kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Цель:

  1. Знать определение – «деепричастный оборот»;
  2. понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное;
  3. уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми, правильно строить предложения по заданным моделям;
  4. развивать ЗУН обучающихся правильно расставлять знаки препинания, развивать внимание, волю и мышление;
  5. воспитание любви к родной природе, умение её чувствовать и понимать.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Эмоциональный настрой. Свиридов «Метель» (аудиозапись).
  3. Целеполагание.
  1. Сегодня весь языковой материал урока посвящён теме зимы.
  2. На уроке будем знакомиться с деепричастным оборотом и постановкой знаков препинания при деепричастном обороте (слайд № 1).
  1. Повторение и закрепление пройденного материала (слайд № 2).

Устные ответы учащихся о деепричастии как части речи.

Задание: подготовить рассказ о деепричастии. Из данных карточек выбрать только те, которые относятся к деепричастию:

  1. Добавочное действие – глагол – признак предмета по действию;
  2. Вид – время – возвратность;
  3. Изменяется по родам, числам, падежам – не изменяется – бывает 1, 2, 3 лица;
  4. Обстоятельство – определение – дополнение.
  • Проверяем.
  1. Актуализация знаний (слайд № 3).

Задание: спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания:

        Од.нокая с.сна занесё(н, нн)ая снегом во.вышается на скал. над далью северных л.сов  и.чезающих в т.мноте зимней ночи; только снег на с.сне с.яет в лун.ом свет.. (Д. К. Самин о картине Шишкина «На севере диком…»).

  1. Проверка и пояснение орфограмм (слайд № 4).

Какое пунктуационное правило вам встретилось? (знаки препинания при причастном обороте). Расскажите правило о постановке знаков препинания при причастном обороте.

  1. Изучение новой темы (слайд № 5).

Разбор изучаемого пунктуационного правила проводится на примере предложения:

Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель.(И. Северянин).

  • Прочитайте выразительно, соблюдая паузы на месте запятых.
  • Укажите деепричастия.
  • У какого из них есть зависимые слова?
  • Что, по аналогии с причастным оборотом, мы будем называть деепричастным оборотом?
  • Как на письме выделяются одиночные деепричастия и деепричастный оборот?
  • Каким членом предложения они являются?
  • Прочитаем правило в учебнике.
  1. Случаи отсутствия запятых при деепричастном обороте (слайд № 6).

На письме не выделяется деепричастный оборот, который является фразеологизмом.

И день и ночь по снеговой пустыне //

 Спешу к вам голову сломя. (А. С. Грибоедов).

  1. Первичное закрепление.

Задание: продолжите предложение, запишите его, выделяя на письме одиночные деепричастие и деепричастные обороты; прочитайте выразительно.

  1. (слайд № 7)

Под голубыми небесами великолепными коврами,

(Блестя на солнце, снег лежит). (А. С. Пушкин).

  1. (слайд № 8)

Буря мглою небо кроет,

(Вихри снежные крутя). (А. С. Пушкин).

  1. (слайд № 9)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

(И дремлет, качаясь, и снегом пушистым

Одета, как ризой, она). (М. Ю. Лермонтов).

  1. (слайд № 10)

(А заря, лениво)

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.(С. А. Есенин).

  1. (слайд № 11)

 Вот север, (тучи нагоняя),

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница – зима. (А. С. Пушкин)

  1. Конструирование предложений с деепричастными оборотами. (слайд № 12)

Задание: замените глаголы деепричастиями; запишите предложения с деепричастными оборотами.

1 вариант – изменяет 1 глагол;

  1. вариант – изменяет 2 глагол.
  1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звёзды.
  2. Снег ложится на землю и покрывает её пушистым ковром.
  3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.
  4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.
  1. Речевые нормы употребления деепричастных оборотов (слайды № 13, 14).

Вспомните! Основное действие, обозначенное глаголом – сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием относятся к одному и тому же лицу.

  1. Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.

(Подъезжая к лесу, я увидел волка).

  1. Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну.

(Просыпаясь по утрам в своей кровати, мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну).

  1. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.

(Когда я вошёл в автобус, неожиданно пошёл снег).

  1. Мини – тест (слайд № 15).

Задание: в каждом примере выберите правильное продолжение предложения. Метод проверки: взаимоконтроль.

  1. Приехав в деревню…
  1. весь сад был в снегу;
  2. я застал весь сад в снегу.
  1. Возвращаясь домой…
  1. я попал под снегопад;
  2. начался снег.
  1. Выйдя на улицу…
  1. ему стало холодно;
  2. он почувствовал холод.

Ответ: 1 b, 2 а, 3 b.

  1. Речевое упражнение (слайд № 16).

Задание: составить 5 предложений (по картине И. Попова «Первый снег»), включив в них деепричастные обороты или одиночные деепричастия.

  1. Домашнее задание: Составить рассказ на тему «Зима» из 10 предложений, включив в них деепричастные и причастные обороты, одиночные деепричастия и причастия.
  2. Итог урока. Выставление оценок за урок.
  3.  

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. »









Открытый урок в 7 классе.



Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Учитель: Егорова Л. В.













Тема:

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Цель:

  1. Знать определение – «деепричастный оборот»;

  2. понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное;

  3. уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми, правильно строить предложения по заданным моделям;

  4. развивать ЗУН обучающихся правильно расставлять знаки препинания, развивать внимание, волю и мышление;

  5. воспитание любви к родной природе, умение её чувствовать и понимать.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Эмоциональный настрой. Свиридов «Метель» (аудиозапись).

  3. Целеполагание.

  1. Сегодня весь языковой материал урока посвящён теме зимы.

  2. На уроке будем знакомиться с деепричастным оборотом и постановкой знаков препинания при деепричастном обороте (слайд № 1).

  1. Повторение и закрепление пройденного материала (слайд № 2).

Устные ответы учащихся о деепричастии как части речи.

Задание: подготовить рассказ о деепричастии. Из данных карточек выбрать только те, которые относятся к деепричастию:

  1. Добавочное действие – глагол – признак предмета по действию;

  2. Вид – время – возвратность;

  3. Изменяется по родам, числам, падежам – не изменяется – бывает 1, 2, 3 лица;

  4. Обстоятельство – определение – дополнение.

  • Проверяем.

  1. Актуализация знаний (слайд № 3).

Задание: спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания:

Од.нокая с.сна занесё(н, нн)ая снегом во.вышается на скал. над далью северных л.сов и.чезающих в т.мноте зимней ночи; только снег на с.сне с.яет в лун.ом свет.. (Д. К. Самин о картине Шишкина «На севере диком…»).

  1. Проверка и пояснение орфограмм (слайд № 4).

Какое пунктуационное правило вам встретилось? (знаки препинания при причастном обороте). Расскажите правило о постановке знаков препинания при причастном обороте.

  1. Изучение новой темы (слайд № 5).

Разбор изучаемого пунктуационного правила проводится на примере предложения:

Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель.(И. Северянин).

  • Прочитайте выразительно, соблюдая паузы на месте запятых.

  • Укажите деепричастия.

  • У какого из них есть зависимые слова?

  • Что, по аналогии с причастным оборотом, мы будем называть деепричастным оборотом?

  • Как на письме выделяются одиночные деепричастия и деепричастный оборот?

  • Каким членом предложения они являются?

  • Прочитаем правило в учебнике.

  1. Случаи отсутствия запятых при деепричастном обороте (слайд № 6).

На письме не выделяется деепричастный оборот, который является фразеологизмом.

И день и ночь по снеговой пустыне //

Спешу к вам голову сломя. (А. С. Грибоедов).

  1. Первичное закрепление.

Задание: продолжите предложение, запишите его, выделяя на письме одиночные деепричастие и деепричастные обороты; прочитайте выразительно.

  1. (слайд № 7)

Под голубыми небесами великолепными коврами,

(Блестя на солнце, снег лежит). (А. С. Пушкин).

  1. (слайд № 8)

Буря мглою небо кроет,

(Вихри снежные крутя). (А. С. Пушкин).

  1. (слайд № 9)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

(И дремлет, качаясь, и снегом пушистым

Одета, как ризой, она). (М. Ю. Лермонтов).

  1. (слайд № 10)

(А заря, лениво)

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.(С. А. Есенин).

  1. (слайд № 11)

Вот север, (тучи нагоняя),

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница – зима. (А. С. Пушкин)

  1. Конструирование предложений с деепричастными оборотами. (слайд № 12)

Задание: замените глаголы деепричастиями; запишите предложения с деепричастными оборотами.

1 вариант – изменяет 1 глагол;

  1. вариант – изменяет 2 глагол.

  1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звёзды.

  2. Снег ложится на землю и покрывает её пушистым ковром.

  3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.

  4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

  1. Речевые нормы употребления деепричастных оборотов (слайды № 13, 14).

Вспомните! Основное действие, обозначенное глаголом – сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием относятся к одному и тому же лицу.

  1. Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.

(Подъезжая к лесу, я увидел волка).

  1. Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну.

(Просыпаясь по утрам в своей кровати, мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну).

  1. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.

(Когда я вошёл в автобус, неожиданно пошёл снег).

  1. Мини – тест (слайд № 15).

Задание: в каждом примере выберите правильное продолжение предложения. Метод проверки: взаимоконтроль.

  1. Приехав в деревню…

  1. весь сад был в снегу;

  2. я застал весь сад в снегу.

  1. Возвращаясь домой…

  1. я попал под снегопад;

  2. начался снег.

  1. Выйдя на улицу…

  1. ему стало холодно;

  2. он почувствовал холод.

Ответ: 1 b, 2 а, 3 b.

  1. Речевое упражнение (слайд № 16).

Задание: составить 5 предложений (по картине И. Попова «Первый снег»), включив в них деепричастные обороты или одиночные деепричастия.

  1. Домашнее задание: Составить рассказ на тему «Зима» из 10 предложений, включив в них деепричастные и причастные обороты, одиночные деепричастия и причастия.

  2. Итог урока. Выставление оценок за урок.

Поблагодарить.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Автор: Егорова Лидия Валерьевна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока на тему: "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте". "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dieieprichastnyi-oborot-zapiatyie-pri-dieieprichastnom-oborotie"
    ["file_id"] => string(6) "224243"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438614356"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока: "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekturokadieieprichastnyioborotzapiatyiepridieieprichastnomoborotie"
    ["file_id"] => string(6) "273663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452255535"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Запятые при деепричастном обороте."
    ["seo_title"] => string(39) "zapiatyie-pri-dieieprichastnom-oborotie"
    ["file_id"] => string(6) "273802"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452271026"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте."
    ["seo_title"] => string(59) "deeprichastnyi_oborot_zapiatye_pri_deeprichastnom_oborote_1"
    ["file_id"] => string(6) "611372"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1658942250"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "«деепричастный оборот. запятые при деепричастном обороте»"
    ["seo_title"] => string(57) "deeprichastnyi_oborot_zapiatye_pri_deeprichastnom_oborote"
    ["file_id"] => string(6) "580516"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1621108946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства