Данный урок является уроком систематизации и обобщения знаний и умений в 7 классе по теме «Деепричастие». Материал урока соответствует содержанию программы по русскому языку, дает возможность систематизировать изученные знания о деепричастии и подготовиться к контрольной работе. Изложение материала сопровождается мультимедийным приложением в виде презентации, содержащей как информативные материалы, так и проблемные вопросы. Урок преследует следующую цель: выявление степени усвоения учебного материала, проверка умений и навыков употребления деепричастий в речи.
Материал урока предполагает различные виды деятельности, развивающие творческие способности учащихся. Содержание урока осуществляет связь изучаемого материала с ранее пройденным.
Тема: Систематизация и обобщение знаний по теме «Деепричастие».
Цель: Выявить степень усвоения учебного материала, проверить умения и навыки употребления деепричастий в речи.
Задачи:
1. Повторение морфологических признаков деепричастия, орфограмм и пунктограмм, связанных с изучаемой частью речи.
2. Развитие творческих способностей учащихся, совершенствование умений конструировать предложения с деепричастными оборотами, закрепление навыков нормированного построения предложений с ними.
3. Создание положительного настроя на уроке, активизация познавательной деятельности на уроке.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки для учеников с текстом для комплексного анализа.
Ход урока.
- Организационный этап.
Слайд 1
- Сообщение темы и целей урока.
Слайд 2.
- На этом уроке мы с вами подведем итог тому, как вы усвоили тему «Деепричастие». Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков. Проверим умения образовывать деепричастия от глаголов, исправлять грамматические и речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий.
III. Орфографическая пятиминутка.
Слайд 3.
( Правописание не с разными частями речи)
- - Спишите слова, раскрывая скобки.
(не)умолкающий шепот (не)возвратимая пора
(не)удержавшийся на ветке (не)рассчитывая
(не)проницаемая стена (не)знающая тепла
ничему (не)радуясь (не)изъяснимое волнение
(не)ощущая холода ждать с (не)терпением
(не)теплая, а холодная (не)утолимая печаль
очень (не)приветливые (не)замечая
преследовали(не)удачи (не)навидя
- Взаимопроверка.
Слайд 4.
- Сформулируйте правило правописания не с различными частями речи.
IY. Актуализация знаний.
- Устный рассказ учащихся о деепричастии как части речи.
Слайд 5.
- Подготовьте рассказ о деепричастии. Выбирая из данных карточек только те, которые относятся к изучаемой части речи.
Данный слайд оснащен триггерами. Учащийся при ответе нажимает левой кнопкой мыши на те карточки, которые, по его мнению, не подходят к ответу о деепричастии как части речи. При нажатии на эти прямоугольники, они исчезают.
Добавочное действие
Глагол
Признаки предмета по действию
Вид
Время
Возвратность
Изменяется по родам и падежам
Не изменяется
Бывает 2-го, 2-го и 3-го лица
Обстоятельство
Определение
Сказуемое
- Выборочно-распределительный диктант
Слайд 6.
- На какие 2 группы можно разделить данные деепричастия. (Деепричастия совершенного и несовершенного вида)
Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.
Слайд 7.
(Проверка выполнения задания)
- Сформулируйте правило образования деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Y. Обобщение и систематизация знаний.
1) Комплексный анализ текста.
Слайд 8.
(Текст дан на слайде и на карточках у учеников)
- Вставьте пропущенные буквы, обозначая морфемы, в которых вы вставляли пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.
Еще вчера, на со..нце млея
Последним лес др..жал листом,
И оз..мь пышно зеленея
Л..жала бархатн..м к..вром.
Глядя надменно, как бывало,
На жертвы холода и снега,
Себе н.. (в) чем (не) изм..няла
(Не) победимая сосна.
Сегодня вдруг и..чезло лето;
Бело, бе..жизненно кругом,
Земля и небо – все одето
Каким (то)тускл..м сер..бром
А. Фет
А) Назовите деепричастия. Назовите глаголы, от которых они образованы.
- Сделайте вывод о словообразовании деепричастий.
Б) Озаглавьте текст.
В) Определите стиль текста.
Г) К какому типу текста относится это произведение?
Д) Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения.
Е) На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? Почему?
Ж) Определите лексическое значение слов: млеть, надменно.
З) Произведите фонетическую транскрипцию слова млея.
- Какой фонетический процесс происходит в этом слове?
И) Выпишите из текста деепричастия, разберите их по составу.
К) Произведите морфологический разбор одного деепричастия.
Л) Графически обозначьте в тексте деепричастные обороты.
- Какую синтаксическую функцию выполняют деепричастия в предложениях?
- Расскажите о расстановке знаков препинания при деепричастном обороте.
- В каких случаях деепричастие не обособляется на письме запятыми? (Когда деепричастие входит в состав фразеологического оборота)
- Деепричастия в составе фразеологических оборотов.
- Что такое фразеологический оборот?
-Назовите фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.
Слайд 10.
(не покладая рук, спустя рукава, сломя голову, не солоно хлебавши, не разгибая спины, положа руку на сердце, засучив рукава, затаив дыхание)
- Составьте предложения с данными фразеологизмами.
YI. Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Конструирование предложений с деепричастными оборотами.
Слайд 11.
- Замените глаголы деепричастиями. Запишите предложения с деепричастными оборотами. Задание выполняется по вариантам: 1 вариант изменяет глагол в предложении, 2 вариант – второй.
1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды.
2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром.
3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.
4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.
2) Речевые нормы употребления деепричастных оборотов.
Слайды 12-14.
- Какое правило нужно помнить, используя деепричастия в предложениях? (Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны относить к одному и тому же лицу.)
Разбор речевых ошибок на примере предложений.
А) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. (Подъезжая к лесу, я увидел волка.)
Б) Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну. (Сочетание слов «в своей кровати» относится к деепричастному обороту: Просыпаясь по утрам в своей кровати, мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну.)
В) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. (Когда я вошел в автобус, неожиданно пошел снег.)
YII. Контроль усвоения знаний.
Мини-тест.
Слайд 15.
- В каждом примере выберите правильное продолжение предложения.
1. Приехав в деревню…
а) весь сад был в снегу; б) я застал весь сад в снегу.
2. Возвращаясь домой…
а) я попал под снегопад; б) начался снег.
3. Выйдя на улицу…
а) ему стало холодно; б) он почувствовал холод.
Ответ 1 б, 2 а, 3 б.
YIII. Речевое упражнение.
Слайд 16.
- Составьте несколько предложений (по картине А.А. Пластова «Первый снег»), включив в них деепричастные обороты или одиночные деепричастия.
IX. Рефлексия.
- Сделайте вывод о роли деепричастий в речи.
- Какое задание на уроке у вас вызвало затруднение ?
- Какое задание вам показалось самым легким?
Домашнее задание (на выбор):
- Составить словарный диктант из фразеологизмов, в состав которых входят деепричастия.
- Выписать 5 предложений из произведений художественной литературы с деепричастиями или деепричастными оборотами.
- Составить и записать текст-описание действий человека (например, продавца или водителя), используя деепричастия.