kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ АЛФАВИТЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка , который соответствует ФГОС.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Цель урока ознакомить учащихся с практикой применения алфавита в разных областях человеческой деятельности; закрепить знания порядка букв в русском алфавите.

Задачи урока: повторить порядок букв в русском алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом; развивать навыки работы со справочником и словарём; развивать собственную самооценку, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, уметь анализировать, сравнивать, классифицировать; совершенствовать свою устную речь, умение слушать одноклассников; высказывать свою точку зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ АЛФАВИТЕ »

Тема: Обобщение знаний об алфавите
(2 класс)

Образовательная программа: «Планета знаний".

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Педагогические цели: ознакомить учащихся с практикой применения алфавита в разных областях человеческой деятельности; закрепить знания порядка букв в русском алфавите.

Задачи урока:

Предметные: повторить порядок букв в русском алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом; развивать навыки работы со справочниками и словарями.

Метапредметные: развивают собственную самооценку, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать; совершенствуют свою устную речь, умение слушать одноклассников; высказывают свою точку зрения и обосновывают ее; умеют работать в группе.

Планируемые результаты: знают порядок букв русского алфавита, алгоритм работы со справочной литературой; умеют применять на практике знание алфавита.

Оборудование:


 Демонстрационный алфавит; различного вида словари (толковые, орфографические, этимологические и др.); бланки с заданиями для работы в группах; тесты по количеству учащихся в классе; презентация для учителя.

Организационная структура урока

I. Организационный момент.

Учащиеся садятся по группам-рядам.

– Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

– Сегодня нам предстоит работа в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Выслушивать ответы, не перебивая других. Доказывать свои версии. В группе ответ дает каждый. Будем внимательными друг к другу. Умеешь сам – научи другого.)

II. Сообщение темы и цели урока.

– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадку:

На страницах букваря

33 богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит.)

– Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Алфавит.)

– А что такое алфавит или азбука? Давайте вспомним. (Алфавит и азбука обозначают одно и то же. Слово алфавит составлено из названий двух первых греческих букв: альфа и бета. Азбука – из названий двух первых славянских букв: аз, буки.)

Учащиеся читают стихи об азбуке:

В старину учились дети – И учитель для науки

Их учил церковный дьяк, – По субботам их порол.

Приходили на рассвете Вот какой чудной вначале

И твердили буквы так: Наша грамота была!

А и Б – как Аз и Буки Вот каким пером писали –

В как Веди, Г – Глаголь. Из гусиного крыла!

Н. Кончаловская


Прапрадедовской порой До сих пор с него, как встарь,

Стали буквы в четкий строй. Начинается букварь.

Строй как строй, Буквы разуму верны,

Да не простой. И за это им даны

Был он назван алфавит Высочайшие права

И повсюду знаменит. Образовывать слова…

Я. Козловский

– Сколько букв в русском алфавите? (33.)

– Как расположены буквы в алфавите? (По порядку.)

– Так чем мы с вами будем заниматься на уроке? (Повторять и закреплять знания о порядке букв русского алфавита.)

III. Освоение нового материала.

Чистописание:

дд зз уу

– Какая буква лишняя? Почему? (Буква у, потому что она гласная.)

– А какие еще бывают буквы? (Согласные.)

– Дайте характеристику согласным звукам. (д – согласный, звонкий, парный, может быть твердым или мягким:з – согласный, звонкий, парный, может быть твердым или мягким.)

Самооценка.

– Под самым красивым соединением букв поставьте точку.

Словарная работа (картинный словарь).

– Чтобы узнать тему словарной работы, вам нужно отгадать шифровку:

 Первая буква этого слова в алфавите четвертая.

 Вторая буква стоит в алфавите после буквы Н.

 Третья стоит между буквами П и С.

 Четвертая – такая же, как и вторая.

 Пятая стоит перед буквой Е. (Город.)

– Давайте вспомним и запишем, четко проговаривая, слова с непроверяемыми написаниями на тему «Город». (Завод, машина, Москва, метро, улица, столица.)

Самопроверка (слова записаны на доске).

– Назовите город, в котором мы с вами живем.

– На какую букву начинается это слово?

– А русский алфавит на какую букву начинается?

IV. Закрепление пройденного материала.

Учащиеся произносят алфавит хором и индивидуально, одна группа начинает, другая продолжает по жесту учителя.

– Для чего в нашей жизни нужен алфавит? Обсудите это в группах, опираясь на опорные слова на ваших столах. (Школа, поликлиника, библиотека.)

Выслушиваются ответы учащихся после обсуждения в группах, одна группа может дополнять ответ другой группы.

– Составление различных списков, расстановка книг в библиотеке, хранение карточек в поликлиниках и т. д. Как вы считаете, удобно ли это? Почему?

– Посмотрите на выставку словарей и энциклопедий в классе. Они все такие разные. Посмотрите, какие еще бывают словари.

Презентация «Справочная литература».

– Но какими бы ни были словарь или энциклопедия, слова или информация в них располагаются строго в алфавитном порядке.

– Попробуйте отыскать в толковом словаре значение слова город.

– В словарях правило алфавита повторяется.

Мы по городу гуляем, «Воды», «Мода», «Лимонад»!

Сами вывески читаем. Мы читаем все подряд.

Это – «эс», а это – «ка», Вот блестит, белее снега,

«Ж» похожа на жука. Слово горькое: «аптека».

Вот четыре буквы: «Воды», Рядом сладкие слова:

Вот еще четыре: «Мода». «Фрукты», «пряники», «халва».

Работа по учебнику.

– Как записываются по алфавиту слова, начинающиеся на одну букву? (Обращаем внимание на вторую букву в слове.)

Работа выполняется самостоятельно. Проводится взаимопроверка.

Работа в группах. Применение алфавита в жизни.

– Помогите учителю заполнить журнал, библиотекарю расставить карточки с фамилиями авторов, а почтальону разнести все письма.

Группе выдается бланк с заданиями: по 5 фамилий учеников, детских писателей и названий улиц, которые учащиеся после коллективного обсуждения вносят в бланк ответов в алфавитном порядке. Свои ответы учащиеся сравнивают с проекцией на экране или с записями учителя на доске.


1. Ул. Жилая, ул. Савушкина, ул. Аксакова, ул. Татищева, ул. Кирова.

№ п/п

Название улицы

1


2


3


4


5


2. Соколова, Акулов, Рыжикова, Грибов, Мясников.

№ п/п

Фамилия учащегося

1


2


3


4


5



3. Остер, Заходер, Чарушин, Берестов, Успенский.

№ п/п

Фамилия автора

1


2


3


4


5



К доске приглашаются по 1 смельчаку от каждой группы (всего 6 человек).

– Встаньте в алфавитном порядке по именам.

Работа с предложением.

– Составьте предложение из слов. Слова должны располагаться в алфавитном порядке.

У, высокое, растет, фонтана, дерево. (Высокое дерево растет у фонтана.)

– Подчеркните главные члены предложения.

– Запишите схему предложения.

Тест (выполняет каждый ученик).

– Как в городе дома стоят в определенном порядке, так и в алфавите буквы стоят по порядку, и каждая буква выполняет свою работу, а вы выполните сейчас свою.

1. Выберите верное утверждение.

а) В русском алфавите 33 буквы;

б) в русском алфавите бывает иногда 27 или 44 буквы.

2. Выберите верное утверждение.

а) Согласная буква может обозначать и твердый, и мягкий звук;

б) согласная буква всегда обозначает твердый звук;

в) согласная буква всегда обозначает мягкий звук.

3. Выберите верное утверждение.

а) Согласная буква образует слог;

б) согласная буква не образует слог.

4. Выберите верное утверждение.

а) Сколько в слове гласных, столько и слогов;

б) слогов в слове больше, чем гласных;

в) слогов в слове меньше, чем гласных.

5. Выберите верное утверждение.

а) Мягкий и твердый знаки иногда обозначают какой-либо звук;

б) мягкий и твердый знаки никогда не обозначают никакого звука.

Самопроверка (ключ записан на доске: а, а, а, а, б).

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил? Что запомнилось и заинтересовало больше всего?

– Отлично работали, молодцы.

– Что понравилось на уроке?

– Кому вы хотели бы сегодня поставить оценки?

– Изобразите собой шкалу успеха (сидят за партами – плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят, руки вверх – отлично). Покажите, на сколько сегодня вы:

1) были успешны и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ АЛФАВИТЕ

Автор: Макарова Лариса Ивановна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Обобщение знаний об алфавите"
    ["seo_title"] => string(31) "obobshchenie_znanii_ob_alfavite"
    ["file_id"] => string(6) "547239"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1587365773"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технологическая карта урока-монопроекта по русскому языку на тему "В словари - за частями речи" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-monoproiekta-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-v-slovari-za-chastiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "111389"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407421403"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного материала за год "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obobshchieniie-izuchiennogho-matieriala-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "123222"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414431369"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Части речи (обобщение)"
    ["seo_title"] => string(30) "chasti-riechi-obobshchieniie-2"
    ["file_id"] => string(6) "254510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447773500"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Открытый урок на тему "Звуки и буквы""
    ["seo_title"] => string(36) "otkrytyi-urok-na-tiemu-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "313533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459500711"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства