего задания, подчеркивая условия выбора двумя чертами.

4. .Самостоятельная работа с текстом.

Прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль. Выпишите по два существительных, обозначающих а) предметы; б) признаки; в) действия.

ЗЕМНЫЕ СЛОВА

На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова,
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной.

(Р.Фархади)

Упражнение 5. Выпишите слова в три колонки, вставляя пропущенные буквы.

существительные

прилагательные

глаголы

 

 

 

 

Безжалос_ный, быстрота, желтизна, др_жать, чес_ность, белила, плавательный, плавать, желтый, соревнование, кривизна, кривой, скривилась, землетр_сение.

Проверка нескольких работ.

4. . Рефлексия.

- Почему имена существительные на –ие, -ия, ий особенные, чем они отличаются от других склоняемых существительных?


- Оценивая вашу работу на уроке, благодарю вас интересные ответы, умение общаться, проявляя при этом уважение друг к другу.


Попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке. (Приложение 3)


- Очень хорошо, что вы задумались о своих успехах, неудачах, их причинах. А это значит, что вы никогда не остановитесь в своём желании познавать тайны родного языка!


Объяснение домашнего задания.

Параграф 99 (написать сочинение-миниатюру по иллюстрации).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Решетникова Татьяна Васильевна

Дата: 25.06.2015

Номер свидетельства: 221319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:  «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных». "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "225049"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439374970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства