Конспект урока по теме "Обобщение сведений о типах текста".
Конспект урока по теме "Обобщение сведений о типах текста".
Тема: Обобщение сведений о типах текста.
Цель: Обобщить и систематизировать знания о типах текстов.
Задачи: Совершенствовать знания учащихся о типах текстов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам. Способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста). Стимулировать познавательную активность учащихся. Создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения. Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме «Типы текстов», сигнальные карточки «Светофор», листы оценивания, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Результаты обучения:
Умеет:
- определять тип текста;
- различать текст (описание, повествование, рассуждение) по их характерным признакам;
- самостоятельно составлять тексты разных типов, используя свои навыки, применяя ранее усвоенные знания;
- давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Ход урока.
I. Стадия вызова.
1.Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой наших гостей!
Используя стратегию «Большого пальца» покажите готовность к работе.
- Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.
- Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и приглашаю принять участие в создании «Классной газеты». (Показ заготовки газеты)
- Сейчас вы не просто ученики, а журналисты. Прошу занять рабочие места и разойтись по своим отделам.
Деление на группы
1 группа-«Сообщаю» 2 группа –«Описываю» 3 группа –«Рассуждаю» 4 группа – «Составляю»
Психологический настрой:
Поприветствуйте друг друга, используя стратегию «Ладошка к ладошке».
Ладошка в ладошку мы руки возьмём,
Дружной семьей мы в классе живём.
Наш девиз: «Один за всех и все за одного».
(У вас на столах есть рабочие листы под названием «Заметки журналиста») Запишите свою Ф и Имя
Запишем число выхода нашей газеты в издание (Назовите орфограммы):
2.Сообщение темы и цели урока.
- Внимание на экран!
- Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Составить из букв слово)
Верно, определить ТЕМУ нашего издания, поможет это задание.
-Соберите из букв слово: КЕТТС.
-Как связаны названия отделов с темой? (Сообщаю – текст-повествование; Описываю – текст-описание; Рассуждаю – текст-рассуждение).
Итак, тема нашей «Классной газеты» - ТИПЫ ТЕКСТОВ. (Записать на рабочих листах)
-Используя опорные слова, определите ЦЕЛЬ работы.
(Умею: РАЗЛИЧАТЬ – типы текстов по их характерным признакам; СОСТАВЛЯТЬ – текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение)
II.Стадия Осмысления
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
- Как вы считаете, какими качествами, умениями должен обладать журналист?
А) Первая колонка нашей газеты посвящена рубрике «Горячие новости» или «Это должен знать каждый»
– Повторим типы текстов и их характерные признаки.
– У вас на партах лежат файлы с заданиями. Возьмите файл №1. Составьте «Кластер», соответствующий названию ваших отделов.
4 группа. Стратегия «Соотношения».
После групповой работы первой выступает 4 группа «СОСТАВЛЯЮ» (Работа 4 группы над понятиями: «Текст», «Тема», «Основная мысль», «Структура текста». Стратегия «Соотношения»)
Выступление спикеров 1, 2, 3 групп с «Кластерами» по теме «Типы текстов»
(Взаимооценивание групп)
- А как можно оценить выступление спикеров?
Обсудите и оцените выступление своих коллег, используя стратегию «Светофор».
Б) Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком пойдёт речь в тексте:
Хищник сильный он, зубатый, полосатый и усатый.
И клыки большие есть. Мясо любит он поесть.
У него с когтями лапа, может сильно поцарапать,
А издалека на кошку этот зверь похож немножко. (Тигр)
- Так о ком пойдёт речь в следующем задании? (О тигре)
Возьмите файл №2. Прочитайте текст, определите его тип (описание, повествование, рассуждение). Обоснуйте свой выбор. (Работа в парах, затем обсуждение всей группой)
1 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
2 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
3 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится?
4 группа. Составьте текст из предложений.
Тигр – это большое и сильное животное, самый крупный представитель семейства кошачьих.
Рисунок, расположенный на теле характерен только ему, на планете нет животных с таким окрасом. Красивые зелёные глаза, широкий нос, округлые ушки и, конечно же, острые зубы. У него отличное зрение, хороший слух и обоняние.
Красавец, да и только!
- Какой вопрос можно задать к тексту? Это вопрос высокого или низкого порядка? Кто попробует задать вопрос высокого порядка?
РУБРИКА «ЭТО ИНТЕРЕСНО»
Наши спец. корреспонденты подготовили заметки для рубрики «Это интересно» (Сообщение про тигров)
Наши коллеги, журналисты газеты «Эдельвейс» из г.Караганды, шлют вам музыкальный привет – разминку
5. Обобщение и систематизация знаний.
- Журналисты должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь составлять текст. Пришла пора проявить свои творческие способности.
Однажды, писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же сохранилось. Помогите автору восстановить текст.
(Индивидуальная работа)Восстанови текст. Определи тип текста.
(Текст – описание)
Живёт в соседском доме очень красивый кот. Его зовут____. Шубка у него ____, а мордочка _______. Глаза похожи на круглые пуговицы ___________ цвета. Ушки у него ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки, хвостик_________________.
Я давно дружу с_____________.
Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая, красивая, капризная, острый.
(Спасибо, молодец, ты верно справился с заданием)
(Текст – рассуждение)
Я мечтаю завести котёнка. Ведь котёнок – это ____________друг. А ещё с ним можно__________________. А так же _____________. Поэтому мне хочется ___________.
Слова для справок: скрашивает одиночество, помогает жить, верный, преданный, поиграть, украшает нашу жизнь, утешает в горе.
(Текст – повествование)
У меня во дворе есть знакомый котёнок. Когда я выхожу гулять, ___________________тут как тут.
Я его _______ молоком, потом мы с ним_______. Когда у ____очень хорошее настроение он любит_______. Однажды котёнок увидел __________. Он бросился за _______, но не догнал и_______________________.
Вот такой он озорник!
- А знаете ли вы, что…
РУБРИКА «ЭТО ИНТЕРЕСНО» (Сообщение про кошек)
- Заполните лист самооценки: Умею составлять тексты разного типа.
Чтобы проверить ваши знания, предлагаю тестовое задание. (Индивидуальная работа)
Тест по теме «Типы текстов». (Взаимооценивание)
- Выставите отметку своему соседу, используя критерии – без ошибок- «5», 1 ошибки-«4», 2-3 ошибки-«3».
Проверочный тест по теме «Типы текстов»
1. Текст-это:
А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически
Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически
В) словосочетания
2. К какому типу текста можно задать вопрос « Почему?»
А)текст- рассуждение Б) текст- повествование В) текст – описание
3. Как называется текст, в котором описаны предметы?
А) текст- рассуждении Б) текст- описание В) текст- повествование
4.Какая часть речи помогает описать предмет?
А) глагол Б) имя прилагательное В)имя существительное
5п. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?
А) текст- описание Б) текст- рассуждение В)текст- повествование
III. Рефлексия
РУБРИКА «РЕЗЮМЕ» (- краткий вывод о чём либо)
«Синквейн»
- Каждый журналист должен уметь резюмировать информацию, то есть делать вывод, подводить итог своей работы. Я вам предлагаю это сделать при помощи «Синквейна».
6.Инструктаж д/з.
Знаете ли вы ещё животных, которые относятся к семейству кошачьих?
- Чтобы прочными были ваши знания, даю вам спец. задание.
(Написать заметку для следующего выпуска «Классной газеты», о животном из семейства кошачьих, используя любой из типов текста)
7.Итог урока
- Перед вами первый выпуск «Классной газеты».
- О чём наша газета? (О типах текста, интересные факты о животных…..)
- Какой тип текста вы использовали во время ответа на этот вопрос? (Повествование)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Обобщение сведений о типах текста". »
Тема: Обобщение сведений о типах текста.
Цель: Обобщить и систематизировать знания о типах текстов.
Задачи: Совершенствовать знания учащихся о типах текстов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам. Способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста). Стимулировать познавательную активность учащихся. Создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения. Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме «Типы текстов», сигнальные карточки «Светофор», листы оценивания, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Результаты обучения:
Умеет:
- определять тип текста;
- различать текст (описание, повествование, рассуждение) по их характерным признакам;
- самостоятельно составлять тексты разных типов, используя свои навыки, применяя ранее усвоенные знания;
- давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Ход урока.
I. Стадия вызова.
1.Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений - мы вместе сочиним урок!
- Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой наших гостей!
Используя стратегию «Большого пальца» покажите готовность к работе.
- Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.
- Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и приглашаю принять участие в создании «Классной газеты». (Показ заготовки газеты)
- Сейчас вы не просто ученики, а журналисты. Прошу занять рабочие места и разойтись по своим отделам.
Деление на группы
1 группа-«Сообщаю» 2 группа –«Описываю» 3 группа –«Рассуждаю» 4 группа – «Составляю»
Отдел «Сообщаю» во главе с редактором ……, отдел «Описываю» - руководитель – ……, «Рассуждаю» - под руководством ….., ………. заведует отделом «Составляю».
Психологический настрой:
Поприветствуйте друг друга, используя стратегию «Ладошка к ладошке».
Ладошка в ладошку мы руки возьмём,
Дружной семьей мы в классе живём.
- Давайте вспомним правила работы в группах. - выслушивать мнение одноклассника,
- четко, быстро излагать свою точку зрения, - вместе, дружно выполнять задания, - девиз «Один за всех и все за одного». Постараемся их не нарушать.
(У вас на столах есть рабочие листы под названием «Заметки журналиста») Запишите свою Ф и Имя
Запишем число выхода нашей газеты в издание (Назовите орфограммы): Двадцать третье апреля. (Соблюдайте правила каллиграфии и орфографии).
2.Сообщение темы и цели урока.
- Внимание на экран!
- Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Составить из букв слово)
Верно, определить ТЕМУ нашего издания, поможет это задание.
-Соберите из букв слово: КЕТТС.
-Как связаны названия отделов с темой? (Сообщаю – текст-повествование; Описываю – текст-описание; Рассуждаю – текст-рассуждение).
Итак, тема нашей «Классной газеты» - ТИПЫ ТЕКСТОВ. (Записать на рабочих листах)
-Используя опорные слова, определите ЦЕЛЬ работы.
(Умею: РАЗЛИЧАТЬ – типы текстов по их характерным признакам; СОСТАВЛЯТЬ – текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение)
II.Стадия Осмысления
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
- Как вы считаете, какими качествами, умениями должен обладать журналист? (Люди, которые выпускают газеты, журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Уметь определять, различать тип текста, подбирать определённый тип в зависимости от ситуации).
А) Первая колонка нашей газеты посвящена рубрике «Горячие новости» или «Это должен знать каждый»
– Повторим типы текстов и их характерные признаки.
– У вас на партах лежат файлы с заданиями. Возьмите файл №1. Составьте «Кластер», соответствующий названию ваших отделов.
4 группа. Стратегия «Соотношения».
Текст – это несколько предложений связанных по смыслу и грамматически.
Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
Структура текста -в тексте есть три части: начало, основная часть, концовка.
После групповой работы первой выступает 4 группа «СОСТАВЛЯЮ» (Работа 4 группы над понятиями: «Текст», «Тема», «Основная мысль», «Структура текста». Стратегия «Соотношения»)
Выступление спикеров 1, 2, 3 групп с «Кластерами» по теме «Типы текстов»
(Взаимооценивание групп)
- А как можно оценить выступление спикеров?
Обсудите и оцените выступление своих коллег, используя стратегию «Светофор».
Б) Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком пойдёт речь в тексте:
Хищник сильный он, зубатый, полосатый и усатый. И клыки большие есть. Мясо любит он поесть. У него с когтями лапа, может сильно поцарапать, А издалека на кошку этот зверь похож немножко.
(Тигр)
- Так о ком пойдёт речь в следующем задании? (О тигре)
- Тигр домашнее или дикое животное? Где мы его можем увидеть?
Курьер разносил почту и перепутал отделы. Журналисты - народ дружный, им часто приходится выручать друг друга в трудной ситуации. Вот и перед вами стоит задача помочь друг другу.
Возьмите файл №2. Прочитайте текст, определите его тип (описание, повествование, рассуждение). Обоснуйте свой выбор. (Работа в парах, затем обсуждение всей группой)
1 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
2 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
3 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится?
4 группа. Составьте текст из предложений.
Тигр – это большое и сильное животное, самый крупный представитель семейства кошачьих.
Рисунок, расположенный на теле характерен только ему, на планете нет животных с таким окрасом. Красивые зелёные глаза, широкий нос, округлые ушки и, конечно же, острые зубы. У него отличное зрение, хороший слух и обоняние.
Красавец, да и только!
- Какой вопрос можно задать к тексту? Это вопрос высокого или низкого порядка? Кто попробует задать вопрос высокого порядка?
РУБРИКА «ЭТО ИНТЕРЕСНО»
Наши спец. корреспонденты подготовили заметки для рубрики «Это интересно» (Сообщение про тигров)
Наши коллеги, журналисты газеты «Эдельвейс» из г.Караганды, шлют вам музыкальный привет – разминку
5. Обобщение и систематизация знаний.
- Журналисты должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь составлять текст. Пришла пора проявить свои творческие способности.
Однажды, писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же сохранилось. Помогите автору восстановить текст.
(Индивидуальная работа)Восстанови текст. Определи тип текста.
МЕНЯЮ задание в ГРУППАХ
(Текст – описание)
Живёт в соседском доме очень красивый кот. Его зовут____. Шубка у него ____, а мордочка _______. Глаза похожи на круглые пуговицы ___________ цвета. Ушки у него ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки, хвостик_________________.
Я давно дружу с_____________.
Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая, красивая, капризная, острый.
(Спасибо, молодец, ты верно справился с заданием)
(Текст – рассуждение)
Я мечтаю завести котёнка. Ведь котёнок – это ____________друг. А ещё с ним можно__________________. А так же _____________. Поэтому мне хочется ___________.
Слова для справок: скрашивает одиночество, помогает жить, верный, преданный, поиграть, украшает нашу жизнь, утешает в горе.
(Текст – повествование)
У меня во дворе есть знакомый котёнок. Когда я выхожу гулять, ___________________тут как тут.
Я его _______ молоком, потом мы с ним_______. Когда у ____очень хорошее настроение он любит_______. Однажды котёнок увидел __________. Он бросился за _______, но не догнал и_______________________.
Вот такой он озорник!
- А знаете ли вы, что…
РУБРИКА «ЭТО ИНТЕРЕСНО»
Наши спец. корреспонденты подготовили заметки для рубрики «Это интересно» (Сообщение про кошек)
Предоставляем им слово.
- Заполните лист самооценки: Умею составлять тексты разного типа.
Чтобы проверить ваши знания, предлагаю тестовое задание. (Индивидуальная работа)
Тест по теме «Типы текстов». (Взаимооценивание)
- Выставите отметку своему соседу, используя критерии – без ошибок- «5», 1 ошибки-«4», 2-3 ошибки-«3».
Проверочный тест по теме «Типы текстов»
1. Текст-это:
А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически
Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически
В) словосочетания
2. К какому типу текста можно задать вопрос « Почему?»
А)текст- рассуждение Б) текст- повествование В) текст – описание
3. Как называется текст, в котором описаны предметы?
А) текст- рассуждении Б) текст- описание В) текст- повествование
4.Какая часть речи помогает описать предмет?
А) глагол Б) имя прилагательное В)имя существительное
5п. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?
А) текст- описание Б) текст- рассуждение В)текст- повествование
III. Рефлексия
РУБРИКА «РЕЗЮМЕ» (- краткий вывод о чём либо)
«Синквейн»
- Каждый журналист должен уметь резюмировать информацию, то есть делать вывод, подводить итог своей работы. Я вам предлагаю это сделать при помощи «Синквейна».
6.Инструктаж д/з.
Знаете ли вы ещё животных, которые относятся к семейству кошачьих?
- Чтобы прочными были ваши знания, даю вам спец. задание.
(Написать заметку для следующего выпуска «Классной газеты», о животном из семейства кошачьих, используя любой из типов текста)
7.Итог урока
Над изданием «Классной газетой» работали: ученики 4 «В» класса и их помощник Ерохина С.Н.
- Перед вами первый выпуск «Классной газеты».
- О чём наша газета? (О типах текста, интересные факты о животных…..)
- Какой тип текста вы использовали во время ответа на этот вопрос? (Повествование)
- Какой тип текста помог описать нашу газету? (Описание)
- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом, о нашем классе)
- А еще почему «классная»? (Лучшая, замечательная)
- А сейчас какой тип текста помог ответить на вопрос? (Рассуждение)
- Используя стратегию «Большого пальца», покажите, добились ли мы цели урока?
- Заполните лист самооценки, ответив на вопрос: Как я работал на уроке?
Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове.
Мы газету закрываем и здоровья всем желаем!
№2
Прочитайте тексты, найдите текст - повествование. Обоснуйте свой выбор.
1.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
2.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
3.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится?
- Мы считаем, что текст – повествование под номером….
(Прочитай текст) Это текст-повествование, потому что…..
№2
Прочитайте тексты, найдите текст - описание.
Обоснуйте свой выбор.
1.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
2.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
3.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится?
- Ознакомившись с текстами, мы решили, что текст – описание под номером….
(Прочитай текст) Это текст-описание, потому что…..
№2
Прочитайте тексты, найдите текст - рассуждение.
Обоснуйте свой выбор.
1.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
2.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится?
3.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
- Все кошки обладают отличным слухом, ухо этих животных поворачивается на 180º.
- В некоторых странах кошки получают пенсионное обеспечение. К примеру, в Австрии, коту, который охраняет склад зерна, положена пенсия. Только, не в денежном размере, а в продуктовом, то есть мясо, бульон, молоко _______________________________________________________________________________
-Кошки совершают от 20 до 40 вдохов и выдохов в минуту.
- У многих пород кошек нет ресниц.
-Усы помогают кошке определить, пролезет ли она в отверстие. ________________________________________________________________________________
- Кошки могут издавать около100 различных звуков. Для сравнения – собаки только около 10.
- Кошка за свою жизнь может иметь больше 100 котят.
- Кошка, охотясь на мышей, спасает в год до 10 тонн зерна.