Урок руссского языка "Степени сравнения прилагательных" разработан для УМК В.В. Бабайцевой, это урок нового материала, для закрепления предлагаются тесты: для проверки усвоения предыдущего материала, нового и тест для выполнения дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Степени сравнения прилагательных"»
Урок русского языка в 6 классе
по УМК под.ред. В.В.Бабайцевой
Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Тема урока: Степени сравнения прилагательных
Тип урока: открытие нового знания
Форма урока: урок- исследование
Цель: Создать условия для получения новых знаний по теме «Степени сравнения имен прилагательных» на основе использования системно-деятельностного подхода в обучении. Формировать умение различать и образовывать степени сравнения имён прилагательных .
Задачи урока :
1. Образовательные
- научить различать степени сравнения имен прилагательных
- определять их роль в тексте
- правильно ставить ударение при образовании степеней сравнения
- формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
- продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом
- развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока
3. Воспитательные
- воспитание бережного отношения к языку
- культуры общения
- терпимого отношения к мнению других
- воспитание трудолюбия, толерантности
Технология: технология деятельностного метода обучения
Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии:
• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся путём исследовательской
деятельности;
• включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
• усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
• создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
• выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.
Форма организации УВП: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;
по характеру движения мысли: дедуктивный;
по принципу расчленения и соединения: аналитический, синтетический, обобщающий;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, рассуждающего изложения;
по характеру организации УВП – фронтальный, групповой, индивидуальный.
Оборудование:
раздаточный материал: тесты;
Технологическая карта урока по теме «Степени сравнения имен прилагательных»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты
I. Организационный момент.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
Приветствие.
– Здравствуйте, ребята!
Какой сегодня хороший декабрьский денёк.
Скоро Новый год, но пока мы с вами ещё учимся. Чтобы наш урок был удачным, улыбнемся друг другу и начнем.
- А начнем с небольшого теста по теме предыдущего урока:(проверка усвоения материала по теме «Притяжательные прилагательные»:
Приложение 1
Подготовка к введению в тему.
Прочитайте стихотворение и найдите все
прилагательные:
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
А.С. Пушкин
- Что вы можете сказать о прилагательных: реже, короче? Можете ли вы определить их разряд? Можете ли вы сказать, что это за форма?
Открывают тетради, записывают дату и вид работы.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок урока.
3.Предлагает решить проектную задачу «Все ли слова употреблены в правильной форме?»
4. Просит выдвинуть предположение о целях и задачах, которые предстоит решить на уроке.
1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.
.
2. Отвечают на вопросы: «Вы можете определить, в какой степени сравнения употреблены данные прилагательные?» «Что мы сегодня на уроке должны узнать?» «Что вы должны знать, чтобы не допускать грамматических ошибок?»
4. Внимательно слушают, дополняют и оценивают работу.
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
постановка, формулирование и решение проектной задачи
Регулятивные УУД:
Организованность во времени, самооценка
III. Актуализация знаний.
Цель этапа: актуализация и углубление изученного.
6. Предлагает изучить теоретический материал в учебнике и составить кластер..
Образование степеней сравнения прилагательных
Сравнительная Превосходная
Простая составная Простая составная
основа более(менее) основа самый,
нач.фор + нач. ф-ма нач. ф-мы наиболее
мы прил. прил. прилаг.+ (наименее)
+суф. –ее суф. –ейш + нач. ф-ма
(-ей), -е(-ше) (-айш) прилагат.
8.Выясняет усвоение изучаемой темы, умение образовывать степени сравнения прилагательных.
Выполнение упр. 392, стр.148
Выполнение упр. 393 стр.149
Физкультурная пауза
5. Работают по группам.
6.Читают параграф по теме и составляют кластер.
7. Проводят сопоставительный анализ.
Пользуясь кластером, рассказывают, какие степени сравнения есть у прилагательных и как образуются степени сравнения прилагательных.
Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование
Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. Освоение способов совместной деятельности.
IV. Закрепление изученного материала.
Цель этапа: зафиксировать новые знания.
10. Предлагает сделать выводы и выполнить тест.
Приложение 2
11.Напоминает цели урока, нацеливает на дальнейшее закрепление изученного материала.
Выполнение упр. 394, стр.149
Разбор предложения :
Правда светлее солнца, дороже золота.
10. Делают выводы, работают в группах, выполняют тест, а затем по очереди задают вопросы друг другу.
11. Используя материал учебника, делают выводы о синтаксической роли прилагательных в сравнительной и превосходной степенях сравнения.
Личностные результаты:
развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД:
формирование навыков речевой деятельности.
V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
15. Контролирует самостоятельную деятельность учащихся со взаимопроверкой.
Упр. 395, стр.149
15. Самостоятельно выполняют упражнение. Осуществляют взаимопроверку, оценивают друг друга по образцу под контролем учителя.
Личностные УУД: самоопределение, сравнение
Регулятивные УУД:
контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.
VI. Итог урока (рефлексия деятельности).
Цель этапа:
оценить результаты собственной деятельности
Организует фронтальную беседу:
- Достигли ли мы цели нашего урока?
- Где мы будем применять полученные знания?
Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих товарищей, используя разные формы степеней сравнения прилагательных. Как вы считаете, чью работу на уроке сегодня необходимо оценить?
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Подводят итоги. Выставляют оценки.
Личностный результат УУД:
способность к самооценке
VII. Домашнее задание.
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
По выбору:
1.Сочинение-миниатюра «А снег идет, а снег идет…»
2. Выполнить тест.
Приложение 3
Выбирают и записывают домашнее задание.
Личностный результат УУД:
формировать
привычку к самоконтролю.
Познавательные УУД:
применение полученных знаний на практике
Приложение 1
1. Данные прилагательные являются притяжательными:
а) лисий след;
б) медвежья берлога;
в) медвежья походка;
г) золотое кольцо;
д) золотые руки.
2. Данные прилагательные являются притяжательными:
а) утиный клюв;
б) медвежья услуга;
в) заячий след;
г) свежий хлеб;
д) золотое сердце
3. Укажите словосочетание с притяжательным прилагательным.
1) равнодушный человек 2) тёплый дождик 3) волчий след 4) серебряные часы
4. Укажите ряд, в котором все прилагательные притяжательные.
1.Сравнительная степень имени прилагательного образуется путем:
прибавления к основе начальной формы суффикса -ейш(-айш);
прибавлением к основе начальной формы суффиксов -ее(-ей), -е, -ше;
прибавлением слова наиболее, самый к начальной форме;
прибавлением слова более к начальной форме.
2. Прилагательное в форме сравнительной степени:
лучше;
добрейший;
менее громкий.
3. Прилагательное в форме превосходной степени:
величайший;
наиболее широкий;
справедливее.
4. Прилагательное в форме сравнительной степени в предложении является:
определением;
сказуемым;
дополнением.
5. Прилагательное в форме превосходной степени в предложении является:
определением;
сказуемым;
дополнением.
6. В образовании формы сравнительной степени прилагательного допущена ошибка:
серее;
хорошее;
позжее.
7. В образовании формы превосходной степени прилагательного допущена ошибка:
более лучший;
хужейший;
чистейший.
8. Ударение поставлено неверно:
удобне´е;
красиве´йший;
свобо´днее.
Приложение 3
Тест «Имя прилагательное. Степени сравнения» для 6 класса
Начало формы
1. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного в предложении слова:
Это был огромный корабль, САМЫЙ МОЩНЫЙ броненосец Черноморского флота. (Рыбаков А.)
1) прилагательное в простой сравнительной степени 2) прилагательное в составной сравнительной степени 3) прилагательное в простой превосходной степени 4) прилагательное в составной превосходной степени
2. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного в предложении слова:
Впереди находился БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ курган. (Балтер Б.)
1) прилагательное в простой сравнительной степени 2) прилагательное в составной сравнительной степени 3) прилагательное в простой превосходной степени 4) прилагательное в составной превосходной степени
3. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного в предложении слова:
Правда всего дороже. (Пословица)
1) прилагательное в простой сравнительной степени 2) прилагательное в составной сравнительной степени 3) прилагательное в простой превосходной степени 4) прилагательное в составной превосходной степени
4. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного в предложении слова:
Над сырыми крышами БЛИЖАЙШИХ домов неясно маячили верхушки деревьев. (Иванов А.)
1) прилагательное в простой сравнительной степени 2) прилагательное в составной сравнительной степени 3) прилагательное в простой превосходной степени 4) прилагательное в составной превосходной степени
5. Укажите предложение, в котором есть прилагательное в форме простой сравнительной степени:
1) Ветер к утру становится еще более резким, делает свое дело. (Федосеев Г.) 2) Сегодня нам нужно подняться на ближайший отрог, с которого были бы видны горы.(Федосеев Г.) 3) Самое радостное сообщение мы приняли с Шантарских островов. (Федосеев Г.) 4) Стук колес сразу стал громче, и Лешка обернулся. (Дубровский Э.)
6. Укажите предложение, в котором есть прилагательное в форме составной сравнительной степени:
1) Взглянуть на редчайшее животное нашей планеты, привезённое в столицу, собрались железнодорожники товарного двора Химок. (Зверев М.) 2) В этом году зима более снежная, чем в прошлом. 3) Самый опытный чабан не мог бы с таким искусством подгонять своих овец к намеченной точке, как это проделывал волк. (Зверев М.) 4) Дно расщелины становилось все более пологим. (Федосеев Г.)
7. Укажите предложение, в котором есть прилагательное в форме простой превосходной степени:
1) Следующий день был еще более томительный и жаркий. (Арсеньев В.) 2) Среднесибирское плоскогорье крупнейшее в нашей стране. 3) Митраша был моложе сестры на два года. (Пришвин М.) 4) Капитан сам привел сюда четвертый взвод и сказал, что это самый выгодный участок. (Воробьёв К.)
8. Укажите предложение, в котором есть прилагательное в форме составной превосходной степени:
1) С величайшими трудностями было поймано ещё несколько взрослых куланов, и все они живут сейчас на заповедном острове. (Зверев М.) 2) После этого до утра в горах была полнейшая тишина. (Зверев М.) 3) Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Азии.
4) По мере приближения начали прорисовываться более чёткие силуэты. (Платов Л.)
9. Укажите предложение, в котором нет прилагательного в форме составной превосходной степени:
1) Эта книга самая интересная из прочитанных мною. 2) Шубин ворвался в самую гущу боя. (Платов Л.) 3) Силантий Петрович с самым серьезным видом стал ремонтировать покоробившийся от непогоды птичий домик. ( Тендряков В.) 4) Белый марал с могучим телосложением водил самое крупное на Алтае стадо самок и молодняка.(Зверев М.)