kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Наречие как часть  речи.

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи,           которая называет признак, время, место или направление действия.

Задачи урока ( для учителя ):

-    создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

-    организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

 Задачи урока ( для учащихся ):

 -  учиться ставить учебные задачи;

-  учиться самостоятельно формулировать выводы;

-  научиться находить в тексте наречия;

 -  научиться определять, что называет наречие;

-  выяснить, что наречие - неизменяемая часть речи.   

Оборудование:

-   схема «Наречие»  (постепенно появляется на доске);

-   презентация «Наречие как часть речи»

-   карточки для исследовательской работы в группах;

?   разноуровневые задания, записанные на слайдах;

-   учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: Л. М. Зеленина,

Ход урока

1   Организация  класса  (мобилизующий этап)

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

 И работать начинаем

Записывают число, классная работа  (Двадцать седьмое апреля. Классная работа)

Какие орфограммы вы подчеркнёте в словах?

  2   Актуализация знаний

На слайде слова  

Декабрь,    русский,    любить,    хорошо,    тетрадь,   лёгкий,  вчера,   пенал,    рисовать,    чудесный,    смотреть,       вперёд

- Прочитайте глазами слова.

- Какое задание можно предложить для этих слов?

- Ребята, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Я предлагаю вам сгруппировать их по частям речи

(таблички: существительное, прилагательное, глагол)

3  Создание проблемной ситуации. Формулировка темы урока. Постановка цели исследования.

Работа в тетради.

сущ.            прил.           глагол             ?

декабрь      русский        любить          хорошо

тетрадь      лёгкий           рисовать       вчера

пенал         чудесный      смотреть       вперёд

- С какими трудностями вы столкнулись?

(Некоторые слова относятся к незнакомой части речи).

-Как вы думаете,  какая у нас будет тема урока?

Выдвижение гипотез.(Может мы познакомимся с ещё одной частью речи)

- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,  либо попробуйте предположить. ( «Наречие»)

-Какие цели поставим? Что вы хотите узнать о наречии?

   -Какие есть пути решения всех этих задач?

-Какую работу вы предлагаете на уроке, чтобы,  достичь  поставленные цели?

-Чтобы ответить на эти вопросы, я  предлагаю вам провести исследование и сравнить свои выводы с выводами в учебнике. (наблюдать, размышлять, делать выводы)

_________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ и открытие

1 Прочитайте и сравните предложения

1.Зазеленеют деревья.

2. Забегают по кочкам муравьи.

3.Прилетят к  нам пернатые гости

4.Зовёт их родная земля.

1.Скоро зазеленеют деревья.

2.Хлопотливо забегают по кочкам муравьи

3.Издалека прилетят к нам пернатые гости.

4.Сюда зовёт их родная земля.

-Чем отличаются предложения?

-Какую роль играют эти слова?  (они уточняют, дополняют, делают предложения понятнее и красивее)

-В подтверждение приведу слова М. Горького «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.»

2 Запишите словосочетания с данными словами

Зазеленеют (когда?) скоро           (время д,)

Забегают     (как?) хлопотливо     (признак д.)

Прилетят    (откуда?) издалека    (место д.)

Зовёт          (куда?) сюда               (место д.)

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Что обозначают эти слова?

От какого слова(части речи) ставили вопрос?

Вывод   Наречие  часть речи, которая отвечает на вопросы  когда? как? откуда? куда? Обозначают время,признак, место действия 

-Сравним вывод с учебником на с. 140. Совпадает, значит, мы сделали открытие

________________________________________________________________

2     Продолжаем наше исследование

       Работа в паре

Разбор предложения по членам предложения и укажите части речи.

Горная   тропинка   шла    вверх.
-Каким членом предложения являются наречия?

-С какой частью речи связаны наречия в предложении?

Вывод: В предложениях наречия являются обстоятельствами.  Обычно, наречия связаны с глаголами.

-Сравним наши выводы с учебником на странице 143.

-Совпадают наши выводы с выводами авторов? Значит, мы с вами сделали еще одно открытие

ФИЗМИНУТКА_

___________________________________________________

3   -Продолжаем наше исследование.

 Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Работа в группах

(Каждой группе даётся карточка для исследования)

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по числам и по временам,

2 группа -                                  по родам, лицам и числам, по падежам,

 Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

Как изменяется наречие? 

Наречие- неизменяемая часть речи

Сравни этот вывод с выводом на стр. 142. Наши выводы совпали, значит,  мы на уроке сделали открытие

____________________________________________________________

Итог. Рефлексия                       

- Сейчас я предлагаю вам в группе обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).                       

Защита групповых работ. 

Учитель: Все поставленные задачи решили?

Учащиеся:   Нет.

Учитель:  Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы    ответим на все вопросы.

_________________________________________________________

2  На слайде открываются 4 текста  (устно)

Все ли задания соответствуют изучаемой теме?

Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

  (Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

            (Весело, с шумом) журчат ручейки.

            (В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

(Где?) пахнет приходом весны.

            Она наступит (когда?).

            (Как?) будет светить солнце.

            (Как?) побегут ручейки.

Весна. Мы наблюда_м и смотр_м, как пробужда_тся природа.

Зелене_т  леса и поля. Разлива_тся реки. Птицы спеш_т строить гнёзда.            

Учащиеся:   Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)           

Учитель:  Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах.

Учащиеся:  1 уровень – 1 текст – найти наречия,

2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать                                       

Самооценка

Оцените свою работу, используя наречия

На уроке мне было…, потому что….

Я работал (как?) ……

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, навсегда, отлично, бесполезно

 Домашнее задание. (по выбору)

 Найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений, подчеркните наречия или выполните упр 7, стр.143.

- Урок окончен. Спасибо вам за урок.

__________________________________________________________

Дополнительно

1   Игра «Да», «Нет» (хором)

1.Наречие – часть речи? (ДА)

2.Наречие – изменяемая часть речи? (НЕТ)

3.Наречие поясняет глаголы? (ДА)

4.Наречие поясняет существительные? (НЕТ)

5 Наречие является второстепенным членом предложения – обстоятельством? (ДА)

  • Идти черепашьим шагом     –  
  • Кот наплакал   –
  • Как по маслу   –
  • Встать чуть свет   –
  • Рукой подать   – 
  • Видимо – невидимо   –

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Наречие как часть речи".»

(МОЙ)

Тема урока: Наречие как часть  речи.

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи,           которая называет признак, время, место или направление действия.


Задачи урока ( для учителя ):

-    создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

-    организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

 Задачи урока ( для учащихся ):

 -  учиться ставить учебные задачи;

-  учиться самостоятельно формулировать выводы;

-  научиться находить в тексте наречия;

 -  научиться определять, что называет наречие;

-  выяснить, что наречие - неизменяемая часть речи.   

Оборудование:

-   схема «Наречие»  (постепенно появляется на доске);

- презентация «Наречие как часть речи»

-   карточки для исследовательской работы в группах;

   разноуровневые задания, записанные на слайдах;

-   учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: Л. М. Зеленина,

Ход урока

1  Организация  класса  (мобилизующий этап)

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

 И работать начинаем



Записывают число, классная работа (Двадцать седьмое апреля. Классная работа)

Какие орфограммы вы подчеркнёте в словах?


  2 Актуализация знаний

На слайде слова  

Декабрь,    русский,    любить, хорошо, тетрадь, лёгкий,  вчера, пенал,    рисовать,    чудесный,    смотреть,     вперёд


- Прочитайте глазами слова.

- Какое задание можно предложить для этих слов?

- Ребята, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Я предлагаю вам сгруппировать их по частям речи

(таблички: существительное, прилагательное, глагол)


3 Создание проблемной ситуации. Формулировка темы урока. Постановка цели исследования.


Работа в тетради.

сущ.            прил.           глагол             ?

декабрь     русский        любить       хорошо

тетрадь    лёгкий           рисовать     вчера

пенал       чудесный     смотреть     вперёд


- С какими трудностями вы столкнулись?

(Некоторые слова относятся к незнакомой части речи).

-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

Выдвижение гипотез.(Может мы познакомимся с ещё одной частью речи)

- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,  либо попробуйте предположить. ( «Наречие»)

-Какие цели поставим? Что вы хотите узнать о наречии?

   







-Какие есть пути решения всех этих задач?

-Какую работу вы предлагаете на уроке, чтобы, достичь поставленные цели?

-Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам провести исследование и сравнить свои выводы с выводами в учебнике. (наблюдать, размышлять, делать выводы)

_________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ и открытие

1 Прочитайте и сравните предложения



1.Зазеленеют деревья.

2. Забегают по кочкам муравьи.

3.Прилетят к нам пернатые гости

4.Зовёт их родная земля.

1.Скоро зазеленеют деревья.

2.Хлопотливо забегают по кочкам муравьи

3.Издалека прилетят к нам пернатые гости.

4.Сюда зовёт их родная земля.

-Чем отличаются предложения?

-Какую роль играют эти слова? (они уточняют, дополняют, делают предложения понятнее и красивее)



-В подтверждение приведу слова М. Горького «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.»

2 Запишите словосочетания с данными словами



Зазеленеют (когда?) скоро (время д,)

Забегают (как?) хлопотливо (признак д.)

Прилетят (откуда?) издалека (место д.)

Зовёт (куда?) сюда (место д.)

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Что обозначают эти слова?

От какого слова(части речи) ставили вопрос?



Вывод Наречие часть речи, которая отвечает на вопросы когда? как? откуда? куда? Обозначают время ,признак, место действия

-Сравним вывод с учебником на с. 140. Совпадает, значит, мы сделали открытие



________________________________________________________________



2 Продолжаем наше исследование

Работа в паре

Разбор предложения по членам предложения и укажите части речи.

Горная тропинка шла вверх.
-Каким членом предложения являются наречия?

-С какой частью речи связаны наречия в предложении?

Вывод: В предложениях наречия являются обстоятельствами. Обычно, наречия связаны с глаголами.

-Сравним наши выводы с учебником на странице 143.

-Совпадают наши выводы с выводами авторов? Значит, мы с вами сделали еще одно открытие

ФИЗМИНУТКА_





___________________________________________________

3 -Продолжаем наше исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Работа в группах


(Каждой группе даётся карточка для исследования)

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по числам и по временам,

2 группа - по родам, лицам и числам, по падежам,



 Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.


Как изменяется наречие?

Наречие- неизменяемая часть речи

Сравни этот вывод с выводом на стр. 142. Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие


____________________________________________________________


Итог. Рефлексия                       

- Сейчас я предлагаю вам в группе обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).                       

Защита групповых работ. 


Учитель: Все поставленные задачи решили?

Учащиеся:   Нет.

Учитель:  Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы    ответим на все вопросы.

_________________________________________________________

2 На слайде открываются 4 текста (устно)

Все ли задания соответствуют изучаемой теме?

 

Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

  

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

            (Весело, с шумом) журчат ручейки.

            (В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

 

(Где?) пахнет приходом весны.

            Она наступит (когда?).

            (Как?) будет светить солнце.

            (Как?) побегут ручейки.

 

Весна. Мы наблюда_м и смотр_м, как пробужда_тся природа.

Зелене_т  леса и поля. Разлива_тся реки. Птицы спеш_т строить гнёзда.            

Учащиеся:   Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)           

Учитель:  Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах.

Учащиеся:  1 уровень – 1 текст – найти наречия,

2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать                                       

Самооценка

Оцените свою работу, используя наречия

На уроке мне было… , потому что….

Я работал (как?) ……

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, навсегда, отлично, бесполезно

Домашнее задание. (по выбору)

 Найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений, подчеркните наречия или выполните упр 7, стр.143.

- Урок окончен. Спасибо вам за урок.

__________________________________________________________

Дополнительно

1 Игра «Да», «Нет» (хором)

1.Наречие – часть речи? (ДА)

2.Наречие – изменяемая часть речи? (НЕТ)

3.Наречие поясняет глаголы? (ДА)

4.Наречие поясняет существительные? (НЕТ)

5 Наречие является второстепенным членом предложения – обстоятельством? (ДА)



 

  • Идти черепашьим шагом –

  • Кот наплакал –

  • Как по маслу –

  • Встать чуть свет –

  • Рукой подать –

  • Видимо – невидимо –




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Наречие как часть речи".

Автор: Мазуренко Мария Александровна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-na-tiemu-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "150224"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420452897"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "222416"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436273289"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка урока  русского языка по теме: "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434449695"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemunariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "296413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455991856"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "149837"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420331261"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства