kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока русского языка   в 5 классе.

Тема: Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Цели урока: повторить и систематизировать знания и умения учащихся.

Образовательный аспект: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации.

Развивающий аспект: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление.   

Воспитательный аспект: учить школьников культуре речи и поведения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации материала по разделу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

УРОК № 131.

Тема: Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Цели урока: повторить и систематизировать знания и умения учащихся.

Образовательный аспект: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации.

Развивающий аспект: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление.

Воспитательный аспект: учить школьников культуре речи и поведения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации материала по разделу.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.


Приветствует учащихся.

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся подарками судьбы.

А подарками для вас станут хорошие оценки на уроке. Я надеюсь, что у нас всё сегодня получится, и мы хорошо и активно поработаем на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

УУД: личностные, коммуникативные.

2. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.

















































Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. А когда в доме гости, хозяева стараются, чтобы гостям было хорошо и уютно. Так давайте же будем радушными хозяевами. Эта необычная праздничная обстановка, присутствие, гостей, погода за окном нашего класса невольно наводят на строки великого мастера слова: Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится». СЛАЙД № 1.

(читает стихотворение).

Задает вопросы.

- Что я Вам прочитала? (Текст)

- Какова основная мысль этого текста?

- Что такое текст?

Учитель. Невольно возникает вопрос, какова же тема сегодняшнего урока?

Ответить на него поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки. СЛАЙД № 2.

Кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Теоретическая разминка.

1. Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое).

2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И).

3. Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).

4. Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире).

5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложного, перед ним всегда ставится запятая. (А).

6. Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).

7. Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

8. Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).

9. Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

В итоге сложилось слово – СИНТАКСИС.

- Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся  на рисунке. СЛАЙД № 3. В итоге сложилось слово – ПУНКТУАЦИЯ.

Учащиеся слушают учителя.

УУД познавательные, личностные, коммуникативные.







Отвечают на вопросы.







Отвечают на вопросы кроссворда.

(УУД познавательные, личностные, коммуникативные).







УДД: коммуникативные, познавательные, регулятивные. (Развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности).





















3.Целеполагание. Совместное планирование с учеником деятельности.




Учитель объявляет тему урока /«Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»/. СЛАЙД № 4.

Цель моей работы на сегодняшнем уроке: проверить вашу готовность к контрольной работе.

А как бы вы определили цели вашей работы. СЛАЙД № 5.

Учащиеся записывают число и тему урока.

Учащиеся высказывают свои варианты.

УУД: познавательные, регулятивные. (Самостоятельное формулирование задач урока, планирование, прогнозирование).

4. Повторение и обобщение изученного материала. Решение учебной задачи.























































Учитель. Ребята, приступаем к выполнению нашей задачи. Каким образом мы будем это делать?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации.


Первая станция, на которой мы уже побывали, отвечая на вопросы кроссворда, называется «Теоретическая». СЛАЙД № 6.

И сейчас мы отправляемся на станцию «Орфографическую». СЛАЙД № 7.

Но чтобы попасть на нее, нам необходимо выполнить еще одно задание.

1. Задание. Я читаю определение понятия. Вы должны его узнать и грамотно записать, выделить орфограммы.

(Задаёт вопросы, корректирует совместно с учащимися ответы).

  • Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем? (обстоятельство).

  • Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет (дополнение).

  • Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком (подлежащее).

  • Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета (определение).

  • Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение).


Учитель. - Вы справились со сложной задачей, и теперь мы отправляемся на станцию под названием «Синтаксис». СЛАЙД № 8.


- А что такое СИНТАКСИС? СЛАЙД № 9.

Учитель. - Правильно вы сказали, что основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. СЛАЙД № 10.


2. Эвристическая беседа.

- Что такое словосочетание?

- Как связано зависимое слово с главным?

- Какие виды словосочетаний вы знаете?

- А что такое предложение?


3. Задание. На доске написаны слова. Составьте предложение из отдельных слов, изменяя их форму, выпишите из него все словосочетания, определив их вид.

Неярко, светить, в, небо, зимнее, солнце.

( Неярко светит в небе зимнее солнце).

Неярко светит (нар.+глаг. – глагольное);

светит в небе (глаг.+сущ. – глагольное);

осеннее солнце (прил.+сущ. – именное).




4. Динамическая физминутка.

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе.

Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение и др.

Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.


Учитель. Мы находимся на станции «Синтаксис». Продолжаем работу.

5.Синтаксическая пятиминутка. Учитель демонстрирует предложения на СЛАЙДЕ № 11, 12.

Задание. Списать предложения, сделать синтаксический разбор, составить схемы. В своей работе вы можете пользоваться алгоритмом-подсказкой.

1. Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.

2. Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

Порядок разбора простого предложения. Алгоритм.

1. По цели высказывания предложения бывают повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации: восклицательное и невосклицательное.

3. По наличию грамматических основ: простое и сложное.

4. По наличию второстепенных членов: распространенное и нераспространенное.

5. Осложнено или нет.

6. Исследование. Учитель. - Почему в 1-ом предложении перед союзом И нет запятой, а во 2-ом есть? Какую роль играет союз И?

Учитель. - Молодцы! И мы с вами непроизвольно очутились на станции «Пунктуация». СЛАЙД № 13.

Учитель. - Что такое пунктуация? СЛАЙД № 14.
 - Назовите знаки препинания. СЛАЙД № 15.

- Для чего нужны знаки препинания?

Учитель. – А сейчас мы с вами поиграем: поможем Незнайке расставить знаки препинания в предложениях. СЛАЙД № 16.

Учитель. - Давайте обобщим, что произойдет, если использовать неверный пунктуационный знак?

ВЫВОД. ЗАПОМНИ. Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияет на смысл предложения, затрудняет его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу. СЛАЙД № 17.










Учащиеся работают с теоретическим материалом, словом, объясняют и графически выделяют орфограммы.

УУД: познавательные, регулятивные.













Учащиеся отвечают.

УДД: познавательные, регулятивные.


Учащиеся отвечают.

УДД: познавательные, регулятивные




Выполняют задание.

(Три ученика по очереди работают у доски).

УУД: познавательные, регулятивные. (Выражение своих мыслей полно и точно). Коммуникативные. (Формулирование и аргументация собственного мнения).


Учащиеся выполняют упражнения.

УУД: личностные. (Установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке).






Учащиеся записывают предложения, по алгоритму рассуждают, определяют количество грамматических основ, составляют схемы и объясняют наличие или отсутствие пунктограмм.

УДД: познавательные, регулятивные.










Учащиеся отвечают. (В 1-ом предложении союз связывает однородные сказуемые, а во 2-ом – два простых предложения в составе сложного).

УДД: познавательные, регулятивные.

Учащиеся отвечают. (Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки).


Учащиеся отвечают.


5. Контроль знаний.

8. Проверка знаний. Тест по теме “Синтаксис. Пунктуация” (взаимопроверка).

Учащимся раздаются тестовые задания и бланки для ответов. На выполнение задания отводится 5 минут. После выполнения теста учащиеся обмениваются вариантами и проверяют работы. Ключ к тесту и критерии оценки учитель открывает на доске после завершения работы.


Вариант 1

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4

 

 

 

 


1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Отшумела роща золотая березовым веселым языком.

  • Б) Дорога вела в горы.

  • В) Дует ветер и шумит густая рожь.

  • Г) Лучи солнца греют лицо и руки.


2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно:

  • А) Рванул сильный ветер, и шляпа улетела далеко вперед.

  • Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.

  • Г) Дождь не перестает идти, и все живое тянется к воде.

  • Д) Солнце взошло, но не грело.


3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно (грамматическая основа подчеркнута одной чертой):

  • А) Трескотня в траве приутихла.

  • Б) Ванюшка приподнялся и посмотрел вокруг себя.

  • В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.

  • Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.


4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):

  • А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.

  • Б) Ты бледна, Даша, сказал отец.

  • В) Нет, я поеду решительно заявила Наташа.

  • Г) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы?


Вариант 2

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4

 

 

 

 


1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Река была неглубокая и широкая.

  • Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

  • В) Веселое пение и смех разносились по долине.

  • Г) Осенью лес пахнет грибами.


2. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:

  • А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким ледком.

  • Б) Зацвел багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем.

  • Г) Веселое чириканье и птичий перезвон разносились по долине.

  • Д) Туча росла, мигала тусклыми молниями.


3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно (грамматическая основа подчеркнута одной чертой):

  • А) Лес пахнет дубом и сосной.

  • Б) Я медленно шагал в соседнюю деревню.

  • В) Герасим запирал каморку на ключ.

  • Г) Яркое солнце ослепило в небе жаворонка.


4. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):

  • А) Подружка Катя спросила Машу почему ты вчера не пришла?

  • Б) Она грозно потребовала дай мне синий фломастер.

  • В) Принесите воды, ребятки, попросил всадник.

  • Г) Мальчик испуганно прошептал уходите в лес, к озеру.

КЛЮЧИ 1 вариант:

1

2

3

4

В

Б

А

Г

2 вариант:

1

2

3

4

Б

Б

В

В







(УУД познавательные – анализ объектов с целью выделения общих признаков, выявления сходства и различия объектов; регулятивные: планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций).









































































Учащиеся сдают работы.

6. Итоги урока. Рефлексия. Оценки. Домашнее задание.

- Ребята, что мы сегодня узнали?


- Что было интересно, что вызвало затруднение?

- Домашнее задание: повторить теорию на стр. 124-174.

Учащиеся дают ответы, записывают дом. задание. (УУД: регулятивные, направленные на формирование контроля оценочной деятельности).














Просмотр содержимого презентации
«Повторение по теме Синтаксис и пунктуация. 5 класс»

 

 

с т и н а к с и с

с

т

и

н

а

к

с

и

с

А И У У П Я Ц К Т Н ПУНКТУАЦИЯ

А

И

У

У

П

Я

Ц

К

Т

Н

ПУНКТУАЦИЯ

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Цель: - повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация».

Цель:

- повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация».

Станция «Теоретическая»

Станция

«Теоретическая»

Станция  «Орфографическая»

Станция

«Орфографическая»

Станция «Синтаксис»

Станция

«Синтаксис»

Синтаксис  –  раздел русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.

Синтаксис

раздел русского языка, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.

Единицы синтаксиса словосочетание  и  предложение

Единицы синтаксиса

словосочетание

и

предложение

Станция «Синтаксис»

Станция

«Синтаксис»

Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.

Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.

Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

Станция  «Пунктуация»

Станция

«Пунктуация»

Пунктуация  – раздел русского языка, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления.

Пунктуация

раздел русского языка, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления.

Сочинения Незнайки  Пальцев у него двадцать пять на  каждой руке десять на ногах. : , , 2. Ольга сидела на скамейке которая  находилась в сквере и ждала подругу . , 3 . Когда солнце село с блеяньем и рёвом  прошло стадо. ,

Сочинения Незнайки

  • Пальцев у него двадцать пять на

каждой руке десять на ногах.

:

,

,

2. Ольга сидела на скамейке которая

находилась в сквере и ждала подругу .

,

3 . Когда солнце село с блеяньем и рёвом

прошло стадо.

,

Запомни!  Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу!

Запомни!

Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу!

Ключ к тесту: 1 вариант - В, Б, А, Г 2 вариант - Г, Б, В, В. Оценка: “ 5” – 4 ответа, “ 4” – 3 ответа, “ 3” – 2 ответа.

Ключ к тесту:

1 вариант - В, Б, А, Г

2 вариант - Г, Б, В, В.

Оценка:

5” – 4 ответа,

4” – 3 ответа,

3” – 2 ответа.

Домашнее задание: повторить теорию к диктанту (стр.124-174).

Домашнее задание:

повторить теорию к диктанту (стр.124-174).

Итог урока. - Какие разделы русского языка мы сегодня повторили?

Итог урока.

- Какие разделы русского языка мы сегодня повторили?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Автор: Галамага Валентина Ивановна,

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание ь после шипящих на конце наречий" по УМК "Начальная школа XXI века" "
    ["seo_title"] => string(154) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-po-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "219948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434446306"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие»  в свете требований ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(167) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-matieriala-po-tiemie-prichastiie-v-svietie-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "222211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435994113"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по ОС "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(78) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-os-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408117524"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Технологическая карта урока русского языка по учебнику  «Русский язык.  2 класс».  Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. УМК «Перспектива» "
    ["seo_title"] => string(140) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-uchiebniku-russkii-iazyk-2-klass-avtory-l-f-klimanova-t-v-babushkina-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "161282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422198957"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. По теме: правописание суффиксов -ек; -ик в именах существительных "
    ["seo_title"] => string(136) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-suffiksov-iek-ik-v-imienakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "206988"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430315645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства