~~Ход урока.
1. Организационный момент.
Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всём старательны!
Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какой у нас получится урок.
2. Обозначение основных моментов урока, учебно-познавательные задачи, которые будут раскрываться в ходу урока.
План урока (на доске)
1. Настроимся на урок
2. Мудрые изречения.
3. Беседа о речи и видах речи.
4. Определяем тему урока.
5. Что мы знаем о тексте?
6. Учимся работать с авторским текстом, словами, речью.
7. Составляем план текста.
8. Итог урока
Согласны с таким построением урока? Тогда мы начинаем.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык.
Т. Абдурахманов
- Для чего нужно изучать русский язык? ~ (Ответы детей).
- На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.
Что же такое речь? Для чего она нужна? -
Речь — это способность говорить. –
Какие 2 вида речи мы с вами уже знаем? (письменная и устная речь).
- Что значит устная речь? (ответы детей). УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека гово-рить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и на-звание устная речь произошло от слова уста – губы.
- Что такое письменная речь? Письменная речь - это умение писать красиво и правильно. Для письма мы используем буквы, разные знаки.
ВЫВОД:
Мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.
- Прочитайте тему урока «ТЕКСТ».
- Что вы знаете о тексте? Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких пред-ложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
- Из чего состоит текст? (тема, главная или основная мысль).
- Что такое тема? Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
-Что такое главная или основная мысль? Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
- Чем является главная мысль в тексте? (заголовком.) Заглавие должно указывать на са-мое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль тек-ста.
-Какие бывают типы текстов?
Текст-повествование рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло?
Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие?
Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает на вопросы поче-му? зачем?
ИГРА (определи тип текста)- СЛАЙДЫ
-Из чего состоит текст? (из частей)
-Из каких частей состоит текст? (вступление, основная часть, заключение)
-ВЫВОД!!!
Текст состоит из предложений.
Предложения в тексте связаны по смыслу.
Текст может иметь заголовок.
Заголовок отражает тему или основную мысль текста.
В тексте есть три части: начало, основная часть, концовка.
В речевом общении люди используют три вида текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
ОТКРЫВАЕМ ТЕТРАДИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.
Текст -?
- Сегодня мы с вами на уроке будем работать с текстом по произведению О.Тихомирову. Урок 47
-Прочитай текст (ученик читает текст. МАША).
- Давайте вместе с вами дадим заголовок к тексту (версии детей). Учитель записывает на доске.
- А мне бы хотелось назвать текст «А жизнь на Земле продолжается..).
- О каком времени года идёт речь? (ОСЕНЬ)
- Возьмите листы и маркеры и найдите доказательства, что это происходит осе-нью…
- Вернемся к заголовкам текста.
- Какие заголовки из нами перечисленных больше всего подойдут к нашему тексту? (учитель подчеркивает заголовки).
- Запишите заголовок, который вам понравился.
-Сейчас я предлагаю Вам составить план к данному тексту.
-Прочитайте 1 абзац. Как какое название вы ему дадите?
МЕЧТА ЛИСТА,- запишите
- Прочитайте 2 абзац. Какое название вы ему дадите?
ВСЁ КОНЧЕНО - запишите.
- Прочитайте 3 абзац. Какое название вы ему дадите?
НО ВЕСНА НЕ ЗА ГОРАМИ,,В ОЖИДАНИИ ВЕСНЫ, МЕЧТЫ ОСИНЫ
- Вернитесь к нашему главному вопросу.
- Определите тип текста…… ДОКАЖИТЕ….
Итог урока:
--Что мы с вами повторили на уроке?
- Чему учились?
-Для чего мы с вами это делали?
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня на уроке:
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
«Молодцы!»
-Домашнее задание - записать пересказ данного текста по плану.
Стихотворение про речь.
Устная речь
Гаснет усталая словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос, потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо-
Не скудела в наши дни.
В.С. Шефнер