учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.
Ход урока
Организационный момент.
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
-Начнем скорей урок!
II. Каллиграфическая минутка.
Отгадай тему урока по первым буквам отгадок
1.Живёт спокойно - не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет…. (Черепаха)
2. Буквы-значки как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
И называется… (Алфавит)
3. То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый… (Светлячок)
4. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь… (Тишина)
5. Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю…… (Игрушки)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: Кошка, брысь,
Потому что это… (Рысь)
7.Немытое в рот
Ни за что не возьмёт,
И ты будь таким,
Как чистюля…. (Енот)
Солнце глянуло сквозь щелку,
Свесив огненную…. (Челку)
9. Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ноги с обрыва
Такая грустная (Ива)
-Назовите тему нашего урока.
-Части речи
Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.
2. Выделение «лишних» слов в каждой группе, не относящихся к словам с данным корнем.
– Прочитайте ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете выделить?
– Все ли слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти «лишние» слова. В остальных словах выделите корни.
– Найдите слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.
– Есть ли в данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите их, выделите гласные, поставьте ударение.
Учащиеся получают в тетрадях следующую запись:
3. Группировка слов по частям речи.
– Подумайте, как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.) Посмотрите, что обозначает каждое слово?
– На какие же части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)
– Запишите слова в три столбика по частям речи.
– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.
– Перед нами задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.
Сопоставление грамматических признаков изученных частей речи.
– По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)
– Какая изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)
– Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)
– Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)
– Все ли части речи обладают этими признаками?
– Почему?
– Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.
Таблица дана в незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности каждой части речи.
В результате работы таблица приобретает следующий вид:
Существительное
Прилагательное
Глагол
Личные
местоимения
Значение
Предмет
Признак
Действие,
состояние
Указывает
на предмет
Вопросы
что делать?
что сделать?
+
измен.
+
измен.
+
измен.
+
постоян.
+
постоян.
+
измен.
+
измен.
в пр. вр.
+
измен.
в 3 л. ед. ч.
Склонение
+
–
–
–
Падеж
+
+
–
+
I
II
СПР.
–
–
+
–
–
–
+
измен.
в наст.
и буд. вр.
+
постоян.
Время
–
–
+
–
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.
Ход урока
Организационный момент.
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
-Начнем скорей урок!
II. Каллиграфическая минутка.
Отгадай тему урока по первым буквам отгадок
1.Живёт спокойно - не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет…. (Черепаха)
2. Буквы-значки как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
И называется… (Алфавит)
3. То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый… (Светлячок)
4. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь… (Тишина)
5. Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю…… (Игрушки)
6. Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: Кошка, брысь,
Потому что это… (Рысь)
7.Немытое в рот
Ни за что не возьмёт,
И ты будь таким,
Как чистюля…. (Енот)
8. Солнце глянуло сквозь щелку,
Свесив огненную…. (Челку)
9. Как это скучно - Сто лет без движенья В воду глядеть На своё отраженье. Свесила ноги с обрыва Такая грустная (Ива)
-Назовите тему нашего урока.
-Части речи
Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.
2. Выделение «лишних» слов в каждой группе, не относящихся к словам с данным корнем.
– Прочитайте ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете выделить?
– Все ли слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти «лишние» слова. В остальных словах выделите корни.
– Найдите слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.
– Есть ли в данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите их, выделите гласные, поставьте ударение.
Учащиеся получают в тетрадях следующую запись:
3. Группировка слов по частям речи.
– Подумайте, как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.) Посмотрите, что обозначает каждое слово?
– На какие же части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)
– Запишите слова в три столбика по частям речи.
– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.
– Перед нами задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.
Сопоставление грамматических признаков изученных частей речи.
– По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)
– Какая изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)
– Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)
– Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)
– Все ли части речи обладают этими признаками?
– Почему?
– Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.
Таблица дана в незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности каждой части речи.
В результате работы таблица приобретает следующий вид:
Существительное
Прилагательное
Глагол
Личные
местоимения
Значение
Предмет
Признак
Действие, состояние
Указывает
на предмет
Вопросы
что делать?
что сделать?
+
измен.
+
измен.
+
измен.
+
постоян.
+
постоян.
+
измен.
+
измен.
в пр. вр.
+
измен.
в 3 л. ед. ч.
Склонение
+
–
–
–
Падеж
+
+
–
+
I
II
СПР.
–
–
+
–
–
–
+
измен.
в наст. и буд. вр.
+
постоян.
Время
–
–
+
–
Упражнение в определении части речи
Определи часть речи над выделенными словами
Век живи – век учись.
Тетрадь – зеркало ученика.
Сперва аз да буки, а потоми науки.
Чем десять раз читать, лучше один раз записать.
Учиться никогда не поздно.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.
Век живи – век …..
Тетрадь –…….. ученика.
Сперва аз да буки, а потоми.……….
Чем……..раз читать, лучше один раз записать.
Учиться никогда не …….
Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.
поздно
учись
десять
науки
зеркало
маленькое
Работа с учебником.
Стр. 62 читаем правило
Стр. 63 Упражнение 130
Домашнее задание: упражнение 542, с. 129; подготовиться к письму по памяти (упр. 543, с. 130).
Рефлексия. Итог урока.
О чем мы говорили на уроке? Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово? Приведите примеры каждой части речи. Оцените свою работу с помощью веера отметок.