1)обеспечить готовность учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность по повторению изученного материала о правописании букв О и Ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных;
2) формировать умение учащихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовать проект выхода из затруднений.
1.Актуализировть знания учащихся о частях слова.
2.Обеспечить повторение правила правописания букв О и Ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных.
3. Помочь использовать имеющиеся знания по правописанию букв О и Ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях существительных в практической деятельности.
4.Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Ι. Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Я рада видеть каждого из вас! - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке предстоит большая и серьезная работа. Я хочу пожелать удачи. Возьмите за руки ребят, с которыми будете работать в группе, пожелайте успеха друг другу. - Запишите число, классная работа. - Какие умения помогут нам продуктивно поработать на уроке и сохранить хорошее настроение? - Какую тему мы повторяем? - Подумайте и попробуйте задать по этой теме вопросы. Мне понравилось, что вы умеете задавать вопросы и умеете слушать. - Мы сегодня поговорим о существительном | Записывают число в тетрадь. * умение слушать и слышать учителя и одноклассников *умение самостоятельно выполнять задания *умение работать по образцу *умение договориться между собой при работе в паре *умение давать полный ответ *умение поиска информации в учебной книге *умение обосновывать свой ответ *умение оценивать свою работу (самооценка) - Имя существительное. Части речи. Дети задают вопросы. - Точно формулировать вопрос и давать ответ. | Личностные: - стремление к получению новых знаний. - познавательный интерес. Коммуникативные УД: - работать в парах, - слушать и понимать речь других. |
II.Актуализация знаний | Актуализировать знания учащихся о частях слова | Проверьте, все ли слова являются именами существительными? Старич…к, щ…чка, ш…рты, плащ…м, д…ска. - На какие две группы можно разделить данные слова? - Кто уверен, что может записать эти слова правильно? А в чем трудность? -Определим тему сегодняшнего урока. Содержание. - На какой странице мы будем работать? Откройте учебник… - Для того чтобы понять, чем мы будем заниматься, надо понимать каждое слово в теме урока… - Все ли слова подходят к этому правилу? | -Да. -Одушевленные.- неодушевле., нач, форма – форма Т.. падежа, форма ед. числа и форма множ. числа, в одних пропущенная орфограмма о, в других - ё. -Надо повторить правило. Стр. 76. Открывают страницу учебника. Тема урока: Правописание букв О и Ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных. Дети называют. -«Доска» в нем другая орфограмма. | Личностные УД: - умение анализировать результаты учебной деятельности. Коммуникативные УД: - высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение; - слушать и понимать речь других. |
ΙΙΙ. Целеполагание и постановка учебных задач. | | - На какой вопрос нам предстоит ответить? Определите цель нашего урока. Эта тема вам знакома? Сформулируем цель урока: Определим задачи. - Что сегодня делаем и зачем? Научимся: 1.Определять, в какой части слова находится изучаемая орфограмма. 2.Учиться использовать имеющиеся знания в практической деятельности. 3.Проверять и оценивать результаты своей работы. | - Когда пишется О или Ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных. Цель: повторить правописание букв О и Ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных. Дети называют. 1. Определять, в какой части слова находится изучаемая орфограмма. 2.Вспомнить правило написания О и Ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях существительных. 3.Учиться использовать имеющиеся знания в практической деятельности. 4.Проверять и оценивать результаты своей работы. | Личностные: - умение самостоятельно формировать учебную задачу; Регулятивные -принятие и сохранение цели -постановка учебных задач. |
ΙV. Поиск решения учебных задач. | Обеспечить повторение правила правописания букв О и Ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных. | 1.Итак, цель урока поставили, определили ряд серьезных задач, которые и являются планом, по нему и будем работать. Озвучим его. Все согласны? 1.Проверять и оценивать результаты своей работы. 2.Учиться использовать имеющиеся знания в практической деятельности. 3. Определять, в какой части слова находится изучаемая орфограмма. 4.Вспомнить правило написания О и Ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных. Теперь мы переходим к работе по теме. Проанализируйте страничку учебника, с каким материалом мы сегодня будем работать. Достаточно ли этого материала, чтобы решить задачи урока? 2.Я предлагаю вам взять карточку №1. Вы будете работать в парах. Прочитайте задание про себя и мне объясните, что нужно делать. При затруднении пользуйтесь алгоритмом. Алгоритм . 1.Определим окончание, изменив форму слова. 2.Выделим корень, подобрав однокоренные слова. Что заметили в корне? (чередование к/ч) 3. Определим суффикс. 3. Проверим задание по образцу. 4. Оцените знания своего соседа по критерию умения различать части слова. -Как вы считаете, выполнили мы первую задачу? А теперь переходим ко второй задаче, цель вспомнили, к чему стремимся …, проверим свои знания по данной теме, работая в группах. - Как вы думаете, почему я вам предложила поработать в группах? Вспомните, когда в существительных после шипящих пишется буква О, когда - Ё. Работать будете по алгоритму. -Взяли карточку, работаем, доказываем. Проверка и оценка работы групп. -Всегда ли пользовались подсказкой. Какие возникли затруднения? | Читают задание, проговаривают. Задание: прочитайте слова, выделите ту часть слова (корень, суффикс, окончание), где пропущена орфограмма. Старич…к, щ…чка, ш…рты, плащ…м. Карточка№1 1.Запишите существительные в Т. п., выдели окончание. Ковш, марш, нож, экипаж, циркач, врач, царевич, ключ. Проверяю по образцу. 1.Проверять и оценивать результаты своей работы Карточка №2 Запишите текст. Вставь пропущенные буквы. Выдели нужным значком ту часть слова, в которой пропущена орфограмма. Маленьк...й ч...рный мыш...нок И ж...лтый болыи...й носорог Сидели на плюш...вом коврик... И тихо вели д…алог. Алгоритм. Прочитайте слово. Определите, в какой части слова пропущенная орфограмма. Вспомните правило. Запишите нужную букву. | Коммуникативные: - планировать способы совместной работы; -договариваться, находить компромиссное решение в спорных обстоятельствах; - высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение; - формулировать и объяснять задание; - работать в парах, группах; - совместно договариваться о правилах общения и следовать им; - слушать и понимать речь других. Познавательные: - поиск информации, - строить логическую цепочку рассуждений, анализировать. Регулятивные: - умение находить и исправлять ошибки, выяснять причины ошибок. |
V. Первичное закрепление. | Помочь сделать вывод о том, что каждый умеет | А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания по теме при работе в парах сменного состава. | Дети в парах показывают друг другу карточки и называют пропущенную букву. Жёлтый, чёрная, шёрстка, жёсткая, шёлковый, шов, расчёска, щётка, решётка, шорты, тяжёлый, щёчка, щёлка, пиджачок, стишок, галчонок, борщом, ландышем, медвежонок, зайчонок, кирпичом, свечой, шапчонка. | Личностные: - способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности; Коммуникативные: - работа в парах. |
VΙ. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | | - Возьмите карточку № 3, прочитайте задание и мне скажите, что надо делать. Проверим: - На какую букву будете искать слова? -к-, - онок: - Сравните с образцом и оцените свою работу. - Все ли правильно нашли слова? – Кто зафиксировал затруднения? - Кто написал слова без ошибок? - Как вы считаете надо по этой теме ещё поработать? Над чем именно мы будем работать? | Карточка №3. Запишите названия тех детенышей животных, где есть изучаемая орфограмма. Слон корова грач Мышь ёж волк Утка тигр лягушка Проверяют работу. Мышонок, грачонок, ежонок, волчонок, лягушонок. Дети оценивают. Кто не допустил ошибок, ставит на полях «+», если результат не совпадает с образцом – «?». Дети отвечают. Буквы о, ё после шипящих в корне слова. | .Познавательные УД: - строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства. Регулятивные: - умение находить и исправлять ошибки, выяснять причины ошибок, Коммуникативные: -работа в парах. |
VΙΙ. Включение в систему знаний и повторение | Помочь использовать имеющиеся знания по правописанию букв О и Ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях существительных в практической деятельности | Я думаю, настало время проверить себя самостоятельно. Карточки №4 у вас двух уровней. Слева – обязательный уровень, а справа – дополнительное задание. Прочитайте задание и расскажите, что нужно сделать. Проверка работы. Встаньте те дети, кто считает, что справился с заданием на высоком уровне. Была уверенность в этом? 3. Проверим работу с помощью сигнальных карточек (О, Ё). Бархатная шёрстка, ровный шов, мамина расчёска, папина щётка, чугунная решётка, спортивные шорты, Розовая щёчка, узкая щёлка, старый пиджачок, смешной галчонок, угостить борщом, пахло ландышем. - Кто выполнил дополнительное задание? А вы заметили что-нибудь необычное в словах? У кого возникли затруднения? О правописании букв О и Ё после шипящих в прилагательных мы будем повторять на следующем уроке. − Кому удалось без ошибок справиться с дополнительным заданием? Подчеркните места затруднения. Сделайте вывод о своей работе. - На каком уровне себя оценили? - Вернёмся к цели нашего урока. -В правописании какой части слова у вас возникли затруднения? | Карточка № 4. Задание: списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Алгоритм. обязательно | дополнительно | 1.Бархатная ш…рстка, ровный ш…в, мамина расч...ска, папина щ…тка, чугунная реш…тка, старый пиджач…к, смешной гал-ч…нок, угостить борщ…м, пахло ландыш...м. | 2. Ж…лтый цветок, ч…рные глаза, ж…сткая постель, ш…лковый платок, тяж…лый портфель. | -Умение правильно писать буквы О и Ё после шипящих в корне, окончании и суффиксах существительных. Дети встают. Проверяют с помощью сигнальных карточек О, Ё. - Это имена прилагательные. Дети называют. Учащиеся, которые работали с дополнительным заданием, проводят самопроверку по образцу №3. Жёлтый цветок, чёрные глаза, жёсткая постель, шёлковый платок, тяжёлый портфель. Дети подчёркивают. 1) Я оцениваю себя -на высоком уровне -чуть ниже высокого уровня -на среднем уровне - Знаем правило, умеем работать по алгоритму. Проговаривают цель урока. | Регулятивные: - умение находить и исправлять ошибки, выяснять причины ошибок, - самооценка - прогнозирование Познавательные:: - искать и выделять необходимую информацию; - строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства. - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке. |
VΙΙΙ. Домашнее задание | | 1. упр.559 2. Творческое задание: Составить свой плакат - подсказку о правописании букв О и Ё после шипящих | | |
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке. | 1.Подведем итог нашей работы. –Какую цель ставили? -Мы с вами сформулировали следующие задачи… - Как вы считаете, мы выполняли их? - Добились поставленной цели? − Какие задания вызвали больше всего затруднений? -В чем была причина ваших затруднений? - Что легко получилось? Оцените свою работу: -Молодцы, ребята! Урок действительно важный. Орфограмма трудная. Вы хорошо потрудились на уроке. А сохранили ли хорошее настроение? Обращаемся к нашей лесенке успеха. Отметьте, на какой ступеньке вы оцениваете свои знания? | Выказывания детей Рефлексия деятельности на уроке: Сегодня на уроке я узнал…. Сегодня на уроке я научился….. После урока мне захотелось…… Сегодня на уроке я похвалил бы себя за…….. 1. Я умею правильно писать буквы О и Ё после шипящих и могу объяснить другому. 2.Я умею правильно писать буквы О и Ё после шипящих, но иногда сомневаюсь, поэтому мне надо ещё поработать. 3. У меня ещё возникают вопросы. Самооценка выполненной работы-смайлики. | Личностные: - умение анализировать результаты учебной деятельности. Регулятивные самооценка |