I. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Притча «Все в твоих руках»
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца:«Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?»Тогда мудрец, который был действительно умным и мудрым человеком, сказал: «Всё в твоих руках».
-Сегодня, ребята, тоже все в ваших руках и итог урока зависит от вас.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель этапа:
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
- Давайте вспомним материал прошлого урока.
- Какую тему изучали? (Правописание букв О и Ё после шипящих в именах существительных). Что нового узнали? Какой алгоритм вывели для верного написания?
- Как вам поможет при письме слов модель правила, которую вы создали на прошлом уроке?
Чистописание
Ж ш ч ц о е ё
Сказка о дружбе гласных и согласных.
Проблема с шипящими!
- III.Выявление места и причины затруднения
Цель этапа:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
На доске записано предложение
Ш…л по ш…ссе ч…рный волч…к с холщ..вой сумкой.
Вставьте предполагаемые буквы. В ходе урока мы должны проверить, правы ли мы. Сможете ли вы доказать друг другу, почему пишется та или иная буква? Почему возникло затруднение? Как будем выходить из затруднения?
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
-Некоторые правила правописания гласных о-е после шипящих мы уже знаем. Сейчас проверим.
1 ряд-Буквы о-ё в корне имени существительного
2 ряд-Буквы о-ё в суффиксах имен сущ.
3 ряд- в окончаниях имен сущ. (Слайд1)
Ш..пот, ш...лк, ш…рты, сапож…к, сундуч..к, пауч..к, борщ…м, рощ…й, товарищ..м, БЕЖ…ВЫЙ, ОРАНЖ…ВЫЙ, ПАРЧ…ВЫЙ.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
(Работа с интерактивной доской: распределяем по столбикам. У кого правильно поставьте + на полях) (Слайд 2)
Какие слова остались? Почему? Назовите их главный признак. (Это имена прилагательные).
Предположите, какие буквы надо вставить. Проблема? Решить эту проблему- наша с вами задача. Кто догадался, как звучит тема урока? (Слайд3)
Буквы о-е в суффиксах имен прилагательных после шипящих и ц.
- Какую цель вы ставите для себя на уроке?
-Предложите план урока, по которому мы будем действовать.
- Обозначьте на лесенке знаний ступеньку, на которой находятся сейчас ваши знания по этой теме.
- Решить поставленные задачи вы можете двумя путями: прочитать правило в учебнике или исследовать и самим вывести это правило. Какой путь выбираете? А сможете предположить, когда нужно писать О и Ё после шипящих и ц ?
V. Реализация построенного проекта.
Цель этапа:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.
Практическая работа
Работа с учебником, стр.87, упр.88
Дополни вывод (стр.88)
-С какой целью вы выполняли это упражнение?
Проверка..
-Какой вывод вы сделали? Когда пишется буква О? Ё?
- Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. Разделитесь на группы. (Учащиеся в группах составляют модель алгоритма написания букв О и Ё в именах прилагательных.
Какие этапы работы вы предлагаете?
1) Сначала мы должны выделить корень.
2) Затем нужно определить, в какой части слова находится проблема, на какой звук заканчивается корень.
3)Если это будут шипящие ш, ж, ч,ц,в суффиксе и окончании, то будем писать подударением букву О, без ударения буквы Ё,Е.
-Сравните свой алгоритм с эталоном.(На доске)
ФИЗМИНУТКА
Девочки встают, если в слове суффикс ОВ,
мальчики- суффикс ЕВ: плащОВый, алычОВый, плюшЕВый, грушЕВый, кумачОВый, ситцЕВый
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Цель этапа:
организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой Выполнение задания: замените словосочетания словосочетаниями «прил + сущ». Обозначьте орфограмму. (Слайд 4)
Медвежонок из плюша-
Компот из алычи-
Запах ландыша-
Крыша из камыша
Проверка (Слайд 5)
( У кого правильно поставьте + на полях)
Что нам помогло выбрать правильно букву? УДАРЕНИЕ!
-Что мы проверили этим упражнением?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Проверка детьми уровня своих знаний по данной теме.
Работа в парах
У вас на партах карточки, на которых записаны слова с суффиксами ОВ, ЕВ. Разделите их на группы
Песц…вый Груш…вый
Кумач…вый Плюш…вый
Дворц…вый Вещ…вой
Свинц..вый Бирж..вой
Камыш…вый Пищ…вой
Перц…вый Ключ…вой
Сургуч…вый Куч…вые
Пунц…вый Парч…вый
Плащ…вый Замш…вый
Холщ…вый Ситц..вый
Грош…вый Свеж..нький
Разделите их на группы.
Проверка по эталону.
Проводится работа над ошибками.
-Запишите, выделите суффикс
Д.З.
-Понятно ли вам, когда у имен прилагательных пишется суффикс ОВ, а когда ЕВ?
Вывесить опору
Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных вы еще раз закрепите, выполнив домашнее задание: выпишите из обратного словаря по 5 имен прилагательных с суффиксами –ов, -ев. Поставьте ударение.
VIII. Включение в систему знаний и повторение по теме
Цель этапа:
зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Дифференцированная работа (Слайд 6)
Выберите задание по карточкам самостоятельно. Но помните, что чем темнее цвет карточки, тем задание труднее. Рассчитывайте на свои силы.
Проверка по вариантам.
Резерв
Слайд
Работа в тетради на печатной основе
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
- Игра «Да-нет». Работа с пультами .
Выберите слова, в суффиксах которых пишется букваО. (Если буква «О» , нажимаем кнопку «ДА», если «Е», нажимаем кнопку «НЕТ»
Просмотр результатов игры.
- Проверим, мы решили поставленную проблему
ПРОВЕРКА 1 ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ШЁл по шОссе чЁрный волчОк с холщОвой сумкой.
Рефлексия
Какое встретили затруднение? Какую ставили цель? Как добились результата?
Постройте в тетради лесенку знаний и отметьте ступеньку, на которой теперь находятся ваши знания по этой теме.
Оцените свою работу.
Вспомним слова мудреца «Все в твоих руках».
Кто считает, что он освоил тему, выпустите бабочку на волю.
Кто считает, что у него остались вопросы по теме, посадите бабочку на цветочек (учебник), чтобы на следующем уроке, разобравшись с темой, могли выпустить бабочку.
Я надеюсь, что ни у кого бабочка не погибла.