kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока-монопроекта по русскому языку на тему "В словари - за частями речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс:  2 класс

УМК «Школа России»

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М. «Просвещение»

Тема урока:  Проект «В словари - за частями речи!»

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта «В словари за частями речи».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за родной русский язык;
  • формирование личностного смысла учения;
  • формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной ответственности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием словарей;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с

задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • формирование умения работать в группах.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • развитие умения использовать полученные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • уточнить представления учащихся о словарях, их видах и назначении;
  • формировать умения пользоваться «Толковым словарём», «Орфографическим словарём», «Орфоэпическим словарём», «Словарём антонимов» и «Словарём синонимов»,  «Словарём однокоренных слов», находить полезную информацию в словарях, составлять собственные задания, для выполнения которых потребуются словари;
  • формировать умение участвовать в презентации;
  • обобщение знаний учащихся о частях речи;
  • воспитание позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.

Оборудование и материалы

  • Учебник «Русский язык» 2 класс (2ч.)  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Просвещение 2011.
  • Словари:

1)Толковый словарь русского языка для начальной школы. Шведов С.М. 2006 «Современное слово».

2)Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника. Ушаков О.Д. 2009. «Литера».

3)Школьный словообразовательный словарь русского языка. Тихонов А.Н. 1996.

4)Школьный орфоэпический словарь русского языка. Введенская Л.А. Изд.центр «МарТ» 2006

5)Школьный словарь антонимов русского языка. Львов М.Р.Просвещение. 2009

6)Школьный словарь синонимов русского языка. Сост.Медведева А.А. Центрполиграф 2007

  • Карточки для групповой работы
  • Памятки для организации совместной деятельности

Технологическая карта урока. Организация взаимодействия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Желают успеха.

Рассаживаются по группам (6 групп по 4-5 человек), готовятся к уроку.

Коммуникативные:

развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные: саморегуляция.

II.Погружение в проект.

Уточняет представление детей о проекте как виде деятельности в ходе беседы.

-Что такое проект?

-В каких проектах участвовали?

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Знакомит с высказыванием: « Не тот образованный человек, который все знает (это невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

Организует беседу.

-Где мы можем найти ответы на возникающие вопросы?

- Чему будет посвящен проект?

Создает эмоциональный настрой, используя стихотворение Я.Козловского «Русской речи государь по прозванию словарь!»

(Приложение №1)

Знакомит с темой проекта.

Озвучивают понятие проекта. Отвечают на вопросы.

 Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения о теме проекта.

Слушают стихотворение.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Личностные: осознают личностный смысл учения; имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные:

осознанное построение речевого высказывания;

выдвижение гипотез.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать, выражать свои мысли.

III. Актуализация         знаний

Организует беседу по уточнению и конкретизации имеющихся знаний:

- Какие словари вам известны?

-Для какой цели используется каждый словарь?

- По каким правилам построен?

- Вспомните алфавит и отгадайте слова, зашифрованные цифрами:

25 1 19 20 10

18 5 25 10

 (части речи)

Отвечают на вопросы.

Слушают высказывания учащихся (по одному представителю от каждой группы  – по количеству словарей) о словарях. Делятся впечатлениями, задают уточняющие вопросы, дополняют высказывания.

Личностные:

не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль знаний, понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

 Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи.

IV. Постановка проблемы

Помогает сформулировать проблему и цель проекта.

-Умеете ли вы работать со словарями?

- Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми видами словарей , научимся ими пользоваться.

- Вы узнаете на какие вопросы можно найти ответы в словарях. Составите собственные задания.

Формулируют проблему и цель проекта с помощью учителя.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.

V. Работа в группах

1.Решение предложенных грамматических задач с использованием словарей.

2.Составление собственных заданий (проектов) по словарю и подготовка их к презентации.

Организует игру «Поисковик»

( Каждая команда получает маршрутный лист с заданиями. Для выполнения каждого задания необходимо определить соответствующий словарь и выполнить задание. В итоге каждая команда должна поработать со всеми словарями)

(Приложение №2)

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы, помогает распределить роли в группах.

Выполняют предложенные задания в группах с использованием словарей.

Оформляют выполненное задание в маршрутном листе.

Продумывают задания по своему словарю. Выбирают наиболее интересные.  Продумывают, как представят свой словарь. Распределяют обязанности между членами группы.

Оформляют проект.

Личностные: адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с одноклассниками и учителем) свои действия для решения задачи;

действовать по намеченному плану; анализировать ход и способ действий.

Познавательные: осуществление  поиска необходимой информации в справочной литературе, использование её для решения учебно-познавательных задач;  ориентация и восприятие научных текстов; обобщение, аналогия, сравнение, классификация объектов. 

Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности;

оценивать мысли, советы других людей, принимать их во внимание;

участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.

VI. Презентация продукта

(осуществляется через несколько дней во внеурочной деятельности)

Организует презентацию.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.

Группы учащихся по очереди представляют свой словарь и предлагают другим учащимся выполнить составленные задания.

Выступают в качестве экспертов, т.е. задают вопросы и высказывают замечания ( при презентации других групп) на основе установленных критериев оценивания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, строить высказывания;

Регулятивные:

контролировать, корректировать, оценивать действия партнеров.

Познавательные: структурирование найденной информации в нужной форме;

осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VII. Рефлексия

Обобщает и резюмирует полученные результаты.

Подводит итоги.

- В каком проекте вы участвовали?

- В чём для вас состоит ценность данного проекта?

-Какие умения и способности вы открыли в себе и в своих товарищах?

Отвечают на вопросы.

Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Личностные: адекватная самооценка.

Регулятивные: умение оценивать свою и чужую деятельность.

Познавательные: осознание качества и уровня усвоения материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока-монопроекта по русскому языку на тему "В словари - за частями речи" »

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языку

Класс: 2 класс

УМК «Школа России»

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М. «Просвещение»

Тема урока: Проект «В словари - за частями речи!»

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта «В словари за частями речи».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за родной русский язык;

  • формирование личностного смысла учения;

  • формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной ответственности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием словарей;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с

задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • формирование умения работать в группах.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • развитие умения использовать полученные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • уточнить представления учащихся о словарях, их видах и назначении;

  • формировать умения пользоваться «Толковым словарём», «Орфографическим словарём», «Орфоэпическим словарём», «Словарём антонимов» и «Словарём синонимов», «Словарём однокоренных слов», находить полезную информацию в словарях, составлять собственные задания, для выполнения которых потребуются словари;

  • формировать умение участвовать в презентации;

  • обобщение знаний учащихся о частях речи;

  • воспитание позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.



Оборудование и материалы

  • Учебник «Русский язык» 2 класс (2ч.) В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Просвещение 2011.

  • Словари:

1)Толковый словарь русского языка для начальной школы. Шведов С.М. 2006 «Современное слово».

2)Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника. Ушаков О.Д. 2009. «Литера».

3)Школьный словообразовательный словарь русского языка. Тихонов А.Н. 1996.

4)Школьный орфоэпический словарь русского языка. Введенская Л.А. Изд.центр «МарТ» 2006

5)Школьный словарь антонимов русского языка. Львов М.Р. Просвещение. 2009

6)Школьный словарь синонимов русского языка. Сост.Медведева А.А. Центрполиграф 2007



  • Карточки для групповой работы

  • Памятки для организации совместной деятельности

Технологическая карта урока. Организация взаимодействия.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


I.Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Желают успеха.

Рассаживаются по группам (6 групп по 4-5 человек), готовятся к уроку.

Коммуникативные:

развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.


Регулятивные: саморегуляция.


II.Погружение в проект.

Уточняет представление детей о проекте как виде деятельности в ходе беседы.

-Что такое проект?

-В каких проектах участвовали?


Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Знакомит с высказыванием: « Не тот образованный человек, который все знает (это невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

Организует беседу.

-Где мы можем найти ответы на возникающие вопросы?

- Чему будет посвящен проект?


Создает эмоциональный настрой, используя стихотворение Я.Козловского «Русской речи государь по прозванию словарь!»

(Приложение №1)

Знакомит с темой проекта.

Озвучивают понятие проекта. Отвечают на вопросы.







Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения о теме проекта.















Слушают стихотворение.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.








Личностные: осознают личностный смысл учения; имеют мотивацию к учебной деятельности.


Регулятивные: прогнозирование.


Познавательные:

осознанное построение речевого высказывания;

выдвижение гипотез.


Коммуникативные:

умение слушать и слышать, выражать свои мысли.



III. Актуализация знаний


Организует беседу по уточнению и конкретизации имеющихся знаний:

- Какие словари вам известны?

-Для какой цели используется каждый словарь?

- По каким правилам построен?

- Вспомните алфавит и отгадайте слова, зашифрованные цифрами:

25 1 19 20 10

18 5 25 10

(части речи)




Отвечают на вопросы.

Слушают высказывания учащихся (по одному представителю от каждой группы – по количеству словарей) о словарях. Делятся впечатлениями, задают уточняющие вопросы, дополняют высказывания.

Личностные:

не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.


Регулятивные: осуществляют самоконтроль знаний, понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале.


Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.


Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи.


IV. Постановка

проблемы

Помогает сформулировать проблему и цель проекта.


-Умеете ли вы работать со словарями?

- Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми видами словарей , научимся ими пользоваться.

- Вы узнаете на какие вопросы можно найти ответы в словарях. Составите собственные задания.

Формулируют проблему и цель проекта с помощью учителя.


Регулятивные: целеполагание.


Познавательные: формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.













V. Работа в группах

1.Решение предложенных грамматических задач с использованием словарей.











2.Составление собственных заданий (проектов) по словарю и подготовка их к презентации.



Организует игру «Поисковик»

( Каждая команда получает маршрутный лист с заданиями. Для выполнения каждого задания необходимо определить соответствующий словарь и выполнить задание. В итоге каждая команда должна поработать со всеми словарями)

(Приложение №2)


Наблюдает, советует, отвечает на вопросы, помогает распределить роли в группах.



Выполняют предложенные задания в группах с использованием словарей.

Оформляют выполненное задание в маршрутном листе.









Продумывают задания по своему словарю. Выбирают наиболее интересные. Продумывают, как представят свой словарь. Распределяют обязанности между членами группы.

Оформляют проект.























Личностные: адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.


Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с одноклассниками и учителем) свои действия для решения задачи;

действовать по намеченному плану; анализировать ход и способ действий.


Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в справочной литературе, использование её для решения учебно-познавательных задач; ориентация и восприятие научных текстов; обобщение, аналогия, сравнение, классификация объектов.


Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности;

оценивать мысли, советы других людей, принимать их во внимание;

участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.


VI. Презентация продукта

(осуществляется через несколько дней во внеурочной деятельности)

Организует презентацию.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.


Группы учащихся по очереди представляют свой словарь и предлагают другим учащимся выполнить составленные задания.


Выступают в качестве экспертов, т.е. задают вопросы и высказывают замечания ( при презентации других групп) на основе установленных критериев оценивания.



Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, строить высказывания;


Регулятивные:

контролировать, корректировать, оценивать действия партнеров.


Познавательные: структурирование найденной информации в нужной форме;

осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



VII. Рефлексия

Обобщает и резюмирует полученные результаты.

Подводит итоги.

- В каком проекте вы участвовали?

- В чём для вас состоит ценность данного проекта?

-Какие умения и способности вы открыли в себе и в своих товарищах?


Отвечают на вопросы.

Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.


Личностные: адекватная самооценка.


Регулятивные: умение оценивать свою и чужую деятельность.


Познавательные: осознание качества и уровня усвоения материала.



Список литературы.

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.Просвещение, 2011.

  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. «Начальная школа», 2005, №9.

  3. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Авт.сост.: Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. и др. – Волгоград: Учитель, 2012.

  4. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. Методика обучения. М. «Вако», 2013.

  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.,2005.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

  7. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.







Приложение 1

Я.Козловский

Русской речи государь

По прозванию словарь

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.



Правит ими государь,

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.



Утверждать ему не ново,

Как писать любое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.



Уважаем государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю.



Он связует новь и старь.

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию словарь!



Приложение 2

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Группа __________________________________________________________________

Участники: ______________________________________________________________

Последовательность действий

  1. Прочитайте грамматическую задачу.

  2. Определите, каким словарём воспользуетесь для решения данной задачи.

  3. Решите задачу.

  4. Заполните таблицу.

  5. Переходите к следующему заданию.

  6. Составьте свою задачу по одному из словарей.

  7. Подготовьте презентацию своего словаря и задания, для выполнения которого требуется представленный словарь.

задания

Грамматическая задача

Словарь

Решение задачи



1.


Найдите в словаре слово СМЕКАЛКА и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово? Составьте и запишите предложение со словом

«смекалка».





2.


Найдите в словаре имена существительные – названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.





3.



Определите часть речи данных слов:

жёлтый, голубой, багряный.

Подберите к ним слова близкие по значению. Составьте предложения с любой парой слов.




4.



Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов противоположных по смыслу.

Составьте предложения со словами любой пары.




5.



Найдите слова-названия людей по роду их занятий. Запишите их. Обозначьте в них ударение.







6.


Выпишите слова с корнем –зим-. Выделите в них корень. Определите какой частью речи является каждое слово.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Реган Елена Геннадьевна

Дата: 07.08.2014

Номер свидетельства: 111389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства