I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнение типа урока; - уточнение тематических рамок. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. | Организует Уточняет тематические рамки. | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) Цели: организация формулирования темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися; - мотивация учащихся на дальнейшую деятельность. | Запись в тетрадях числа, оформление вида работы. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися Организует постановку цели урока учащимися | - Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать. (выслушиваются предположения детей) | Строить предложения при ответе на вопросы. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин) Цели: знакомство со строением учебника; закрепление понятия «текст», умения работать с орфограммами, выделять их в тексте. | Рассматривают условные обозначения, читают вступительную статью. Работают в парах Обмениваются впечатлениями, сравнивают и группируют слова, подводят под понятие «текст», анализируют способы выражения главной мысли, использованные средства язык Работают в ТПО | Организует деятельность учащихся при работе с учебником. Организует работу над заданием. Организует работу учащихся в ТПО, контролирует х-од рассуждений учащихся | – Прочитайте название учебника. – О чем говорит его название? Чтение текста с обращением авторов к ребятам. – Кто будет вместе с нами изучать части речи в этом году? – Давайте вместе с ними вспомним условные обозначения, которые будут встречаться нам на уроках. – Все эти знаки вы можете найти на с. 4 учебника. Задание 1 – выберите слова, которые подойдут вам для ответа на вопрос: «Как ты отдохнул?» - Какие слова называют синонимами и антонимами? - Выпишите в столбик слова-синонимы, располагая их по алфавиту. - Можно ли эти слова назвать родственными (однокоренными)? Ответ обоснуйте. - Во второй столбик запишите слова-антонимы. Какие из слов не попали ни в один из столбиков? Задание 2 – Прочитайте рассказ мальчика о том, как он отдыхал летом – Определите, текст это или нет. Почему? Текстом можно назвать предложения, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль. - Следуя инструкциям задания, выполним его вторую часть. | Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников. Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные. Отличать текст от набора предложений, определять его тему и главную мысль, редактировать текст, дополнять его с учётом основной мысли. | Уметь обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств.(Коммуникативные УУД) Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД) |
IV. Контролирующее задание (10 мин) Цель: проверка умения отличать текст от группы предложений; закрепление способа объяснения изученных орфограмм | Проверяют и редактируют написанное, находят, объясняют и исправляют ошибки в чужом тексте; обдумывают свой текст, отбирают материал и создают текст, выбирают языковые средства; осуществляют контроль за правильностью письма. | Контролирует качество выполнения задания | Задание 3 – прочитайте текст, который дан в задании. - Запись ученика - это текст или нет? Докажите. - Как правильнее назвать эту запись: воспоминание или деловой отчет? Почему? | Выделять в словах части слов, выявлять ошибки, связанные со строением слова. | Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. | Выполняют самооценку работы, вносят исправления. Сдают тетради на проверку. Записывают домашнее задание. | Организует рефлексию. Выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Работаем с рефлексивным плакатом Дома: з.4 | | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |