Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Тема:
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Цель:
Знать определение – «деепричастный оборот»;
понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное;
уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми, правильно строить предложения по заданным моделям;
развивать ЗУН обучающихся правильно расставлять знаки препинания, развивать внимание, волю и мышление;
воспитание любви к родной природе, умение её чувствовать и понимать.
Сегодня весь языковой материал урока посвящён теме зимы.
На уроке будем знакомиться с деепричастным оборотом и постановкой знаков препинания при деепричастном обороте (слайд № 1).
Повторение и закрепление пройденного материала (слайд № 2).
Устные ответы учащихся о деепричастии как части речи.
Задание: подготовить рассказ о деепричастии. Из данных карточек выбрать только те, которые относятся к деепричастию:
Добавочное действие – глагол – признак предмета по действию;
Вид – время – возвратность;
Изменяется по родам, числам, падежам – не изменяется – бывает 1, 2, 3 лица;
Обстоятельство – определение – дополнение.
Проверяем.
Актуализация знаний (слайд № 3).
Задание: спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания:
Од.нокая с.сна занесё(н, нн)ая снегом во.вышается на скал. над далью северных л.сов и.чезающих в т.мноте зимней ночи; только снег на с.сне с.яет в лун.ом свет.. (Д. К. Самин о картине Шишкина «На севере диком…»).
Проверка и пояснение орфограмм (слайд № 4).
Какое пунктуационное правило вам встретилось? (знаки препинания при причастном обороте). Расскажите правило о постановке знаков препинания при причастном обороте.
Изучение новой темы (слайд № 5).
Разбор изучаемого пунктуационного правила проводится на примере предложения:
Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель.(И. Северянин).
Прочитайте выразительно, соблюдая паузы на месте запятых.
Укажите деепричастия.
У какого из них есть зависимые слова?
Что, по аналогии с причастным оборотом, мы будем называть деепричастным оборотом?
Как на письме выделяются одиночные деепричастия и деепричастный оборот?
Каким членом предложения они являются?
Прочитаем правило в учебнике.
Случаи отсутствия запятых при деепричастном обороте (слайд № 6).
На письме не выделяется деепричастный оборот, который является фразеологизмом.
И день и ночь по снеговой пустыне //
Спешу к вам голову сломя. (А. С. Грибоедов).
Первичное закрепление.
Задание: продолжите предложение, запишите его, выделяя на письме одиночные деепричастие и деепричастные обороты; прочитайте выразительно.
(слайд № 7)
Под голубыми небесами великолепными коврами,
(Блестя на солнце, снег лежит). (А. С. Пушкин).
(слайд № 8)
Буря мглою небо кроет,
(Вихри снежные крутя). (А. С. Пушкин).
(слайд № 9)
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
(И дремлет, качаясь, и снегом пушистым
Одета, как ризой, она). (М. Ю. Лермонтов).
(слайд № 10)
(А заря, лениво)
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.(С. А. Есенин).
(слайд № 11)
Вот север, (тучи нагоняя),
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идет волшебница – зима. (А. С. Пушкин)
Конструирование предложений с деепричастными оборотами. (слайд № 12)
Задание: замените глаголы деепричастиями; запишите предложения с деепричастными оборотами.
1 вариант – изменяет 1 глагол;
вариант – изменяет 2 глагол.
Снежинки кружатся и падают с небес, словно звёзды.
Снег ложится на землю и покрывает её пушистым ковром.
Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.
Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.
Вспомните! Основное действие, обозначенное глаголом – сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием относятся к одному и тому же лицу.
Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
(Подъезжая к лесу, я увидел волка).
Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну.
(Просыпаясь по утрам в своей кровати, мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну).
Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
(Когда я вошёл в автобус, неожиданно пошёл снег).
Мини – тест (слайд № 15).
Задание: в каждом примере выберите правильное продолжение предложения. Метод проверки: взаимоконтроль.
Приехав в деревню…
весь сад был в снегу;
я застал весь сад в снегу.
Возвращаясь домой…
я попал под снегопад;
начался снег.
Выйдя на улицу…
ему стало холодно;
он почувствовал холод.
Ответ: 1 b, 2 а, 3 b.
Речевое упражнение (слайд № 16).
Задание: составить 5 предложений (по картине И. Попова «Первый снег»), включив в них деепричастные обороты или одиночные деепричастия.
Домашнее задание: Составить рассказ на тему «Зима» из 10 предложений, включив в них деепричастные и причастные обороты, одиночные деепричастия и причастия.
Итог урока. Выставление оценок за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. »
Открытый урок в 7 классе.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Учитель: Егорова Л. В.
Тема:
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Цель:
Знать определение – «деепричастный оборот»;
понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное;
уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми, правильно строить предложения по заданным моделям;
развивать ЗУН обучающихся правильно расставлять знаки препинания, развивать внимание, волю и мышление;
воспитание любви к родной природе, умение её чувствовать и понимать.
Сегодня весь языковой материал урока посвящён теме зимы.
На уроке будем знакомиться с деепричастным оборотом и постановкой знаков препинания при деепричастном обороте (слайд № 1).
Повторение и закрепление пройденного материала (слайд № 2).
Устные ответы учащихся о деепричастии как части речи.
Задание: подготовить рассказ о деепричастии. Из данных карточек выбрать только те, которые относятся к деепричастию:
Добавочное действие – глагол – признак предмета по действию;
Вид – время – возвратность;
Изменяется по родам, числам, падежам – не изменяется – бывает 1, 2, 3 лица;
Обстоятельство – определение – дополнение.
Проверяем.
Актуализация знаний (слайд № 3).
Задание: спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания:
Од.нокая с.сна занесё(н, нн)ая снегом во.вышается на скал. над далью северных л.сов и.чезающих в т.мноте зимней ночи; только снег на с.сне с.яет в лун.ом свет.. (Д. К. Самин о картине Шишкина «На севере диком…»).
Проверка и пояснение орфограмм (слайд № 4).
Какое пунктуационное правило вам встретилось? (знаки препинания при причастном обороте). Расскажите правило о постановке знаков препинания при причастном обороте.
Изучение новой темы (слайд № 5).
Разбор изучаемого пунктуационного правила проводится на примере предложения:
Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель.(И. Северянин).
Прочитайте выразительно, соблюдая паузы на месте запятых.
Укажите деепричастия.
У какого из них есть зависимые слова?
Что, по аналогии с причастным оборотом, мы будем называть деепричастным оборотом?
Как на письме выделяются одиночные деепричастия и деепричастный оборот?
Каким членом предложения они являются?
Прочитаем правило в учебнике.
Случаи отсутствия запятых при деепричастном обороте (слайд № 6).
На письме не выделяется деепричастный оборот, который является фразеологизмом.
И день и ночь по снеговой пустыне //
Спешу к вам голову сломя. (А. С. Грибоедов).
Первичное закрепление.
Задание: продолжите предложение, запишите его, выделяя на письме одиночные деепричастие и деепричастные обороты; прочитайте выразительно.
(слайд № 7)
Под голубыми небесами великолепными коврами,
(Блестя на солнце, снег лежит). (А. С. Пушкин).
(слайд № 8)
Буря мглою небо кроет,
(Вихри снежные крутя). (А. С. Пушкин).
(слайд № 9)
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
(И дремлет, качаясь, и снегом пушистым
Одета, как ризой, она). (М. Ю. Лермонтов).
(слайд № 10)
(А заря, лениво)
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.(С. А. Есенин).
(слайд № 11)
Вот север, (тучи нагоняя),
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идет волшебница – зима. (А. С. Пушкин)
Конструирование предложений с деепричастными оборотами. (слайд № 12)
Задание: замените глаголы деепричастиями; запишите предложения с деепричастными оборотами.
1 вариант – изменяет 1 глагол;
вариант – изменяет 2 глагол.
Снежинки кружатся и падают с небес, словно звёзды.
Снег ложится на землю и покрывает её пушистым ковром.
Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.
Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.
Вспомните! Основное действие, обозначенное глаголом – сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием относятся к одному и тому же лицу.
Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
(Подъезжая к лесу, я увидел волка).
Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну.
(Просыпаясь по утрам в своей кровати, мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну).
Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
(Когда я вошёл в автобус, неожиданно пошёл снег).
Мини – тест (слайд № 15).
Задание: в каждом примере выберите правильное продолжение предложения. Метод проверки: взаимоконтроль.
Приехав в деревню…
весь сад был в снегу;
я застал весь сад в снегу.
Возвращаясь домой…
я попал под снегопад;
начался снег.
Выйдя на улицу…
ему стало холодно;
он почувствовал холод.
Ответ: 1 b, 2 а, 3 b.
Речевое упражнение (слайд № 16).
Задание: составить 5 предложений (по картине И. Попова «Первый снег»), включив в них деепричастные обороты или одиночные деепричастия.
Домашнее задание: Составить рассказ на тему «Зима» из 10 предложений, включив в них деепричастные и причастные обороты, одиночные деепричастия и причастия.