kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Деепричастие. Деепричастный оборот»

Нажмите, чтобы узнать подробности

?

 

Урок русской речи в 7 классе

 

Тема: Объяснение новой темы «Деепричастие. Деепричастный оборот»

 

    Цели:

  • познавательные:   совершенствовать  знания учащихся об обстоя­тельствах, познакомить учащихся с деепричастием как особой формой глагола; учить учащихся раскрывать морфологические и синтаксические признаки деепричастия;
  • развивающие: развивать умение использовать обстоятельства, выраженные различными частями речи,   в устной и письменной речи;
  • воспитательные:  воспитывать чувство коллективизма, чувство собственного достоинства.

 

Вид урока: объяснение новой темы.

Методы: словесный, практический, частично - поисковый,  индук­тивный, творческий.

Межпредметная связь: литература.

Оборудование: рабочая тетрадь, индивидуальная мониторинговая ведомость, карточки с заданием, ватман, фломастеры.

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент. Мобилизация внимания учащихся.
    Постановка учителем целей урока.

 

  1. Проверка домашнего задания.

1.  Устные ответы учащихся на вопросы.

- Что называется обстоятельством? Какие виды обстоятельств вы знаете? Какими частями речи выражаются обстоятельства?

2. Проверка   домашней работы: выполнение в рабочих тетрадях разноуровневых заданий по теме «Модуль 2.3 Обстоятельства места, времени,   образа   действия».   Комментированное   чтение   ответов   по цепочке.

 

Модуль 2.3

Уровневые задания.

1 уровень

1.  Подчеркните обстоятельства, поставьте к ним вопросы.

Саша смастерил книжную полку и повесил ее на стенку. Справа он решил хранить учебники, слева – тетради. При подготовке к урокам он берет их с полки и кладет на стол. В столе он держит письменные принадлежности.

 

 

2.  Допишите обстоятельства времени. Поставьте к ним вопросы.
Мой распорядок дня.

Я встаю в  ___________ утра. В      _________ я иду в школу.   Уроки обычно

продолжаются до ________. В__________ я уже дома __________смотрю

телевизор, _________________ занимаюсь домашними делами.    Я стараюсь

ложиться спать в __________.

3.  Подчеркните обстоятельства образа действия. Какой частью речи
они выражены?

Ученики выучили стихотворение наизусть. Без труда не вынешь рыбку из пруда.  Тихо по небу плывут облака. Я учусь говорить по-английски.

II уровень

1.  Вставьте   пропущенные   предлоги.   Подчеркните   обстоятельства, поставьте к ним вопросы.

Отец приходит _________ завода.

Я положил книгу_________ портфель

Я взял  тетрадь _________ сумки

Птица села         ________ дерево

Птица слетела   _______ дерева

Мы выйти_ _______ дома

Антенна установлена _____ доме

Мы были ________спектакле

2. Вставьте пропущенные буквы. Составьте предложения с данными словами.

Направ…, справ…, издалек…, влев..., слев..., снов....

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выделите обстоятельства  времени.   Какой  частью  речи  они  выражены?

Солжешь сегодня — не поверят и завтра.

Сначала подумай, а потом говори.

Зацепился за пень и стоя/ целый день.

 Днем и ночью сверкают над башнями огни.

Никогда не забуду красоту Баянаульских гор.

 

III уровень

1._ Вставьте вместо пропусков обстоятельства образа действия.
Я_ ______ рад твоему приходу.

С моим товарищем _____ разговаривать.

Брат _______ пишет в тетради.

Экскурсия прошла ____________.

Вода_________  хлестала из трубы.

Я пошел к нему _________.

Снег_______ искрится па солнце.

2.  Расскажите о своем увлечении. Подчеркните обстоятельства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценивание выполнения уровневых заданий, занесение оценок в ведомость.

 

III. Новая тема.  Межпредметная связь с литературой.

-  Что называется басней? Назовите имена казахских и русских баснописцев. Чему учат басни?

На доске текст басни в прозе Л. Толстого.

При чтении басни обратите внимание на: Все ли понятно в басне? Какова идея басни?

Лев и Мышь

     У спящего Льва по телу пробежала Мышь. Лев проснулся, схватил ее и приготовился съесть. Мышь умоляла отпустить ее, __________, что отплатит добром за свое спасение. Лев, ________,   отпустил ее.  Мышь отблагодарила Льва.

     Попался Лев охотникам,  и они привязали его к дереву. А Мышь, _______,  освободила его, ________:   «Ты смеялся,  не верил,   что я могу отблагодарить тебя. Теперь ты знаешь, что и Мышь может быть благодарной».

Ученикам раздаются карточки со словами для вставки: уверяя расхохотавшись, спасши ему жизнь, заслышав стоны, сказав.

-   Восстановите  текст, вставив  нужные по смыслу слова и словосочетания.    Поставьте к ним вопросы. Какими членами предложения являются данные слова?

 

IV. Работа учащихся в рабочей тетради. «Модуль 2.4. Дееприча­стие. Деепричастный оборот»

- Прочитайте задания 1-5. Сделайте вывод. Что называется дее­причастием? Деепричастным оборотом? Как они выделяются на письме. Как деепричастия пишутся с частицей «не»?

Модуль 2.4

Деепричастие. Деепричастный оборот.

1.  Идти торопясь. Отвечать не раздумывая. Говорить волну­ясь. Читать лежа.

Торопясь, раздумывая, волнуясь, лежа - обстоятельства, выражен­ные деепричастиями.

Запомни! Деепричастие - особая форма глагола. Деепричастие обозначает добавочное действие.

2.    Прочитайте таблицу. Сделайте вывод. Как образуются дее­причастия?

Вид

Неопределенная форма глагола

Суффикс деепричастия

Деепричастие

Несовершенный

Играть, дышать

-а, -я

Играя, дыша

Совершенный

Выполнить, принести, взяться

-в, -вши, -ши

Выполнив, принесши, взявшись

 

3.        Прочитайте формулу, сделайте вывод. Что называется деепри­частным оборотом?

Деепричастие + зависимое слово = деепричастный оборот.

 

4.        Запомните,    как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме.

Не потрудившись, и репу не вырастишь.

Снегирь сидел на ветке, вобрав в себя голову.

Не убив медведя, шкуры не делят.

Внимание:    Фразеологизмы, выраженные деепричастными оборотами, на письме запятыми не выделяются.
        

5. Допишите определение
Деепричастный оборот - ____________________________________________.       

 

  1. Проверка  двух-трех  работ.   Работа   с   учебником.   Чтение правила. Взаимопроверка усвоения новой темы в парах.

 

  1.  Обобщение темы. Составление в группах опорной схемы по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот». Защита схемы представителем

группы.

 

VII.  Итог урока. Задание на дом; выполнение уровневых заданий по теме «Модуль 2.4. Деепричастие. Деепричастный оборот».

 

Уровневые задания

1 уровень.

1. Найдите деепричастия в данных предложениях. Подчеркните их.

Мы долго ехали, не останавливаясь, по снежной равнине.

Солнце, померкнув, скрылось за облаками.

Ворча, Каштанка вошла в комнату.

Играя, в небе промелькнет стая.

2. Подчеркните деепричастные обороты.

Журавли плыли, купаясь в голубизне неба. Весело перекликаясь, ле­тели птицы. Я следил за ними, затаив дыхание.

3. Над деепричастиями совершенного вида напишите букву «с» над несовершенными - букву «н».

Поднимая, листая, бросив, поднявшись, решая, взявшись, трудясь, лежа, отдыхая, проявив, занимаясь, облегчив, начертив.

 

 2 уровень

1.  Допишите правило.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глагола
_________ времени _________________вида путем прибавления суффиксов ___________________. Деепричастия совершенного вида об­ разуются от основ глагола _______________вида путем прибавле­ния суффиксов ______________.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Деепричастие. Деепричастный оборот» »


Урок русской речи в 7 классе


Тема: Объяснение новой темы «Деепричастие. Деепричастный оборот»


Цели:

  • познавательные: совершенствовать знания учащихся об обстоя­тельствах, познакомить учащихся с деепричастием как особой формой глагола; учить учащихся раскрывать морфологические и синтаксические признаки деепричастия;

  • развивающие: развивать умение использовать обстоятельства, выраженные различными частями речи, в устной и письменной речи;

  • воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, чувство собственного достоинства.


Вид урока: объяснение новой темы.

Методы: словесный, практический, частично - поисковый, индук­тивный, творческий.

Межпредметная связь: литература.

Оборудование: рабочая тетрадь, индивидуальная мониторинговая ведомость, карточки с заданием, ватман, фломастеры.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Мобилизация внимания учащихся.
    Постановка учителем целей урока.


  1. Проверка домашнего задания.

1. Устные ответы учащихся на вопросы.

- Что называется обстоятельством? Какие виды обстоятельств вы знаете? Какими частями речи выражаются обстоятельства?

2. Проверка домашней работы: выполнение в рабочих тетрадях разноуровневых заданий по теме «Модуль 2.3 Обстоятельства места, времени, образа действия». Комментированное чтение ответов по цепочке.


Модуль 2.3

Уровневые задания.

1 уровень

1. Подчеркните обстоятельства, поставьте к ним вопросы.

Саша смастерил книжную полку и повесил ее на стенку. Справа он решил хранить учебники, слева – тетради. При подготовке к урокам он берет их с полки и кладет на стол. В столе он держит письменные принадлежности.



2. Допишите обстоятельства времени. Поставьте к ним вопросы.
Мой распорядок дня.

Я встаю в ___________ утра. В _________ я иду в школу. Уроки обычно

продолжаются до ________. В я уже дома __________смотрю

телевизор, _________________ занимаюсь домашними делами. Я стараюсь

ложиться спать в __________.

3. Подчеркните обстоятельства образа действия. Какой частью речи
они выражены?

Ученики выучили стихотворение наизусть. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Тихо по небу плывут облака. Я учусь говорить по-английски.

II уровень

1. Вставьте пропущенные предлоги. Подчеркните обстоятельства, поставьте к ним вопросы.

Отец приходит _________ завода.

Я положил книгу_________ портфель

Я взял тетрадь _________ сумки

Птица села ________ дерево

Птица слетела _______ дерева

Мы выйти _______ дома

Антенна установлена _____ доме

Мы были ________спектакле

2. Вставьте пропущенные буквы. Составьте предложения с данными словами.

Направ…, справ…, издалек…, влев..., слев..., снов....

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выделите обстоятельства времени. Какой частью речи они выражены?

Солжешь сегодня — не поверят и завтра.

Сначала подумай, а потом говори.

Зацепился за пень и стоя/ целый день.

Днем и ночью сверкают над башнями огни.

Никогда не забуду красоту Баянаульских гор.

III уровень

1. Вставьте вместо пропусков обстоятельства образа действия.
Я ______ рад твоему приходу.

С моим товарищем _____ разговаривать.

Брат _______ пишет в тетради.

Экскурсия прошла ____________.

Вода_________ хлестала из трубы.

Я пошел к нему _________.

Снег искрится па солнце.

2. Расскажите о своем увлечении. Подчеркните обстоятельства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценивание выполнения уровневых заданий, занесение оценок в ведомость.


III. Новая тема. Межпредметная связь с литературой.

- Что называется басней? Назовите имена казахских и русских баснописцев. Чему учат басни?

На доске текст басни в прозе Л. Толстого.

При чтении басни обратите внимание на: Все ли понятно в басне? Какова идея басни?

Лев и Мышь

У спящего Льва по телу пробежала Мышь. Лев проснулся, схватил ее и приготовился съесть. Мышь умоляла отпустить ее, __________, что отплатит добром за свое спасение. Лев, ________, отпустил ее. Мышь отблагодарила Льва.

Попался Лев охотникам, и они привязали его к дереву. А Мышь, _______, освободила его, ________: «Ты смеялся, не верил, что я могу отблагодарить тебя. Теперь ты знаешь, что и Мышь может быть благодарной».

Ученикам раздаются карточки со словами для вставки: уверяя расхохотавшись, спасши ему жизнь, заслышав стоны, сказав.

- Восстановите текст, вставив нужные по смыслу слова и словосочетания. Поставьте к ним вопросы. Какими членами предложения являются данные слова?


IV. Работа учащихся в рабочей тетради. «Модуль 2.4. Дееприча­стие. Деепричастный оборот»

- Прочитайте задания 1-5. Сделайте вывод. Что называется дее­причастием? Деепричастным оборотом? Как они выделяются на письме. Как деепричастия пишутся с частицей «не»?

Модуль 2.4

Деепричастие. Деепричастный оборот.

1. Идти торопясь. Отвечать не раздумывая. Говорить волну­ясь. Читать лежа.

Торопясь, раздумывая, волнуясь, лежа - обстоятельства, выражен­ные деепричастиями.

Запомни! Деепричастие - особая форма глагола. Деепричастие обозначает добавочное действие.

2. Прочитайте таблицу. Сделайте вывод. Как образуются дее­причастия?

Вид

Неопределенная форма глагола

Суффикс деепричастия

Деепричастие

Несовершенный

Играть, дышать

-а, -я

Играя, дыша

Совершенный

Выполнить, принести, взяться

-в, -вши, -ши

Выполнив, принесши, взявшись


3. Прочитайте формулу, сделайте вывод. Что называется деепри­частным оборотом?

Деепричастие + зависимое слово = деепричастный оборот.


4. Запомните, как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме.

Не потрудившись, и репу не вырастишь.

Снегирь сидел на ветке, вобрав в себя голову.

Не убив медведя, шкуры не делят.

Внимание: Фразеологизмы, выраженные деепричастными оборотами, на письме запятыми не выделяются.

5. Допишите определение
Деепричастный оборот - ____________________________________________.


  1. Проверка двух-трех работ. Работа с учебником. Чтение правила. Взаимопроверка усвоения новой темы в парах.


  1. Обобщение темы. Составление в группах опорной схемы по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот». Защита схемы представителем

группы.


VII. Итог урока. Задание на дом; выполнение уровневых заданий по теме «Модуль 2.4. Деепричастие. Деепричастный оборот».


Уровневые задания

1 уровень.

1. Найдите деепричастия в данных предложениях. Подчеркните их.

Мы долго ехали, не останавливаясь, по снежной равнине.

Солнце, померкнув, скрылось за облаками.

Ворча, Каштанка вошла в комнату.

Играя, в небе промелькнет стая.

2. Подчеркните деепричастные обороты.

Журавли плыли, купаясь в голубизне неба. Весело перекликаясь, ле­тели птицы. Я следил за ними, затаив дыхание.

3. Над деепричастиями совершенного вида напишите букву «с» над несовершенными - букву «н».

Поднимая, листая, бросив, поднявшись, решая, взявшись, трудясь, лежа, отдыхая, проявив, занимаясь, облегчив, начертив.


2 уровень

1. Допишите правило.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глагола
времени _________________вида путем прибавления суффиксов ___________________. Деепричастия совершенного вида об­ разуются от основ глагола _______________вида путем прибавле­ния суффиксов ______________.

2. Образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида от
данных глаголов. Укажите вид деепричастий:

Понимать Волноваться

Склеить Бороться

Тормозить Стоять

Дирижировать Сидеть

Начертить Ложиться

Выступить Разобраться

Запереть Поздороваться

Построить Свесить.


3. Расставьте знаки препинания.

Ложась спать я поставил будильник на шесть часов. Поздоровавшись гость попросил разрешения позвонить по телефону.

Студент слушал вопросы и отвечал нахмурившись.

Ученик разобравшись в задаче начал ее решать.

Шла уборка класса, и все работали засучив рукава.

Никто не сидел сложа руки.

Еркин шел домой свесив голову.

3 уровень

Составьте небольшой рассказ по опорным словосочетаниям. Оза­главьте его.

Не чувствуя опасности, идти не спеша, не думая ни о нем., зата­ив дыхание, не спуская глаз, не чувствуя, под собой ног.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Деепричастие. Деепричастный оборот»

Автор: Искакова Маржан Багдатовна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 166003

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока на тему: "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте". "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dieieprichastnyi-oborot-zapiatyie-pri-dieieprichastnom-oborotie"
    ["file_id"] => string(6) "224243"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438614356"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Запятые при деепричастном обороте."
    ["seo_title"] => string(39) "zapiatyie-pri-dieieprichastnom-oborotie"
    ["file_id"] => string(6) "273802"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452271026"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Краткосрочный план по русскому языку тема: Деепричастный оборот."
    ["seo_title"] => string(68) "kratkosrochnyi_plan_po_russkomu_iazyku_tiema_dieieprichastnyi_oborot"
    ["file_id"] => string(6) "417734"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495468619"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. "
    ["seo_title"] => string(63) "dieieprichastnyi-oborot-zapiatyie-pri-dieieprichastnom-oborotie"
    ["file_id"] => string(6) "118601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413200092"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "146404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства