2. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний. | Вступительное слово учителя. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. А когда в доме гости, хозяева стараются, чтобы гостям было хорошо и уютно. Так давайте же будем радушными хозяевами. Эта необычная праздничная обстановка, присутствие, гостей, погода за окном нашего класса невольно наводят на строки великого мастера слова: Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится». СЛАЙД № 1. (читает стихотворение). Задает вопросы. - Что я Вам прочитала? (Текст) - Какова основная мысль этого текста? - Что такое текст? Учитель. Невольно возникает вопрос, какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на него поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки. СЛАЙД № 2. Кроссворд 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | Теоретическая разминка. 1. Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое). 2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И). 3. Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные). 4. Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире). 5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложного, перед ним всегда ставится запятая. (А). 6. Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки). 7. Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание). 8. Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный). 9. Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз). В итоге сложилось слово – СИНТАКСИС. - Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся на рисунке. СЛАЙД № 3. В итоге сложилось слово – ПУНКТУАЦИЯ. | Учащиеся слушают учителя. УУД познавательные, личностные, коммуникативные. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы кроссворда. (УУД познавательные, личностные, коммуникативные). УДД: коммуникативные, познавательные, регулятивные. (Развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности). |
4. Повторение и обобщение изученного материала. Решение учебной задачи. | Учитель. Ребята, приступаем к выполнению нашей задачи. Каким образом мы будем это делать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации. Первая станция, на которой мы уже побывали, отвечая на вопросы кроссворда, называется «Теоретическая». СЛАЙД № 6. И сейчас мы отправляемся на станцию «Орфографическую». СЛАЙД № 7. Но чтобы попасть на нее, нам необходимо выполнить еще одно задание. 1. Задание. Я читаю определение понятия. Вы должны его узнать и грамотно записать, выделить орфограммы. (Задаёт вопросы, корректирует совместно с учащимися ответы). Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем? (обстоятельство). Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет (дополнение). Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком (подлежащее). Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета (определение). Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение). Учитель. - Вы справились со сложной задачей, и теперь мы отправляемся на станцию под названием «Синтаксис». СЛАЙД № 8. - А что такое СИНТАКСИС? СЛАЙД № 9. Учитель. - Правильно вы сказали, что основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. СЛАЙД № 10. 2. Эвристическая беседа. - Что такое словосочетание? - Как связано зависимое слово с главным? - Какие виды словосочетаний вы знаете? - А что такое предложение? 3. Задание. На доске написаны слова. Составьте предложение из отдельных слов, изменяя их форму, выпишите из него все словосочетания, определив их вид. Неярко, светить, в, небо, зимнее, солнце. ( Неярко светит в небе зимнее солнце). Неярко светит (нар.+глаг. – глагольное); светит в небе (глаг.+сущ. – глагольное); осеннее солнце (прил.+сущ. – именное). 4. Динамическая физминутка. Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение и др. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево. Учитель. Мы находимся на станции «Синтаксис». Продолжаем работу. 5.Синтаксическая пятиминутка. Учитель демонстрирует предложения на СЛАЙДЕ № 11, 12. Задание. Списать предложения, сделать синтаксический разбор, составить схемы. В своей работе вы можете пользоваться алгоритмом-подсказкой. 1. Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба. 2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли. Порядок разбора простого предложения. Алгоритм. 1. По цели высказывания предложения бывают повествовательное, вопросительное, побудительное. 2. По интонации: восклицательное и невосклицательное. 3. По наличию грамматических основ: простое и сложное. 4. По наличию второстепенных членов: распространенное и нераспространенное. 5. Осложнено или нет. 6. Исследование. Учитель. - Почему в 1-ом предложении перед союзом И нет запятой, а во 2-ом есть? Какую роль играет союз И? Учитель. - Молодцы! И мы с вами непроизвольно очутились на станции «Пунктуация». СЛАЙД № 13. Учитель. - Что такое пунктуация? СЛАЙД № 14. - Назовите знаки препинания. СЛАЙД № 15. - Для чего нужны знаки препинания? Учитель. – А сейчас мы с вами поиграем: поможем Незнайке расставить знаки препинания в предложениях. СЛАЙД № 16. Учитель. - Давайте обобщим, что произойдет, если использовать неверный пунктуационный знак? ВЫВОД. ЗАПОМНИ. Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияет на смысл предложения, затрудняет его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу. СЛАЙД № 17. | Учащиеся работают с теоретическим материалом, словом, объясняют и графически выделяют орфограммы. УУД: познавательные, регулятивные. Учащиеся отвечают. УДД: познавательные, регулятивные. Учащиеся отвечают. УДД: познавательные, регулятивные Выполняют задание. (Три ученика по очереди работают у доски). УУД: познавательные, регулятивные. (Выражение своих мыслей полно и точно). Коммуникативные. (Формулирование и аргументация собственного мнения). Учащиеся выполняют упражнения. УУД: личностные. (Установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке). Учащиеся записывают предложения, по алгоритму рассуждают, определяют количество грамматических основ, составляют схемы и объясняют наличие или отсутствие пунктограмм. УДД: познавательные, регулятивные. Учащиеся отвечают. (В 1-ом предложении союз связывает однородные сказуемые, а во 2-ом – два простых предложения в составе сложного). УДД: познавательные, регулятивные. Учащиеся отвечают. (Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки). Учащиеся отвечают. |
5. Контроль знаний. | 8. Проверка знаний. Тест по теме “Синтаксис. Пунктуация” (взаимопроверка). Учащимся раздаются тестовые задания и бланки для ответов. На выполнение задания отводится 5 минут. После выполнения теста учащиеся обмениваются вариантами и проверяют работы. Ключ к тесту и критерии оценки учитель открывает на доске после завершения работы. Вариант 1 В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом. 1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены): А) Отшумела роща золотая березовым веселым языком. Б) Дорога вела в горы. В) Дует ветер и шумит густая рожь. Г) Лучи солнца греют лицо и руки. 2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно: А) Рванул сильный ветер, и шляпа улетела далеко вперед. Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина. Г) Дождь не перестает идти, и все живое тянется к воде. Д) Солнце взошло, но не грело. 3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно (грамматическая основа подчеркнута одной чертой): А) Трескотня в траве приутихла. Б) Ванюшка приподнялся и посмотрел вокруг себя. В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха. Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись. 4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены): А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский. Б) Ты бледна, Даша, сказал отец. В) Нет, я поеду решительно заявила Наташа. Г) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы? Вариант 2 В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом. 1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены): А) Река была неглубокая и широкая. Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. В) Веселое пение и смех разносились по долине. Г) Осенью лес пахнет грибами. 2. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом: А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким ледком. Б) Зацвел багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. Г) Веселое чириканье и птичий перезвон разносились по долине. Д) Туча росла, мигала тусклыми молниями. 3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно (грамматическая основа подчеркнута одной чертой): А) Лес пахнет дубом и сосной. Б) Я медленно шагал в соседнюю деревню. В) Герасим запирал каморку на ключ. Г) Яркое солнце ослепило в небе жаворонка. 4. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены): А) Подружка Катя спросила Машу почему ты вчера не пришла? Б) Она грозно потребовала дай мне синий фломастер. В) Принесите воды, ребятки, попросил всадник. Г) Мальчик испуганно прошептал уходите в лес, к озеру. КЛЮЧИ 1 вариант: 2 вариант:
| (УУД познавательные – анализ объектов с целью выделения общих признаков, выявления сходства и различия объектов; регулятивные: планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций). Учащиеся сдают работы. |