kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Текст как произведение речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по русскому языку для учащихся 7 класса на тему "текст как произведение речи". Урок разработан для УМК С.С.Львова.

Цели урока:

  1. Обучающая: обобщить и систематизировать знания  о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;
  2. .Развивающая: развивать  критическое мышление, творческие и логические способности учащихся через составление структурно – логических схем (кластеров), через написание синквейнов; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов;
  3. Воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, любовь  к природе, уважительное отношение к русскому языку.

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, тестирование, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.

1.Умение осуществлять информационный поиск (работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры ( кластера). 

3. Умение строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. Умение выполнять индивидуально практические задания.

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

8. Умение анализировать и оценивать собственную работу.

Оборудование: карточки, схемы (кластеры), лингвистические 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

МБОУ РОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА









Конспект урока

русского языка в 7 классе

по теме:

«Текст как произведение речи»



















ПОДГОТОВИЛА:

учитель русского языка и

литературы

Роговской СОШ Жадовец Н.В.

2014-2015 уч.год



Тема урока:  Текст как произведение речи.

Цели урока:

  1. Обучающая: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;

  2. .Развивающая: развивать критическое мышление, творческие и логические способности учащихся через составление структурно – логических схем (кластеров), через написание синквейнов; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов;

  3. Воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, любовь к природе, уважительное отношение к русскому языку.

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, тестирование, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.

1.Умение осуществлять информационный поиск (работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры ( кластера). 

3. Умение строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. Умение выполнять индивидуально практические задания .

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

8. Умение анализировать и оценивать собственную работу.


Оборудование: карточки, схемы (кластеры), лингвистические словари.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Актуализация знаний и целеполагание:

  • Эвристическая беседа

  • Работа с толковым словарём

  • Словарная работа

  • Морфемный анализ слов

  1. Стадия осмысления

-Игра «Данет-ка»

-Составление кластера «Признаки текста»

- Обобщение знаний о тексте (самостоятельно)

  1. Динамическая пауза

  2. Закрепление.Практическая работа

- Работа с учебником

- Анализ текста

  1. Рефлексия

-Синквейн

  1. Домашнее задание

  2. Итог урока




Ход урока:

  1. Организация начала урока. Психологический настрой.


- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа

II.Актуализация знаний и целеполагание:

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Мастера слова создают удивительно яркие

изобразительно-выразительные средства языка,

постоянно пополняя его сокровищницу,

откуда любой человек пригоршнями

может брать несметные драгоценности.

Г.Я. Солганик

1. Эвристическая беседа (актуализация внимания, постановка цели урока)

Ребята! Сейчас я прочитаю вам слова известного лингвиста Г.Я. Солганика, а вас попрошу внимательно отнестись к каждому слову этого высказывания, ведь именно их мы возьмем эпиграфом к сегодняшнему уроку .

В: Как вы понимаете сочетание «мастера слова»? Подберите синонимы.

В:Что такое «изобразительно-выразительные средства языка»?

В: Приведите примеры изобразительно-выразительных средств из этого эпиграфа

В: Что по вашему, означает слово пригоршнями? Знаете ли вы, что оно имеет двоякое ударение.

Мы перечислили с вами изобразительно- выразительные средства, подобрали синонимы, скажите чему присущи все вышеназванные признаки.

Тема урока

Язык- важнейшее средство общения людей. Общаясь, мы пользуемся одновременно всеми языковыми средствами: звуками, морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями. Средства языка не существуют сами по себе, они реализуются только в речи, в речевом общении. Поэтому текст- это произведение речи.

В: Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока?

(учащиеся выдвигают свои версии, учитель обобщает и сообщает цели урока)

- Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».

Давайте определим по  этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.

В: Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение»)

-Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

В: Как вы думаете, что общего между этими предметами?

- Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.

- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. 

- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

2. Работа с толковым словарём:

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвестиповторить в том же виде.

ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ - отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью

3. Словарная работа:

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

-морфемный анализ однокоренных слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

В:Можно ли считать предложение текстом?

В:Чем отличается предложение от текста?

В:Любая ли группа предложений будет текстом?

III. Стадия осмысления:

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

1. Игра «Данет-ка»

2.Составление кластера «Признаки текста»

Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки (работа в парах)













































3.Вывод.Обобщение учащимися сведений о тексте.

IV. Динамическая пауза (

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Текст сегодня изучали


И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножкой тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем и писать начнём!


V. Закрепление: Практическая работа.

1. Работа с учебником, упр.366

Удивительной зоркостью отличался и известный писатель Н. Сладков, текст которого нам сегодня предстоит проанализировать. Интересно то, что уже со 2 класса начал вести дневники, куда записывал свои впечатления и наблюдения.

Чтение текста упражнения 366.

В: Каким же человеком предстает перед нами автор статьи? (Наблюдательным, любящим природу)

-Выпишем ключевые слова и обозначим известные орфограммы.- Опираясь на ключевые слова, определим тему текста.

- Назовем идею. К чему призывает текст?

- Как озаглавим текст? Помните, что заглавие – своеобразное ключевое слово, только более ёмкое.

- Определим стиль текста. Назовем тип речи

В :Из каких частей состоит текст- рассуждение? - Найдем в тексте лексические повторы:

- Какую роль играют в тексте лексические повторы?

- Найдем антонимы, выпишем их в тетрадь

- Отметим предложения, в которых использованы дефис и тире. Объясним сходство и различие в употреблении данных знаков.

- Зачитаем предложения, в которых содержится вывод. А теперь запишем не эмоциональный вывод, а научный.

_2. Работа с текстом. Орфографический и синтаксический анализ текста.

- последовательная запись предложений для оформления текста;

-объяснение орфограмм и пунктограмм;

-из предложения 3 выпишите слова с неизменяемой приставкой;

-дайте характеристику 2 предложения;

- выполните синтаксический разбор 3 предложения.

Молодцы, ребята вы хорошо справились с работой.      

-Ребята, если мы посмотрим на тёмную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает хорошее настроение.

     -   Почему?

     -  Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.

 Когда мы в тексте используем разные средства    связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Я желаю вам использовать в своей речи красивые выражения, говорить ясно, точно, понятно, чаще заглядывать в сокровищницу нашего языка. 

VI. Рефлексия.

-Чем запомнился урок?

- Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?

  1. Синквейн (текст)

VII.Домашнее задание:

1. П.9.прочесть теоретический материал методом ИНСЕРТ (заполнить таблицу).

2. Выполнить упражнения:

3” - упр. 359; “4” - упр. 360; “5” - упр. 362.

3.Написать сочинение- миниатюру «Однажды тёплым осенним днём…»

VIII.Итоги урока.

Выставление оценок.

Друзья, вы потрудились наславу, но помните,что при составлении текста, высказывания надо бережно относится к словам, не разбрасываться ими попусту, помнить о величии нашего языка.



Послушайте отрывок из песни о русском языке.

(звучит отрывок песни о русском языке Г.Гладкова)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Текст как произведение речи"

Автор: Жадовец Надежда Васильевна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Лингвистическое толкование текста как средство развития навыков анализа художественного произведения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(139) "linghvistichieskoie-tolkovaniie-tieksta-kak-sriedstvo-razvitiia-navykov-analiza-khudozhiestviennogho-proizviedieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "146877"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268560"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по развитию речи на тему "Текст" (по произведению О. Тихомирова) "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-na-tiemu-tiekst-po-proizviedieniiu-o-tikhomirova"
    ["file_id"] => string(6) "106464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403017609"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи. "
    ["seo_title"] => string(66) "kharaktieristika-chielovieka-kak-vid-tieksta-urok-razvitiia-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "163822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422543894"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по теме "Наречие как часть  речи"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekturokapotiemienariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "262652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449398490"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства