kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является уроком систематизации и обобщения знаний и умений в 7 классе по теме «Деепричастие». Материал урока соответствует содержанию программы по русскому языку,  дает возможность систематизировать изученные знания о деепричастии и подготовиться к контрольной работе. Изложение материала сопровождается мультимедийным приложением в виде презентации, содержащей как информативные материалы, так и проблемные вопросы. Урок преследует следующую цель: выявление степени усвоения учебного материала, проверка умений и навыков употребления деепричастий в речи.

Материал урока предполагает  различные виды деятельности, развивающие творческие  способности  учащихся. Содержание урока осуществляет связь изучаемого материала с ранее пройденным.

Тема: Систематизация и обобщение  знаний по теме «Деепричастие».

Цель: Выявить степень усвоения учебного материала, проверить умения и навыки употребления деепричастий в речи.

Задачи:

1. Повторение морфологических признаков  деепричастия, орфограмм и пунктограмм, связанных с изучаемой частью речи.

2. Развитие  творческих способностей учащихся, совершенствование умений конструировать предложения с деепричастными оборотами, закрепление навыков нормированного построения предложений с ними.

3.  Создание положительного настроя на уроке, активизация  познавательной  деятельности на уроке.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки для учеников с текстом для комплексного анализа.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Слайд 1

  1. Сообщение темы и целей урока.

Слайд 2.

- На этом уроке мы с вами подведем итог тому, как вы усвоили тему «Деепричастие». Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков. Проверим умения образовывать деепричастия от глаголов, исправлять грамматические и речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий.

III. Орфографическая пятиминутка.

Слайд 3.

( Правописание не с разными частями речи)

  1. - Спишите слова, раскрывая скобки.

   (не)умолкающий шепот                                (не)возвратимая пора

   (не)удержавшийся на ветке                   (не)рассчитывая

   (не)проницаемая стена             (не)знающая тепла

    ничему (не)радуясь                               (не)изъяснимое волнение               

   (не)ощущая холода                                 ждать с (не)терпением

   (не)теплая, а холодная                            (не)утолимая печаль

   очень (не)приветливые                           (не)замечая

    преследовали(не)удачи                          (не)навидя

  1. Взаимопроверка.

Слайд 4.

- Сформулируйте правило правописания не с различными частями речи.

IY. Актуализация  знаний.

  1. Устный рассказ учащихся о деепричастии как части речи.

Слайд 5.

- Подготовьте рассказ о деепричастии. Выбирая из данных карточек только те, которые относятся к изучаемой части речи.

Данный слайд оснащен триггерами. Учащийся при ответе нажимает левой кнопкой мыши на те карточки, которые, по его мнению, не подходят к ответу о деепричастии как части речи. При нажатии на эти прямоугольники, они исчезают.

Добавочное действие

Глагол

Признаки предмета по действию

Вид

Время

Возвратность

Изменяется по родам и падежам

Не изменяется

Бывает 2-го, 2-го и 3-го лица

Обстоятельство

Определение

Сказуемое

  1. Выборочно-распределительный диктант

Слайд 6.

- На какие 2 группы можно разделить данные деепричастия. (Деепричастия совершенного и несовершенного вида)

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.

Слайд 7.

(Проверка выполнения задания)

- Сформулируйте правило образования деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Y. Обобщение и систематизация знаний.

1) Комплексный анализ текста.

Слайд 8.

(Текст дан на слайде и на карточках у учеников)

- Вставьте пропущенные буквы, обозначая морфемы, в которых вы вставляли пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

 Еще вчера, на со..нце млея

Последним лес др..жал листом,

И оз..мь пышно зеленея

Л..жала бархатн..м к..вром.

Глядя надменно, как бывало,

На жертвы холода и снега,

Себе н.. (в) чем (не)  изм..няла

(Не) победимая сосна.

Сегодня вдруг и..чезло лето;

Бело, бе..жизненно кругом,

Земля и небо – все одето

Каким (то)тускл..м сер..бром

                                А. Фет

А) Назовите деепричастия. Назовите глаголы, от которых они образованы.

- Сделайте вывод о словообразовании деепричастий.

Б) Озаглавьте текст.

В) Определите стиль текста.

Г) К какому типу текста относится это произведение?

Д) Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения.

Е)  На сколько смысловых частей можно  разделить стихотворение? Почему?

Ж) Определите лексическое значение слов: млеть, надменно.

З) Произведите фонетическую транскрипцию слова млея.

- Какой фонетический процесс происходит в этом слове?

И) Выпишите из текста деепричастия, разберите их по составу.

 

К) Произведите морфологический разбор одного деепричастия.

Л) Графически обозначьте в тексте деепричастные обороты.

- Какую синтаксическую функцию выполняют деепричастия в предложениях?

- Расскажите о расстановке знаков препинания при деепричастном обороте.

- В каких случаях деепричастие не обособляется на письме запятыми? (Когда деепричастие входит в состав фразеологического оборота)

 

  1.  Деепричастия в составе фразеологических оборотов.

- Что такое фразеологический оборот?

-Назовите фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.

Слайд 10.

(не покладая рук, спустя рукава, сломя голову, не солоно хлебавши, не разгибая спины, положа руку на сердце, засучив рукава, затаив дыхание)

- Составьте предложения с данными фразеологизмами.

YI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Конструирование предложений с деепричастными оборотами.

Слайд 11.

- Замените глаголы деепричастиями. Запишите предложения с деепричастными оборотами. Задание выполняется по вариантам: 1 вариант изменяет глагол в предложении, 2 вариант – второй.

1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды.

  2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром.

 3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.

4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

2) Речевые нормы употребления деепричастных оборотов.

Слайды 12-14.

- Какое правило нужно помнить, используя деепричастия в предложениях? (Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны относить к одному и тому же лицу.)

Разбор речевых ошибок на примере предложений.

А) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. (Подъезжая к лесу, я увидел волка.)

Б)  Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну. (Сочетание слов «в  своей кровати» относится к деепричастному обороту: Просыпаясь по утрам в своей кровати,  мальчик спрыгивал босиком  на пол и бежал к окну.)

В) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. (Когда я вошел в автобус, неожиданно пошел снег.)

YII. Контроль усвоения знаний.

Мини-тест.

Слайд 15.

- В каждом примере выберите правильное продолжение предложения.

1. Приехав в деревню…

а) весь сад был в снегу; б) я застал весь сад в снегу.

2. Возвращаясь домой…

а) я попал под снегопад; б) начался снег.

3. Выйдя на улицу…

а) ему стало холодно; б) он почувствовал холод.

Ответ 1 б, 2 а, 3 б.

YIII. Речевое упражнение.
Слайд 16.

- Составьте  несколько предложений (по картине А.А.  Пластова «Первый снег»), включив в них деепричастные обороты или одиночные деепричастия.

IX. Рефлексия.

- Сделайте вывод о роли деепричастий в речи.

- Какое задание на уроке у вас вызвало затруднение ?

- Какое задание вам показалось самым легким?

Домашнее задание (на выбор):

  1. Составить словарный диктант из фразеологизмов, в состав которых входят деепричастия.
  2. Выписать 5 предложений из произведений художественной литературы с деепричастиями или деепричастными оборотами.
  3. Составить и записать текст-описание действий человека (например, продавца или водителя), используя деепричастия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие" »

Тема: Систематизация и обобщение знаний по теме «Деепричастие».

Цель: Выявить степень усвоения учебного материала, проверить умения и навыки употребления деепричастий в речи.

Задачи:

1. Повторение морфологических признаков деепричастия, орфограмм и пунктограмм, связанных с изучаемой частью речи.

2. Развитие творческих способностей учащихся, совершенствование умений конструировать предложения с деепричастными оборотами, закрепление навыков нормированного построения предложений с ними.

3. Создание положительного настроя на уроке, активизация познавательной деятельности на уроке.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки для учеников с текстом для комплексного анализа.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Слайд 1

  1. Сообщение темы и целей урока.

Слайд 2.

- На этом уроке мы с вами подведем итог тому, как вы усвоили тему «Деепричастие». Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков. Проверим умения образовывать деепричастия от глаголов, исправлять грамматические и речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий.

III. Орфографическая пятиминутка.

Слайд 3.

( Правописание не с разными частями речи)

  1. - Спишите слова, раскрывая скобки.

(не)умолкающий шепот (не)возвратимая пора

(не)удержавшийся на ветке (не)рассчитывая

(не)проницаемая стена (не)знающая тепла

ничему (не)радуясь (не)изъяснимое волнение

(не)ощущая холода ждать с (не)терпением

(не)теплая, а холодная (не)утолимая печаль

очень (не)приветливые (не)замечая

преследовали(не)удачи (не)навидя

  1. Взаимопроверка.

Слайд 4.

- Сформулируйте правило правописания не с различными частями речи.

IY. Актуализация знаний.

  1. Устный рассказ учащихся о деепричастии как части речи.

Слайд 5.

- Подготовьте рассказ о деепричастии. Выбирая из данных карточек только те, которые относятся к изучаемой части речи.

Данный слайд оснащен триггерами. Учащийся при ответе нажимает левой кнопкой мыши на те карточки, которые, по его мнению, не подходят к ответу о деепричастии как части речи. При нажатии на эти прямоугольники, они исчезают.

Добавочное действие

Глагол

Признаки предмета по действию

Вид

Время

Возвратность

Изменяется по родам и падежам

Не изменяется

Бывает 2-го, 2-го и 3-го лица

Обстоятельство

Определение

Сказуемое




  1. Выборочно-распределительный диктант

Слайд 6.

- На какие 2 группы можно разделить данные деепричастия. (Деепричастия совершенного и несовершенного вида)

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.

Слайд 7.

(Проверка выполнения задания)

- Сформулируйте правило образования деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Y. Обобщение и систематизация знаний.

1) Комплексный анализ текста.

Слайд 8.

(Текст дан на слайде и на карточках у учеников)

- Вставьте пропущенные буквы, обозначая морфемы, в которых вы вставляли пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

Еще вчера, на со..нце млея

Последним лес др..жал листом,

И оз..мь пышно зеленея

Л..жала бархатн..м к..вром.

Глядя надменно, как бывало,

На жертвы холода и снега,

Себе н.. (в) чем (не) изм..няла

(Не) победимая сосна.

Сегодня вдруг и..чезло лето;

Бело, бе..жизненно кругом,

Земля и небо – все одето

Каким (то)тускл..м сер..бром

А. Фет

А) Назовите деепричастия. Назовите глаголы, от которых они образованы.

- Сделайте вывод о словообразовании деепричастий.

Б) Озаглавьте текст.

В) Определите стиль текста.

Г) К какому типу текста относится это произведение?

Д) Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения.

Е) На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? Почему?

Ж) Определите лексическое значение слов: млеть, надменно.

З) Произведите фонетическую транскрипцию слова млея.

- Какой фонетический процесс происходит в этом слове?

И) Выпишите из текста деепричастия, разберите их по составу.



К) Произведите морфологический разбор одного деепричастия.

Л) Графически обозначьте в тексте деепричастные обороты.

- Какую синтаксическую функцию выполняют деепричастия в предложениях?

- Расскажите о расстановке знаков препинания при деепричастном обороте.

- В каких случаях деепричастие не обособляется на письме запятыми? (Когда деепричастие входит в состав фразеологического оборота)



  1. Деепричастия в составе фразеологических оборотов.

- Что такое фразеологический оборот?

-Назовите фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.

Слайд 10.

(не покладая рук, спустя рукава, сломя голову, не солоно хлебавши, не разгибая спины, положа руку на сердце, засучив рукава, затаив дыхание)

- Составьте предложения с данными фразеологизмами.

YI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Конструирование предложений с деепричастными оборотами.

Слайд 11.

- Замените глаголы деепричастиями. Запишите предложения с деепричастными оборотами. Задание выполняется по вариантам: 1 вариант изменяет глагол в предложении, 2 вариант – второй.

1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды.

2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром.

3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.

4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

2) Речевые нормы употребления деепричастных оборотов.

Слайды 12-14.

- Какое правило нужно помнить, используя деепричастия в предложениях? (Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны относить к одному и тому же лицу.)

Разбор речевых ошибок на примере предложений.

А) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. (Подъезжая к лесу, я увидел волка.)

Б) Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну. (Сочетание слов «в своей кровати» относится к деепричастному обороту: Просыпаясь по утрам в своей кровати, мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну.)

В) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. (Когда я вошел в автобус, неожиданно пошел снег.)

YII. Контроль усвоения знаний.

Мини-тест.

Слайд 15.

- В каждом примере выберите правильное продолжение предложения.

1. Приехав в деревню…

а) весь сад был в снегу; б) я застал весь сад в снегу.

2. Возвращаясь домой…

а) я попал под снегопад; б) начался снег.

3. Выйдя на улицу…

а) ему стало холодно; б) он почувствовал холод.

Ответ 1 б, 2 а, 3 б.

YIII. Речевое упражнение.
Слайд 16.

- Составьте несколько предложений (по картине А.А. Пластова «Первый снег»), включив в них деепричастные обороты или одиночные деепричастия.

IX. Рефлексия.

- Сделайте вывод о роли деепричастий в речи.

- Какое задание на уроке у вас вызвало затруднение ?

- Какое задание вам показалось самым легким?

Домашнее задание (на выбор):

  1. Составить словарный диктант из фразеологизмов, в состав которых входят деепричастия.

  2. Выписать 5 предложений из произведений художественной литературы с деепричастиями или деепричастными оборотами.

  3. Составить и записать текст-описание действий человека (например, продавца или водителя), используя деепричастия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие"

Автор: Туманова Надежда Ивановна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока  в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-v-8-klassie-po-tiemie-obosobliennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402413614"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект повторительно-обобщающего урока в 8 классе «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»»"
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-povtoritiel-no-obobshchaiushchiegho-uroka-v-8-klassie-tiema-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "279158"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453201977"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "393780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487578146"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Портрет деепричастия" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-portriet-dieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "139902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417813659"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства