Цели:
? Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
? Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.
? Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
? Воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
1.Организационный момент. Разговорная пятиминутка:
2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Пока вы отдыхали на перемене, ветер – озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.
На доске: словосочетание - слово – звук – предложение.
Дети: звук – слово – словосочетание - предложение – ?
Учитель: Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка?
Дети: звук, - фонетика, слово – лексикология, словосочетание, предложение – синтаксис.
3. Мотивация обучающихся и целеполагание.
Создание проблемной ситуации. Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке?
Дети: В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка.
Учитель: Давайте найдем ее на схеме. Отличается ли она от других единиц? А какая наука о языке изучает текст?
Дети: Да, своими признаками, особенностями. Науку о языке мы не знаем (или предположение, варианты).
Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?
Дети: тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, узнать, какая наука изучает текст.
4.Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.
Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а понимаем его сразу.
Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты.
Так сложилась наука о тексте. Эта наука называется текстоведением (текст + ведать, знать).
Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений.
Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.
Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение). Как вы это понимаете?
Дети:-Текст мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.
-Текст это, когда много предложений, соединенных между собой.
-Текст можно заменить словом рассказ или роман, или повесть.
Учитель: Молодцы! Посмотрите, сколько у нас получилось мнений. Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним, какими признаками он обладает.
Для этого проанализируем две записи (раздаточный материал у каждого на парте)
Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.
Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.
Учитель: Прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найди лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?
Учитель: Поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?
Учитель: Значит, какой признак имеет текст?
Дети: Предложения в тексте связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой.
Учитель: Что такое тема текста?
Дети: Это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Учитель: О чем говорится в тексте? Как описана вода? Найдите слова, которые ее описывают и характеризуют. Какая тема данного текста?
Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.
Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.
(Слайд 5) Признаки текста. Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.
Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.
Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность.
Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту.
Учитель: Я согласна с вами. Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Заголовок выражает то, о чём говорится в тексте.
Третьим признаком текста является то, что у текста может быть заголовок, который отражает его тему или основную мысль.
Учитель: Можно ли поменять местами предложения в тексте? Почему?
Четвертым признаком текста является логическая связь частей, определенная их последовательность.
Учитель: Как связаны между собой предложения? Только ли по смыслу? Докажите это текстом.
Пятым признаком текста является смысловая и грамматическая связь предложений в тексте.
Учитель: где вы можете встретить этот текст? К какому стилю он принадлежит?
Шестым признаком текста является стилевое единство, т.е. текст всегда оформляется в рамках определенного стиля речи.
Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?
Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?
Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.(Запись в тетрадь)
Учитель: где вы встречаетесь с текстом в вашей жизни? зачем вам нужно знать, что такое текст и как его построить? как вам понадобятся эти знания в жизни?
Динамическая пауза
5.Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний. Работа с текстом.
Учитель: прочитайте небольшой отрывок из сказки, название и автора которой вы назовете сами.
Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:
«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».
Учитель: Кто автор данного текста? Из какой это сказки? Что вы знаете об этом авторе?
Дети: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Учитель: Правильно, теперь можно сказать, что автором слов о воде тоже является С.Т.Аксаков. Аксаков Сергей Тимофеевич (20 сентября 1791 года - 30 апреля 1859 года) - знаменитый русский писатель.
Родился в Уфе 20 сентября 1791 года. Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке - будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения...
Докажите, что это текст. Найдите признаки текста.
Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.
6.Первичная проверка уровня освоенности новых знаний.
Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: на ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте ДА/НЕТ.
7.Рефлективная деятельность обучающихся и учителя.
8.Домашнее задание. § 33, упражнение 357, 358