kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Однокоренные слова" Умк 21 век

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФИО автора: Никитина Наталья Николаевна

Место работы: МБОУ СОШ №3 ст. Старощербиновская Краснодарский край

Должность: Учитель начальных классов.
 

Тема: «Однокоренные слова».

Тип урока: Применение знаний и способов действий
Цели:

-Способствовать развитию умения подбирать и различать однокоренные слова, находить и обозначать корень слова, осуществлять поиск слов с заданным корнем; содействовать ознакомлению со словарным словом ворона

Задачи:

Познавательные: уметь структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:  уметь принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: планируют учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, индивидуальные карточки, толковый словарь Даля.

Ход урока

I Организационный момент.

  1. Психологический настрой

Каждый час, всегда, везде,

На уроке и в игре

Громко, четко говорим,

Ровно, правильно сидим.

- Проверим готовность к уроку.

Запись числа

  1. Каллиграфическая минутка

д з р ф

Воробей,  соловей,  сорока… (угадайте птицу по описанию: …(Слайд 1)

 3. Словарная работа.

- Правильно, это ворона. Запишите это слово. Какое сочетание поможет нам запомнить правописание этого слова (оро) (Слайд 2)

 Учитель читает предложения. Ученики выбирают изученные слова с непроверяемыми гласными и записывают их.

Первой в космос полетела собака Лайка. Наступил сентябрь. Ученики сели за парты. Наш город весь в садах. Мы с гордостью произносим слово Родина. Наш родной язык – русский.  Каждую субботу мы собираемся в нашей классной комнате.

1.Взаимопроверка словарной работы. Ученики обмениваются тетрадями, берут карандаши и проверяют работу соседа по слайду (Слайд3)

II Мотивация к учебной деятельности.

  1. Определение темы урока:

- У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем?
- Всех родственников связывают родственные, т.е. близкие отношения.
- Эти слова можно назвать родственными.
- Как вы думаете почему? ( Все эти слова близки по смыслу и у них общая часть.)
- Давайте найдём, какая часть в этих словах одинаковая?
- Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.

- Одинаковая часть родственных слов называется «корень».

- Какой же корень у этих слов? 
- Выделяют корень вот таким значком. 
Откройте учебник на странице 155. Прочитаем название темы. Правило.
- Что же такое корень слова?

- Какие два признака есть у родственных слов?
- Какие слова называются родственными?
Тема: Однокоренные слова

Цели: учиться находить однокоренные слова.
Тему и цель определили.

-Что нужно вспомнить, чтобы начать работать? (что такое корень, как он обозначается, однокоренные слова)
III Самоопределение
- Как будем работать, чтобы ответить на эти вопросы?

Как будем работать в парах?

- Определяемся по времени.

IV Учебная деятельность

- Давайте потренируемся сами подбирать родственные слова.

-Угадайте, кто это: (Слайд 4)

Кто рыбачит на реке, с тонкой удочкой в руке?

(рыбак, рыбачит, рыба)

Кто хлопочет с поварёшкой, (Слайд 4)

Варит вкусный суп с картошкой?

(повар, варит, поварёшка, варенье, варёный)

Кто пасёт овец и коз, там, (Слайд5)

где луг травой порос?

(пастух, пасёт, пастушок, пастбище)

- Молодцы. А теперь послушайте маленький рассказик.

Родня.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница – Гусеница.

- Является ли слово гусеница родственным словам гусь, гусыня, гусята?

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком.

К ним не рискнёт подойти босяком.

- Давайте запишем родственные слова и выделим корень.

- А теперь внимательно прочитайте слова и подумайте, являются ли они родственными? (Слайд 6)

1. Организация самостоятельной работы учащихся.

Учить, изучать, зубрить, (Слайд 7)

Смешной, смешать, смешить,

Болеет, болото, болты, болтун.

Часовщик, часики, часть.

Цирк, циркуль, циркач. (Слайд 8)

- Выпишите однокоренные слова. Проверка по слайду. Дети меняются тетрадями и исправляют карандашом. Если работа верна, рисуют веселый смайлик.

- Назовите детёнышей козы, утки, лося, оленя, тигра, льва, курицы, аиста, кошки, собаки, лошади, зайца.

Физминутка: «Зайка».

-Ребята, давайте прочитаем текст и подберём подходящие по смыслу родственные слова. (Слайд 9)

      Зима. Мелькают в воздухе пушистые ….. Землю укрыл тёплым одеялом …. Лесные тропы занесли …. метели. Дети лепят ….. Летают красногрудые …. Слова: снежинки, снег, снежные, снеговиков, снегири.

-  Назовите корень в этих словах. Что вы заметили?

- Иногда последняя буква в корне может чередоваться.

- Какие ещё слова вы можете назвать? (Снегурочка, снежки)

- Спишите текст, выделите корень.

2. Творческое задание.

-Запишите слово под диктовку.

- Это слово будет началом вашей творческой работы. Напишите 3 слова с однокоренными слова. Подумайте, кто по какому варианту будет работать:

1 вариант – пишу сам, 2 вариант – прошу помощи, 3  вариант - прошу большой помощи.

Карточки - подсказки для слабых учеников по уровням

2 вариант. ПРОШУ ПОМОЩИ.

Хв_ статый - __________________________________________

Ст_рик -_______________________________________________

З _ мовка - ____________________________________________

3 вариант. ПРОЩУ ПОМОЩИ.

Подбери однокоренные слова.

Колос, _____________________________________________

Вода, ______________________________________________

Море, ______________________________________________

Физминутка «Облака»

V Закрепление знаний и способов действий.

1. - Выполните по учебнику на с. 96 №2 (Учатся работать по предложенному плану).

2. Выполните по учебнику на с. 96 №4

- К какому слову можно подобрать однокоренное слово, называющее профессию человека?

3. Игра «Кто больше?». Работа в группах.

Предлагается записать однокоренные слова к словам: поле, двор, кот.

VI Рефлексивно – оценочный этап.

Формулировка  проблемы и выводы по теме урока.

- Всегда ли слова имеющие один корень, являются однокоренными?

Кто нарисовал больше улыбающихся смайликов, встаньте. Молодцы.

VII Домашнее задание.

Уч. с.96 №3

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Однокоренные слова" Умк 21 век»

ФИО автора: Никитина Наталья Николаевна

Место работы: МБОУ СОШ №3 ст. Старощербиновская Краснодарский край

Должность: Учитель начальных классов.

Тема: «Однокоренные слова».

Тип урока: Применение знаний и способов действий
Цели:

-Способствовать развитию умения подбирать и различать однокоренные слова, находить и обозначать корень слова, осуществлять поиск слов с заданным корнем; содействовать ознакомлению со словарным словом ворона

Задачи:

Познавательные: уметь структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, индивидуальные карточки, толковый словарь Даля.


Ход урока

I Организационный момент.

  1. Психологический настрой

Каждый час, всегда, везде,

На уроке и в игре

Громко, четко говорим,

Ровно, правильно сидим.

- Проверим готовность к уроку.

Запись числа

  1. Каллиграфическая минутка

д з р ф

Воробей, соловей, сорока… (угадайте птицу по описанию: …(Слайд 1)

3. Словарная работа.

- Правильно, это ворона. Запишите это слово. Какое сочетание поможет нам запомнить правописание этого слова (оро) (Слайд 2)



Учитель читает предложения. Ученики выбирают изученные слова с непроверяемыми гласными и записывают их.

Первой в космос полетела собака Лайка. Наступил сентябрь. Ученики сели за парты. Наш город весь в садах. Мы с гордостью произносим слово Родина. Наш родной язык – русский. Каждую субботу мы собираемся в нашей классной комнате.

1.Взаимопроверка словарной работы. Ученики обмениваются тетрадями, берут карандаши и проверяют работу соседа по слайду (Слайд3)


II Мотивация к учебной деятельности.

  1. Определение темы урока:

- У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем?
- Всех родственников связывают родственные, т.е. близкие отношения.
- Эти слова можно назвать родственными.
- Как вы думаете почему? ( Все эти слова близки по смыслу и у них общая часть.)
- Давайте найдём, какая часть в этих словах одинаковая?
- Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.

- Одинаковая часть родственных слов называется «корень».

- Какой же корень у этих слов? 
- Выделяют корень вот таким значком. 
Откройте учебник на странице 155. Прочитаем название темы. Правило.
- Что же такое корень слова?

- Какие два признака есть у родственных слов?
- Какие слова называются родственными?

Тема: Однокоренные слова

Цели: учиться находить однокоренные слова.
Тему и цель определили.

-Что нужно вспомнить, чтобы начать работать? (что такое корень, как он обозначается, однокоренные слова)
III Самоопределение
- Как будем работать, чтобы ответить на эти вопросы?

Как будем работать в парах?

- Определяемся по времени.

IV Учебная деятельность

- Давайте потренируемся сами подбирать родственные слова.

-Угадайте, кто это: (Слайд 4)

Кто рыбачит на реке, с тонкой удочкой в руке?

(рыбак, рыбачит, рыба)

Кто хлопочет с поварёшкой, (Слайд 4)

Варит вкусный суп с картошкой?

(повар, варит, поварёшка, варенье, варёный)

Кто пасёт овец и коз, там, (Слайд5)

где луг травой порос?

(пастух, пасёт, пастушок, пастбище)

- Молодцы. А теперь послушайте маленький рассказик.

Родня.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница – Гусеница.

- Является ли слово гусеница родственным словам гусь, гусыня, гусята?

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком.

К ним не рискнёт подойти босяком.

- Давайте запишем родственные слова и выделим корень.

- А теперь внимательно прочитайте слова и подумайте, являются ли они родственными? (Слайд 6)

1. Организация самостоятельной работы учащихся.

Учить, изучать, зубрить, (Слайд 7)

Смешной, смешать, смешить,

Болеет, болото, болты, болтун.

Часовщик, часики, часть.

Цирк, циркуль, циркач. (Слайд 8)

- Выпишите однокоренные слова. Проверка по слайду. Дети меняются тетрадями и исправляют карандашом. Если работа верна, рисуют веселый смайлик.

- Назовите детёнышей козы, утки, лося, оленя, тигра, льва, курицы, аиста, кошки, собаки, лошади, зайца.

Физминутка: «Зайка».

-Ребята, давайте прочитаем текст и подберём подходящие по смыслу родственные слова. (Слайд 9)


Зима. Мелькают в воздухе пушистые ….. . Землю укрыл тёплым одеялом … . Лесные тропы занесли ….. метели. Дети лепят ….. . Летают красногрудые …. Слова: снежинки, снег, снежные, снеговиков, снегири.

- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили?

- Иногда последняя буква в корне может чередоваться.

- Какие ещё слова вы можете назвать? (Снегурочка, снежки)

- Спишите текст, выделите корень.

2. Творческое задание.

-Запишите слово под диктовку.

- Это слово будет началом вашей творческой работы. Напишите 3 слова с однокоренными слова. Подумайте, кто по какому варианту будет работать:

1 вариант – пишу сам, 2 вариант – прошу помощи, 3 вариант - прошу большой помощи.

Карточки - подсказки для слабых учеников по уровням



2 вариант. ПРОШУ ПОМОЩИ.


Хв_ статый - __________________________________________

Ст_рик -_______________________________________________

З _ мовка - ____________________________________________





3 вариант. ПРОЩУ ПОМОЩИ.

Подбери однокоренные слова.


Колос, _____________________________________________

Вода, ______________________________________________

Море, ______________________________________________



Физминутка «Облака»

V Закрепление знаний и способов действий.

1. - Выполните по учебнику на с. 96 №2 (Учатся работать по предложенному плану).

2. Выполните по учебнику на с. 96 №4

- К какому слову можно подобрать однокоренное слово, называющее профессию человека?

3. Игра «Кто больше?». Работа в группах.

Предлагается записать однокоренные слова к словам: поле, двор, кот.

VI Рефлексивно – оценочный этап.

Формулировка проблемы и выводы по теме урока.

- Всегда ли слова имеющие один корень, являются однокоренными?

Кто нарисовал больше улыбающихся смайликов, встаньте. Молодцы.

VII Домашнее задание.

Уч. с.96 №3

































Рыбак http://govorim.by/vitebskaya-oblast/glubokoe/novosti-glubokogo/186090-s-9-iyunya-v-vitebskoy-oblasti-razreshaetsya-lyubitelskoe-rybolovstvo.html

повар http://qiqru.org/23/04/2013/books/574663/sovety_babushki_agaf_i_sbornik.html

пастух http://docfil.ru/dokumentalnie-filmi/page/248/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Однокоренные слова" Умк 21 век

Автор: Никитина Наталья Николаевна

Дата: 26.03.2016

Номер свидетельства: 310203

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Род имен существительных. "
    ["seo_title"] => string(31) "rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420734413"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Обозначение суффикса на письме"
    ["seo_title"] => string(34) "oboznachieniie-suffiksa-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "320125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461012837"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства