Тема урока: «Правописание существительные на -ие, -ия,- ий».
Урок в системе 147.
Тип урока: изучение нового материала.
.Цели.
Предметные: 1. знать существительные на -ие, -ий, -ия как особую группу ;
2. уметь применять правило написания падежных окончаний существительных на –ие, -ия, -ий;
3. уметь правильно образовывать падежную форму
существительных, употреблять её в речи.
Метапредметные: 1. уметь извлекать информацию из различных источников: таблиц, текста учебника;
2. создавать устные и письменные тексты;
3. уметь преобразовывать информацию;
4. уметь аргументировать ответ и делать выводы;
5. адекватно понимать информации устного и письменного сообщения.
Ход урока:
- Стадия вызова.
1)Организационный момент.
-Начинается урок. Хочу пожелать вам старания и терпения во время урока.
2) Актуализация знаний.
- Прочитайте текст, записанный на доске, и подумайте, почему автор дал своим героям такие необычные имена?
Имена и фамилии многих героев не являются случайными. В повест… Н. Носова «Приключения Незнайк… и его друзей» автор размышляет о хвастунишк…Незнайк…, умнице… Знайк…, художник… Тюбик…, о любител… поесть Пончик…, о беспечност… Растеряйк… и угрюмост… Ворчуна.
(«Говорящие» имена несут информацию о характере, вкусах, главной черте персонажа).
-Обратите внимание на слова с пропущенной буквой. Ваша задача: вставить пропущенную орфограмму. Для этого необходимо вспомнить правило. Поэтому возьмите Приложение 1, рассмотрите таблицу. Приготовьте лингвистическое сообщение на тему «Склонение имени существительного.и его падежные окончания» (на основе таблиц;см. приложение 1).
(Отвечает один обучающийся, а остальные дополняют и приводят свои примеры).
- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж?
(Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)
-А теперь выпишите словосочетания, в которых зависимым словом является существительное с пропущенной орфограммой, распределяя их на две группы:1) сущ. с окончанием –Е, 2)сущ. с окончанием –И. Объясните выбор буквы.
-Проверим задание.
( 1 ученик зачитывает слова с окончанием –Е, а 2-ой зачитывает слова с окончанием –И, аргументирует свой выбор; остальные дополняют, если необходимо).
2. Работа над новым материалом.
-Обратите внимание на существительное «фамилии», поставьте его в форму П.п., ед. числа. Запишем.
(На доске: в фамили.)
- Какое окончание нужно писать?
( Одни интуитивно отвечают: «Писать надо «и», другие,зная правило, утверждают- «е».)
-Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас откроем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу. Что же это за слова? Имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на –ие, -ия, -ий. Обратите внимание на таблицу « Приложение 2», рассмотрите.
-Попробуйте сформулировать правило по написанию падежных окончаний существительных на – ия, -ие, ий.
(Отвечает 1 обучающийся, а остальные дополняют по необходимости).
- Откройте параграф 99 учебника, самостоятельно прочитайте его и сравните наше правило с тем, что в учебнике. Что мы упустили ?
- Так какую букву напишем на месте пропуска в слове « в фамили.»? Кто сразу, не читая правило, выбрал нужную букву?
-Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к толковому словарю).
- Запишите слово в тетради, укажите ударение, орфограммы.
- Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.
Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рада кузнецов
Отец отца отцова.
- Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным, я верю, что такого ни с кем из вас не произойдёт.
-
3. Закрепление нового материала.
1.- Найдите «лишние» слова, вставив окончания, объясните выбор орфограммы устно.
В расписании., в оранжере., в гвардии., на свидании., на побережь…
( Отвечает 1 обучающийся, а второй выступает в роли учителя, остальные по необходимости поправляют и дополняют).
2 -.Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже, работу выполните письменно.
Наташа, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.
Писать к кому?
- Проверим.
( 1 обучающийся зачитывает, объясняя написание, а остальные проверяют свои работы и исправляют отвечающего, если в этом есть необходимость).
3. Обозначение орфограммы.
- Что является условием выбора гласной в окончании этих слов?
(То, что они заканчиваются на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ).
- Обозначьте орфограмму в словах предыдущего задания, подчеркивая условия выбора двумя чертами.
4..Самостоятельная работа с текстом.
Прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль. Выпишите по два существительных, обозначающих а) предметы; б) признаки; в) действия.
ЗЕМНЫЕ СЛОВА
На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова,
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной.
(Р.Фархади)
Упражнение 5. Выпишите слова в три колонки, вставляя пропущенные буквы.
существительные
прилагательные
глаголы
Безжалос_ный, быстрота, желтизна, др_жать, чес_ность, белила, плавательный, плавать, желтый, соревнование, кривизна, кривой, скривилась, землетр_сение.
Проверка нескольких работ.
4. . Рефлексия.
- Почему имена существительные на –ие, -ия, ий особенные, чем они отличаются от других склоняемых существительных?
- Оценивая вашу работу на уроке, благодарю вас интересные ответы, умение общаться, проявляя при этом уважение друг к другу.
Попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке. (Приложение 3)
- Очень хорошо, что вы задумались о своих успехах, неудачах, их причинах. А это значит, что вы никогда не остановитесь в своём желании познавать тайны родного языка!
Объяснение домашнего задания.
Параграф 99 (написать сочинение-миниатюру по иллюстрации).