kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема «Глагол. Понятие о глаголе. Правописание не с глаголами».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: расширять и углублять базовые теоретические знания учащихся по

                                  теме «Глагол». Прививать навык использования теоретических

                                  знаний в практической работе.

                                  Учить находить глаголы в тексте и определять их значение.

                                  Акцентировать внимание на морфологических признаках глагола.

                                  Повторить орфограмму «Правописание не с глаголами»,

                                  продолжить развитие навыка её использования.

                                  Расширять словарный запас учащихся, развивать память,

                                  воспитывать внимание и культуру речи.

  Тип урока: урок общеметодической направленности, повторения и закрепления

                          изученного материала.

  Технологии: здоровьесбережения, исследовательской деятельности, индивидуаль-

                             ной и коллективной деятельности

  Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у

  учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и

  систематизации изучаемого предметного содержания: составление алгоритма устного

  ответа на  лингвистическую тему с использованием презентации учителя;

  практическая работа с опорой на теоретический материал учебника; выполнение

  тестовых заданий; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

  Решаемые проблемы: каковы тематические группы глагола, его морфологиче-

                                                ские и синтаксические признаки? Как пишется частица не

                                                с глаголами?

  Планируемые результаты:

  - предметные: научиться определять часть речи по её грамматическим признакам;

  - УУД:

    познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,

    выявляемые в ходе исследования глаголов;

    регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении

    через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

    коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно

    сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  - личностные: формирование устойчивого интереса к исследовательской,

                                аналитической деятельности.

    Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Глагол как часть речи»,

                                   раздаточный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема «Глагол. Понятие о глаголе. Правописание не с глаголами».»


МКОУ «Скуратовская средняя общеобразовательная школа»


Конспект

(Открытый урок по русскому языку)


Тема «Глагол. Понятие о глаголе.

Правописание не с глаголами».

6 класс




Подготовила: учитель русского языка и литературы

высшей категории

Блинкова С.Ф.



9 октября 2015 г.

Цели и задачи: расширять и углублять базовые теоретические знания учащихся по

теме «Глагол». Прививать навык использования теоретических

знаний в практической работе.

Учить находить глаголы в тексте и определять их значение.

Акцентировать внимание на морфологических признаках глагола.

Повторить орфограмму «Правописание не с глаголами»,

продолжить развитие навыка её использования.

Расширять словарный запас учащихся, развивать память,

воспитывать внимание и культуру речи.


Тип урока: урок общеметодической направленности, повторения и закрепления

изученного материала.


Технологии: здоровьесбережения, исследовательской деятельности, индивидуаль-

ной и коллективной деятельности.


Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у

учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и

систематизации изучаемого предметного содержания: составление алгоритма устного

ответа на лингвистическую тему с использованием презентации учителя;

практическая работа с опорой на теоретический материал учебника; выполнение

тестовых заданий; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.


Решаемые проблемы: каковы тематические группы глагола, его морфологиче-

ские и синтаксические признаки? Как пишется частица не

с глаголами?


Планируемые результаты:


- предметные: научиться определять часть речи по её грамматическим признакам;


- УУД:

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,

выявляемые в ходе исследования глаголов;

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении

через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно

сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- личностные: формирование устойчивого интереса к исследовательской,

аналитической деятельности.


Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Глагол как часть речи»,

раздаточный материал.


Ход урока.


I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности.

«Угадай тему урока».


Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

(В.Кондрашов)


- О какой части речи говорит стихотворение?

- Как вы узнали глаголы?


III. Постановка целей и задач урока.

Учитель. Глагол – знакомая вам часть речи. Но сведений о ней гораздо больше, чем

вам известно. Сегодня мы продолжим знакомство с глаголом.

Понаблюдаем за глаголами в художественных текстах, поговорим

о синонимии глаголов и об их стилистическом разнообразии.

Вспомним морфологические признаки глагола.

Повторим орфограмму «Правописание не с глаголами».


IV. Работа над темой урока.

1. Актуализация опорных знаний.


Учитель. Давайте вспомним, что вам уже известно о глаголе.

(Опрос домашнего задания – Т: п.82)

Что нового вы встретили в параграфе?

(Глаголы называют различные действия:

  1. действия, связанные с трудовой деятельностью;

  2. действия, связанные с умственной и речевой деятельностью;

  3. действия, называющие перемещение и положение в пространстве;

  4. действия, называющие различные состояния;

  5. действия, называющие то, что происходит в природе.

Из морфологических признаков новые: возвратный, невозвратный;

вид; наклонение).




  1. «Учимся у других».


Учитель. Послушай высказывание А.Н.Толстого о роли глагола в речи.

«В художественной речи главное – это глагол, и это понятно, потому что вся

жизнь – это движение. Если вы найдёте правильное движение, то вы тогда

можете спокойно дальше строить фразы, потому что, если человек слез с коня,

спрыгнул с коня, шлёпнулся с коня – всё это разные движения, которые

описывают различные состояния человека. Так что всегда нужно прежде всего

искать и находить правильный глагол, который передаёт правильное движение

предмета».


3. Работа с материалом для наблюдения.

(Практика – упр.№156, 157)


Упражнение №156.

Задание 1. Прочитайте текст И.Полуянова.

Задание 2. Проследите, как с помощью глаголов живописуется картина ранней

весны. Выпишите все глаголы, обозначающие действия весенних

ручьёв. В каком времени, числе и лице они употреблены?


Упражнения №157.

Задание 1. Прочитайте текст из повести Е.Ильиной «Четвёртая высота».

Задание 2. Выпишите глаголы, передающие последовательные действия Гули

во время прыжка. К какой тематической группе относятся

выписанные глаголы?


4. Игра «По цепочке».


Учитель. Объясните, почему глаголы помогают в загадках быстрее и точнее

определить загаданное слово?


1) Летит молчит, 2) Текло, текло и легло

Лежит молчит, под стекло.

Когда умрёт, (Лёд)

Тогда заревёт.

(Снег)


3) Весной веселит, 4) Блестит, сверкает,

Летом прохлаждает, По полю гуляет,

Осенью питает, Все цветы срезает.

Зимой согревает. (Коса)

(Лес)




5) Роет, копает, 6) Меня бьют, колотят,

Землю взрыхляет. ворочают, режут –

(Плуг) я всё терплю

и всем добром плачу.

(Земля)


7) Лежал, лежал, 8) Летит – пищит,

Сорвался да побежал. сядет – молчит;

(Снег) кто его убьёт,

тот свою кровь прольёт.

(Комар)


9) Летом цветёт, 10) Утром встану –

Зимой греет, скачу, скачу,

Настанет весна – в угол стану –

Потечёт слеза. стою, стою.

(Пух) (Веник)



Дети приходят к выводу: мы представляем предмет через описание его действия.


5. Практическая работа по учебнику.

(Практика – упр.№160).


Учитель. Отдохнули немного? Продолжаем работу.


Упражнение №160.

Задание 1. Прочитайте текст Л.Кассиля.

Задание 2. Выпишите глаголы – текстовые синонимы, обозначающие речевую

деятельность, добавьте к ним другие глаголы речи.


Учитель. А вот как пользуются синонимическим богатством глаголов великие

русские писатели и поэты… Например, подсчитано, что в романе

И.С.Тургенева «Отцы и дети» употреблено более 100 глаголов

говорения. Вот лишь некоторые из них:

шепнуть, твердить, начать, продолжать, подхватить, процедить

(сквозь зубы), запнуться, сообщить, бормотать, пролепетать,

уверять, растолковать, объяснить, проворчать, обратиться,

намекнуть, затрещать, загреметь, подсказать, упомянуть,

советовать, согласиться.






6. «Для любознательных».


Наверное, трудно поверить, но слово врач, обозначающее людей очень

уважаемой профессии, произошло когда-то от глагола … врать.

И в этой этимологии нет ничего обидного для наших докторов: ведь слово врать

в древности обозначало «говорить». Врачами же целителей назвали потому, что они

в те времена обязательно сопровождали лечение словом, заклинали, заговаривали

боль.


7. «Это интересно!».

Из статьи С.Я.Маршака «Заметки о сказках Пушкина».

«Пушкин всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Вы найдёте

у него целые строфы без единого прилагательного.

Предложения составлены только из существительных и глаголов. Это придаёт

особую действенность стиху».


Прислушайтесь:

… Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.


Учитель. Сколько силы и энергии в этих шести строчках, в этой цепи

глаголов поднялся, уперся, понатужился, молвил, вышиб и

вышел!

Радость действия, борьбы – вот что внушают читателю эти шесть

строк. И завершаются они победой: вышеб и вышел


Ваши примеры?..


Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.




8. «Давайте разберёмся!»


Ученик разобрал по морфемам слово приходил.

Анализируя его ответ, учитель отметил, что школьник:

  1. не учёл, что глагол в форме прошедшего времени изменяется по родам и числам;

  2. не знает, с помощью какого суффикса образуются глаголы прошедшего времени;

  3. не определил, есть ли суффикс в инфинитиве, от которого и образована форма прошедшего времени.


Задание. Запишите слово приходил. Сначала выделите в нём морфемы так, как это

сделал ученик, то есть с ошибками, а потом как правильно.


приходил приходил


9. Вопросы – шутки.


  1. В каком глаголе 100 отрицаний? (Стонет)

  2. В каком глаголе 100 букв ю? (Стою)


Задание. Укажите морфологические признаки данных глаголов.


Стонет – I спр., наст. вр., 3-го л., ед.ч.

Стою – II спр., наст. вр., 1-го л., ед.ч.


10. В упражнении №164 понаблюдаем за стилистическим

разнообразием глаголов.

Задание. Распределите глаголы-синонимы по трём столбикам:

  1. нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.


11. «Поработайте редактором!»


Задание. В упражнении №170 исправьте лексические ошибки в употреблении

глаголов.


12. «Скажите одним словом».


Учитель. А теперь вспомним с вами фразеологические обороты.


Задание. Замените каждый фразеологизм глаголом-синонимом и разберите их

по морфемам.

(Учитель диктует фразеологизм, дети записывают глагол).





Перемывать косточки – обсуждать,

сбить с толку – запутать,

лететь сломя голову – спешить,

держать язык за зубами – молчать,

возносить до небес – хвалить,

обвести вокруг пальца – обмануть,

намять бока – избить,

рассеяться как дым – исчезнуть.



13. Работа с текстом И.С.Тургенева (раздаточный материал)

с последующей взаимопроверкой.


Задание. Перед вами карточки с текстом. Вставьте пропущенные орфограммы,

расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу

предложений. Над глаголами укажите спряжение.


Св..тлеет воздух яснеет небо б..леют кочки зеленеют поля. А между тем

з..ря разг..рается. Вот уже з..лотые полосы прот..нулись по небу в оврагах

клубятся пары предра(с,сс)ветный ветер подул – и тихо всплывает б..гровое

со..нце.


14. Повторение орфограммы «Правописание НЕ с глаголами».


Задание. Замените утвердительные предложения отрицательными,

используя частицу НЕ.

(Предложения записаны на доске).


1. Умеешь преодолевать трудности – добьёшься своей цели.

2. Любишь читать – будешь много знать.

3. Посеешь вовремя – соберёшь хороший урожай.



15. Работа с раздаточным материалом.


Задание. Восстановите пословицы, которые собрал писатель А.И.Солженицын,

поставьте перед глаголом отрицательную частицу.


  1. Много спать – дела … знать.

  2. торопись начать – торопись кончить.

  3. будь тороплив, а будь расторопен.

  4. узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

  5. Замахнись, да … ударь.




16. Закрепление (мини-тестирование по вариантам).


17. Рефлексия.


Вот и подошёл к концу наш урок.


- Что вы сегодня узнали нового, что повторили?

- Что для вас было интересным?

- Что вас удивило?


На этом наше знакомство с этой частью речи не заканчивается.

Вы ещё узнаете много важного и интересного о глаголе.


18. «На закуску».


За окнами осень. Послушайте отрывок из романа А.С.Пушкина

«Евгений Онегин».


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложилась на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Спасибо за урок!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема «Глагол. Понятие о глаголе. Правописание не с глаголами».

Автор: Блинкова Светлана Фёдоровна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по русскому языку по теме "Глагол" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokaporusskomuiazykupotiemieglaghol4klass"
    ["file_id"] => string(6) "342016"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472801058"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-v-iazykie-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145795"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418996681"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Повторительно – обобщающий урок по русскому языку в 6 – ом классе.  Тема  Удивительная часть речи – глагол. "
    ["seo_title"] => string(114) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-russkomu-iazyku-v-6-om-klassie-tiema-udivitiel-naia-chast-riechi-ghlaghol"
    ["file_id"] => string(6) "180309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425150261"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание ь после шипящих на конце наречий" по УМК "Начальная школа XXI века" "
    ["seo_title"] => string(154) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-po-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "219948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434446306"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства