Учитель русского языка и литературы Таекееввва Бахыткуль
Кенжебековна ГУ «Средняя школа №176» города Кызылорда
Тема: Однокоренные слова
(Бір т?бірлі с?здер)
Цели урока: закрепить навыки разбора слов по составу и словообразовательного разбора слова; активизировать творческие способности учеников.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Повторение по теме «Чередование гласных в корнях слов», «Чередование гласных и согласных в приставках».
Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слов на доске заранее: небезопасный, испугаться, служащий (офиса), подыгрывая, черноглазый.
Выполнение упражнения № 15 на стр. 11.
2. Выступление.
- Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово корень. Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажет корень зла. О серьезных ошибках – это в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке. Смотри в корень! или Зри в корень! – значит, выдели самое главное.
Корень – это главная часть слова, выражает основное значение слова. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти слова с одним корнем называются однокоренными.
3. «Третий лишний»
а) лес, лестница, лесничий,
б) честный, чесночный, чеснок,
в) седло, седловина, седина,
г) смешной, смешать, смешить,
д) дивный, удивленный, диванный,
е) левый, лев, налево,
ё) водичка, водитель, водяной,
ж) ветер, вихрь, безветренный,
з) сожаление, сочувствовать, жалость.
4.Подберите однокоренные слова
1) невежа, невежливый (вежливый),
2) связывать, связист (вязать),
3) закат, закатился (катиться),
4) подставка, подставивший (ставить).
5. Подберите однокоренные слова с чередованием согласных в корне.
Пух (пушок), пекарь (печь), лекарь (лечить),бег (бежать), замок (замочек), ноги (ножки), дороги (дорожки), снег (снежок).
6.Подберите однокоренные слова, где есть беглая гласная.
Читать – чтение, окошко (окно), пень (пня), темнота (тьма), огонь (огня), лев (льва).
7. По правописанию корни делятся на группы:
а) 1 группа – это корни с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний.
-оро- -ра- ворота- врата
-оло- -ла- голова- глава
-ере- -ре- дерево-древо
-оло- -ле- молоко-млеко
б) если -а- стоит за корнем, то в корне пишется -и-. Если -а- нет, в корне пишется -е-:
с -а- без –а-
-мира- -мер- замираю – замереть
-бира- -бер- набирал – наберу
-дира- дер- задирает – задерет
-тира- -тер- вытирать- вытереть
- пира- -пер- отпирать – отпереть
в) –блиста- -блест- блистать – блестеть
- стила- -стел- подстилать – подстелить
-жига- жег- поджигать – поджег
-чита- -чет- почитать – почет
г) –лага- -лож- излагать – изложить
-каса- -кос- касаться – коснуться
д) под ударением (пишу, как слышу ) без ударения (кланяться, загар (ударение падает на 1 и на 2 слог)), пишу –гор-, -клон-, -твор-, но – зар-, -плав- (кроме слов–исключений пловец, пловчиха).
8. Обозначьте корни в словах.
Озарение, горение, натворить, сгоряча, плавление, вытворять, уклоняться, растворение, сплавлять, склонение, стихотворение, погорячиться, плавучий.
а) Если в конце корня С то в корне пишем О: поросль, водоросль, если в конце корня СТ или Щ то А: подрастать, растение, выращенный, кроме слов – исключений росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
б) Если в конце корня К то пишем А: – скак- (подскакать).
Если в конце корня Ч то пишем О: -скоч- (подскочить). Слова – исключения: (скачок, скачу).
Придумайте как можно больше слов с этими корнями (скакал, выскочила, подскакали, поскакала, соскочила, ускакал, подскочил, доскакала, наскочил, выскочкой, отскочил, скачок).
г) Есть корни, в которых чередованием О-А командует смысл слова.
Слова, обозначающие все ровные (т.е. прямое, гладкое), мы пишем с корнем –ровн- Слова, обозначающие что-то одинаковое, мы пишем с корнем –равн- (слово-исключение: равнина) и слова, обозначающие то, что пропиталось жидкостью, пишем с корнем – мок-; то что окунают в жидкость – -мак-: промокать под дождем – непромокаемый костюм.
Задание на дом
1. Выполнить упр. 10 на стр. 12
2. Повторить раздел «Словообразование».
3. Заполните таблицу, стр 13