Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Цель урока ознакомить учащихся с практикой применения алфавита в разных областях человеческой деятельности; закрепить знания порядка букв в русском алфавите.
Задачи урока: повторить порядок букв в русском алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом; развивать навыки работы со справочником и словарём; развивать собственную самооценку, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, уметь анализировать, сравнивать, классифицировать; совершенствовать свою устную речь, умение слушать одноклассников; высказывать свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ АЛФАВИТЕ »
Тема: Обобщение знаний об алфавите (2 класс)
Образовательная программа: «Планета знаний".
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Педагогические цели: ознакомить учащихся с практикой применения алфавита в разных областях человеческой деятельности; закрепить знания порядка букв в русском алфавите.
Задачи урока:
Предметные: повторить порядок букв в русском алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом; развивать навыки работы со справочниками и словарями.
Метапредметные: развивают собственную самооценку, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать; совершенствуют свою устную речь, умение слушать одноклассников; высказывают свою точку зрения и обосновывают ее; умеют работать в группе.
Планируемые результаты:знают порядок букв русского алфавита, алгоритм работы со справочной литературой; умеют применять на практике знание алфавита.
Оборудование:
Демонстрационный алфавит; различного вида словари (толковые, орфографические, этимологические и др.); бланки с заданиями для работы в группах; тесты по количеству учащихся в классе; презентация для учителя.
Организационная структура урока
I. Организационный момент.
Учащиеся садятся по группам-рядам.
– Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
– Сегодня нам предстоит работа в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Выслушивать ответы, не перебивая других. Доказывать свои версии. В группе ответ дает каждый. Будем внимательными друг к другу. Умеешь сам – научи другого.)
II. Сообщение темы и цели урока.
– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадку:
На страницах букваря
33 богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)
– Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Алфавит.)
– А что такое алфавит или азбука? Давайте вспомним. (Алфавит и азбука обозначают одно и то же. Слово алфавит составлено из названий двух первых греческих букв: альфа и бета. Азбука – из названий двух первых славянских букв: аз, буки.)
Учащиеся читают стихи об азбуке:
В старину учились дети – И учитель для науки
Их учил церковный дьяк, – По субботам их порол.
Приходили на рассвете Вот какой чудной вначале
И твердили буквы так: Наша грамота была!
А и Б – как Аз и Буки Вот каким пером писали –
В как Веди, Г – Глаголь. Из гусиного крыла!
Н. Кончаловская
Прапрадедовской порой До сих пор с него, как встарь,
Стали буквы в четкий строй. Начинается букварь.
Строй как строй, Буквы разуму верны,
Да не простой. И за это им даны
Был он назван алфавит Высочайшие права
И повсюду знаменит. Образовывать слова…
Я. Козловский
– Сколько букв в русском алфавите? (33.)
– Как расположены буквы в алфавите? (По порядку.)
– Так чем мы с вами будем заниматься на уроке? (Повторять и закреплять знания о порядке букв русского алфавита.)
III. Освоение нового материала.
Чистописание:
дд зз уу
– Какая буква лишняя? Почему? (Буква у, потому что она гласная.)
– А какие еще бывают буквы? (Согласные.)
– Дайте характеристику согласным звукам. (д – согласный, звонкий, парный, может быть твердым или мягким:з – согласный, звонкий, парный, может быть твердым или мягким.)
Самооценка.
– Под самым красивым соединением букв поставьте точку.
Словарная работа (картинный словарь).
– Чтобы узнать тему словарной работы, вам нужно отгадать шифровку:
Первая буква этого слова в алфавите четвертая.
Вторая буква стоит в алфавите после буквы Н.
Третья стоит между буквами П и С.
Четвертая – такая же, как и вторая.
Пятая стоит перед буквой Е. (Город.)
– Давайте вспомним и запишем, четко проговаривая, слова с непроверяемыми написаниями на тему «Город». (Завод, машина, Москва, метро, улица, столица.)
Самопроверка (слова записаны на доске).
– Назовите город, в котором мы с вами живем.
– На какую букву начинается это слово?
– А русский алфавит на какую букву начинается?
IV. Закрепление пройденного материала.
Учащиеся произносят алфавит хором и индивидуально, одна группа начинает, другая продолжает по жесту учителя.
– Для чего в нашей жизни нужен алфавит? Обсудите это в группах, опираясь на опорные слова на ваших столах. (Школа, поликлиника, библиотека.)
Выслушиваются ответы учащихся после обсуждения в группах, одна группа может дополнять ответ другой группы.
– Составление различных списков, расстановка книг в библиотеке, хранение карточек в поликлиниках и т. д. Как вы считаете, удобно ли это? Почему?
– Посмотрите на выставку словарей и энциклопедий в классе. Они все такие разные. Посмотрите, какие еще бывают словари.
Презентация «Справочная литература».
– Но какими бы ни были словарь или энциклопедия, слова или информация в них располагаются строго в алфавитном порядке.
– Попробуйте отыскать в толковом словаре значение слова город.
– В словарях правило алфавита повторяется.
Мы по городу гуляем, «Воды», «Мода», «Лимонад»!
Сами вывески читаем. Мы читаем все подряд.
Это – «эс», а это – «ка», Вот блестит, белее снега,
«Ж» похожа на жука. Слово горькое: «аптека».
Вот четыре буквы: «Воды», Рядом сладкие слова:
Вот еще четыре: «Мода». «Фрукты», «пряники», «халва».
Работа по учебнику.
– Как записываются по алфавиту слова, начинающиеся на одну букву? (Обращаем внимание на вторую букву в слове.)
Работа выполняется самостоятельно. Проводится взаимопроверка.
Работа в группах. Применение алфавита в жизни.
– Помогите учителю заполнить журнал, библиотекарю расставить карточки с фамилиями авторов, а почтальону разнести все письма.
Группе выдается бланк с заданиями: по 5 фамилий учеников, детских писателей и названий улиц, которые учащиеся после коллективного обсуждения вносят в бланк ответов в алфавитном порядке. Свои ответы учащиеся сравнивают с проекцией на экране или с записями учителя на доске.
1. Ул. Жилая, ул. Савушкина, ул. Аксакова, ул. Татищева, ул. Кирова.
№ п/п
Название улицы
1
2
3
4
5
2. Соколова, Акулов, Рыжикова, Грибов, Мясников.
№ п/п
Фамилия учащегося
1
2
3
4
5
3. Остер, Заходер, Чарушин, Берестов, Успенский.
№ п/п
Фамилия автора
1
2
3
4
5
К доске приглашаются по 1 смельчаку от каждой группы (всего 6 человек).
– Встаньте в алфавитном порядке по именам.
Работа с предложением.
– Составьте предложение из слов. Слова должны располагаться в алфавитном порядке.
У, высокое, растет, фонтана, дерево. (Высокое дерево растет у фонтана.)
– Подчеркните главные члены предложения.
– Запишите схему предложения.
Тест (выполняет каждый ученик).
– Как в городе дома стоят в определенном порядке, так и в алфавите буквы стоят по порядку, и каждая буква выполняет свою работу, а вы выполните сейчас свою.
1. Выберите верное утверждение.
а) В русском алфавите 33 буквы;
б) в русском алфавите бывает иногда 27 или 44 буквы.
2. Выберите верное утверждение.
а) Согласная буква может обозначать и твердый, и мягкий звук;
б) согласная буква всегда обозначает твердый звук;
в) согласная буква всегда обозначает мягкий звук.
3. Выберите верное утверждение.
а) Согласная буква образует слог;
б) согласная буква не образует слог.
4. Выберите верное утверждение.
а) Сколько в слове гласных, столько и слогов;
б) слогов в слове больше, чем гласных;
в) слогов в слове меньше, чем гласных.
5. Выберите верное утверждение.
а) Мягкий и твердый знаки иногда обозначают какой-либо звук;
б) мягкий и твердый знаки никогда не обозначают никакого звука.
Самопроверка (ключ записан на доске: а, а, а, а, б).
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил? Что запомнилось и заинтересовало больше всего?
– Отлично работали, молодцы.
– Что понравилось на уроке?
– Кому вы хотели бы сегодня поставить оценки?
– Изобразите собой шкалу успеха (сидят за партами – плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят, руки вверх – отлично). Покажите, на сколько сегодня вы: