Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
Закрепить изученные орфограммы
Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
“Вхождение” в тему урока.
Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.
(Звучит музыка П.И. Чайковского)
Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А.С.Пушкина
(Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта)
О, сколько нам открытий чу дных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын оши бок трудных, И гений – парадоксов друг
Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
(Я думаю, нам предстоит сегодня сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)
Да, вам предстоит сегодня сделать сегодня несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.
(ЧУ - пиши с гласной У, ШИ – пиши с гласной И, Ь – показатель мягкости. Разделительный Ь. Имена отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы)
(Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их)
Значения каких слов вам непонятны?
Просвещенья, парадоксов, гений
(Учитель читает по словарю слова)
Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
Парадокс – (греч. “неожиданный, странный”) мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;
Просвещение – распространение знаний, образование
Нас ждут на уроке неожиданности и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову “ ЧУДНЫЙ”. Обозначьте корень.
(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно)
Проверьте у доски слова:
Чудный
Чудо
Чудак
Чудить
Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный.
Прекрасный
Красивый
Великолепный
Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный
Некрасивый
Плохой
Неинтересный
Восстановите перепутанную логическую цепочку слов
(Учитель дает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова. Ученик у доски восстанавливает цепочку:
звуки = слоги = слова = предложения)
Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки.
В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 19, 20) Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание.
(Учитель выставляет это слово)
Почему это слово выделено красным цветом?
(Я думаю, это тема нашего урока)
Раскрытие темы урока.
1) Главный вопрос урока (прочитайте на доске)
Текст – что это такое?
На это вопрос мы постараемся ответить вместе. Можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина.
(Да, эти стихи можно назвать текстом)
Приведите доказательства
(Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях)
2) Работа с таблицей “Признаки текста”.
Заголовок
Начало
Основная часть
Концовка
Ключевые (опорные) слова, абзац, тема
Основная мысль
Объясните каждый признак текста.
(Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст.
Заголовок – заглавие, название.
Начало, основная часть, концовка – структура текста.
Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль.
Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста)
Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту
Какой признак должен быть обязательно в тексте?
(Тема. Основная мысль)
3) Работа с деформированным текстом .
Справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
…
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Она бросилась поднимать и просыпала все.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.
Прочитайте предложения (справа) на доске.
Можно ли назвать это текстом?
(Я думаю это нельзя назвать текстом.)
Дети определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.
Посмотрите на эти предложения (слева)
Что вы заметили?
(Это текст, но нет у него концовки, нет заглавия)
Придумайте название (Обезьяна. Обезьяна и горох)
Придумайте заглавие (Можно взять из текста справа. А придумал свое: “Обезьяне стало весело, и она стала играть горошинами”)
Докажите, что это текст (Есть все признаки текста, я назову их)
Объясните орфограммы в словах, подчеркните.
Кто сможет ответить на главный вопрос урока?
(Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Это несколько предложений, связанных по смыслу)
Предлагаю задание по вариантам.
Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 6 слов, разберите по членам, подчеркните главные члены.
Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 3 слов, подчеркните главные члены.
( Два ученика работают у доски, остальные в тетради)
(Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.)
Проверим предложения.
4) Физкультминутка
Хотите удивиться и отдохнуть? (Да)
(Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин).
5) Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.
Никита-охотник.
Есть у Никиты деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
(По Е. Чарушину)
Легко ли было читать текст? (Ничего не понятно)
Почему? (Нет знаков препинания, нет границ предложений)
(Граница – линия раздела между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания)
Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно.
(Самостоятельная работа учеников)
Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений.
(Четыре предложения)
Прочитайте текст. Докажите, что это текст.
(Есть у Никиты деревянный тигр. Еще есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет.)
Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.
Вывод: Предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.
Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили?
(Два ученика работают у доски)
1.Одушевленные:
тигр крокодил слон
2. Игрушки:
тигр крокодил слон
Неодушевленные:
кровать
стол
Мебель:
кровать стол
Проверка усвоения темы.
Тест “Верные и неверные высказывания”
Учитель
Ученик
Текст состоит из предложений
К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки
+ - + - + + +
Работа по учебнику “Русский язык” Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой II класс
Рассмотрите задание №30, №35
Спишите исправленный текст. Подчеркните опасные места.
Проверка задания
Итог урока.
Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
(Отгадали по цифрам слово ТЕКСТ. Узнали, что каждое предложение имеет границы. Запомнили признаки текста)