kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока на тему "Относительные прилагательные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Урок русского языка

Дата проведения: 22.04.2014

Тема урока: Относительные имена прилагательные

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают, что относительные имена прилагательные образуются от имён существительных и глаголов; умеют образовывать относительные имена прилагательные; получат возможность наблюдать над словом, формулировать учебную задачу урока и отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Метапредметные :

Познавательные: общеучебные – закрепление признаков качественных прилагательных, овладение умением различать качественные и относительные прилагательные; применение полученных знаний на практике; логические – сопоставление качественных и относительных прилагательных, классификация их по заданным признакам; осуществление анализа и установление причинно-следственных связей (сравнение и нахождение различия и сходства качественных и относительных прилагательных).

Регулятивные: умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выстраивают последовательность необходимых операций; различают способ и результат действия: вносить изменения с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; обосновывать высказанное суждение; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков.

Цель деятельности педагога:

Образовательные:

- ввести понятие «относительные имена прилагательные», изучить признаки относительных прилагательных;

- закрепить знание признаков качественных прилагательных;

- формировать умение различать качественные и относительные прилагательные, использовать их в тексте

Развивающие:

- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

Воспитательные:

- воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

- формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма работы : фронтальная, групповая, индивидуальная

Опорные понятия, термины: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, качественные прилагательные, краткая форма качественных прилагательных, словосочетание.

Новые понятия: относительные имена прилагательные

Формы контроля: устный опрос; систематическое наблюдение за работой учеников в обучении; работа со схемами и таблицами, самопроверка.

Домашнее задание: упр. 3, стр. 139

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности

Приветствие. Разминка для рук. Написание числа и классной работы

Приветствуют учителя, подготовка к работе

Включаются в учебную деятельность

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1) чистописание

2) словарно-орфографическая работа

актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.

Выявляет уровень знаний.

ие // ые

- в каких словах мы встречаем эти сочетания букв?

Слайд 1

 рыжий, светлый, мокрый, санаторий, узкий

- прочитайте слова, что вы можете сказать об этих словах?(какое лишнее?) (Слово «санаторий» стирается.)

-что объединяет эти прилагательные?

запишите их в форме мн. числа ( записывают самостоятельно)

- какого рода получились прилагательные? - обозначьте окончания.

Слайд 2

Самопроверка (открывается строка рыжие, светлые, мокрые, узкие)

- рассыпалось предложение, составьте предложение из данных слов.

       Рыж...      ств .. лы    сосен     мокры   от     весен...          дождя. 

Проверка: ученик у доски вставляет орфограммы и объясняет их, остальные проверяют.

- какие прил. из данных есть в предложении?

Подготовка к восприятию нового.

- мы сейчас потренируемся в образовании краткой формы прил.

Слайд 3.

Низкий, твёрдый, придорожный, красивый, домашний, хрустальный, хороший, лесной

- данные прил. надо распределить  в 2 столбика:

В 1-ый –  те, у которых есть краткая форма, во 2-ой – оставшиеся.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и «перетаскивают» прилагательные в нужный столбик, устно проговаривают краткую форму.

- в прил. мн. ч.

- лишнее «санаторий», оно сущ., а остальные – прил.

- они стоят в нач. форме, т.е. в муж.р. и ед.ч., и относятся к качественным – доказывают

- во мн. ч. у прил. род не определяется

- рыжие и мокрые в краткой форме

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

Слушают собеседника, выражают свои мысли, аргументируют свое мнение и позиции, учитывают разные мнения

Контролируют правильность ответов обучающихся. Выполняют пробное учебное действие

3. Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

Фиксация новой учебной задачи

- как называются прил. в первом столбике?

- как называются прил. во втором столбике? (затрудняются ответить)

- как мы можем узнать об этом?

- качественные – доказывают

Определяют проблему, ищут средства ее достижения

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Поиск решения учебной задачи.

осознание места и причины собственных затруднений.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками  гипотезы, организует их обсуждение.

 Определение темы и постановка задач урока.

- сегодня на уроке мы будем изучать новую группу имён прилагательных. Откройте учебник, найдите тему урока с.134 (относительные прилагательные)

Слайд 4.

- какие учебные задачи нам надо решить на уроке?  

Если на уроке вы справитесь с решением поставленных задач, то вы освобождаетесь от домашнего задания.

Изучение нового материала.

- вспомните определение качественных прил.

- предположите, какое определение будет у относительных прилагательных

- давайте сравним с определением в учебнике с.134

- что надо ещё дополнить в определении О.П.? - а теперь поучимся образовывать относительные прил.

Ставят цели, формулируют тему урока

Наблюдают за способами

- узнать признаки относительных прил., научиться их образовывать, отличать от качественных и использовать в речи

-К.П. обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени

- они обозначают такой признак, который НЕ может проявляться в большей или меньшей степени

- читают, делают вывод о правильности предположения

- они не имеют краткой формы

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Формулируют зависимость выбора буквы от части слова

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Физминутка

5. Первичное закрепление.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Слайд 5.

Выполнение упр.2 из учебника.

Образец: воздух в горах – горный (какой?) воздух.

 Учащиеся образовывают прил.из данных сущ. по вопросу, записывают их на листочке и доказывают, что получившиеся прил. относительные- от какой части речи мы образовали прил.?

- как вы думаете, от других частей речи могут образовываться относительные прил.?

- давайте проверим ваши предположения

Используют алгоритм Выявляют слова, не удовлетворяющие условиям задания.

- от существительных

 учащиеся высказывают предположения

читают правило в учебнике с.115, делают вывод

Группируют слова по заданным основаниям.

Объясняют написание слов с изученной орфограммой

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

отработка
способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организует самопроверку учащимися своих решений по эталону;

создает  (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

 для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Слайд 6.

Применение новых знаний.

- а сейчас потренируемся различать относительные и качественные прилагательные.

Открывается надпись: тихие звуки

                                    шерстяная кофта

- в каком словосочетании прил. относительное?

Сейчас мы образуем две небольшие группы: командирами у нас будут Раниф и Ильяр. Вам нужно выбрать задание для своей группы и постараться правильно выполнить его. Только ребята не забываем правила групповой работы

Фиксируют

- во втором – доказывают и записывают

Применяют новый способ. Построение логической цепи рассуждений. Выведение следствий

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Доказывают выбор слов и словосочетаний

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

 

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль

по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты;
7. Рефлексия деятельности (итог )

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

-  какую тему мы сегодня изучали?

- что узнали об относительных прил.?

Спасибо за урок!

оценивают собственную деятельность на уроке;
оценивают собственную деятельность на уроке;
называют способы действий, вызвавшие затруднение;

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Относительные прилагательные" »

Технологическая карта урока


Урок русского языка

Дата проведения: 22.04.2014

Тема урока: Относительные имена прилагательные


Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают, что относительные имена прилагательные образуются от имён существительных и глаголов; умеют образовывать относительные имена прилагательные; получат возможность наблюдать над словом, формулировать учебную задачу урока и отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Метапредметные :

Познавательные: общеучебные – закрепление признаков качественных прилагательных, овладение умением различать качественные и относительные прилагательные; применение полученных знаний на практике; логические – сопоставление качественных и относительных прилагательных, классификация их по заданным признакам; осуществление анализа и установление причинно-следственных связей (сравнение и нахождение различия и сходства качественных и относительных прилагательных).

Регулятивные: умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выстраивают последовательность необходимых операций; различают способ и результат действия: вносить изменения с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; обосновывать высказанное суждение; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков.

Цель деятельности педагога:

Образовательные:

- ввести понятие «относительные имена прилагательные», изучить признаки относительных прилагательных;

- закрепить знание признаков качественных прилагательных;

- формировать умение различать качественные и относительные прилагательные, использовать их в тексте

Развивающие:

- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

Воспитательные:

- воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

- формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их.


Тип урока: Изучение нового материала

Форма работы : фронтальная, групповая, индивидуальная

Опорные понятия, термины: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, качественные прилагательные, краткая форма качественных прилагательных, словосочетание.

Новые понятия: относительные имена прилагательные

Формы контроля: устный опрос; систематическое наблюдение за работой учеников в обучении; работа со схемами и таблицами, самопроверка.

Домашнее задание: упр. 3, стр. 139


Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности

Приветствие. Разминка для рук. Написание числа и классной работы

Приветствуют учителя, подготовка к работе



Включаются в учебную деятельность


Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1) чистописание

2) словарно-орфографическая работа

актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.


.

Выявляет уровень знаний.

ие // ые

- в каких словах мы встречаем эти сочетания букв?

Слайд 1

рыжий, светлый, мокрый, санаторий, узкий

- прочитайте слова, что вы можете сказать об этих словах?(какое лишнее?) (Слово «санаторий» стирается.)

-что объединяет эти прилагательные?



запишите их в форме мн. числа ( записывают самостоятельно)

- какого рода получились прилагательные? - обозначьте окончания.

Слайд 2

Самопроверка (открывается строка рыжие, светлые, мокрые, узкие)

- рассыпалось предложение, составьте предложение из данных слов.

Рыж... ств .. лы сосен мокры от весен... дождя.

Проверка: ученик у доски вставляет орфограммы и объясняет их, остальные проверяют.

- какие прил. из данных есть в предложении?

Подготовка к восприятию нового.

- мы сейчас потренируемся в образовании краткой формы прил.

Слайд 3.

Низкий, твёрдый, придорожный, красивый, домашний, хрустальный, хороший, лесной

- данные прил. надо распределить в 2 столбика:

В 1-ый – те, у которых есть краткая форма, во 2-ой – оставшиеся.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и «перетаскивают» прилагательные в нужный столбик, устно проговаривают краткую форму.



- в прил. мн. ч.






- лишнее «санаторий», оно сущ., а остальные – прил.

- они стоят в нач. форме, т.е. в муж.р. и ед.ч., и относятся к качественным – доказывают



- во мн. ч. у прил. род не определяется
















- рыжие и мокрые в краткой форме




Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

Слушают собеседника, выражают свои мысли, аргументируют свое мнение и позиции, учитывают разные мнения

Контролируют правильность ответов обучающихся. Выполняют пробное учебное действие

3. Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

Фиксация новой учебной задачи


- как называются прил. в первом столбике?

- как называются прил. во втором столбике? (затрудняются ответить)

- как мы можем узнать об этом?


- качественные – доказывают




Определяют проблему, ищут средства ее достижения

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.



Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания


сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться


Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Поиск решения учебной задачи.

осознание места и причины собственных затруднений.



Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Определение темы и постановка задач урока.

- сегодня на уроке мы будем изучать новую группу имён прилагательных. Откройте учебник, найдите тему урока с.134 (относительные прилагательные)

Слайд 4.

- какие учебные задачи нам надо решить на уроке?

Если на уроке вы справитесь с решением поставленных задач, то вы освобождаетесь от домашнего задания.

Изучение нового материала.

- вспомните определение качественных прил.



- предположите, какое определение будет у относительных прилагательных



- давайте сравним с определением в учебнике с.134

- что надо ещё дополнить в определении О.П.? - а теперь поучимся образовывать относительные прил.

Ставят цели, формулируют тему урока

Наблюдают за способами










- узнать признаки относительных прил., научиться их образовывать, отличать от качественных и использовать в речи


-К.П. обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени

- они обозначают такой признак, который НЕ может проявляться в большей или меньшей степени

- читают, делают вывод о правильности предположения

- они не имеют краткой формы


Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Формулируют зависимость выбора буквы от части слова

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Физминутка

5. Первичное закрепление.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Слайд 5.

Выполнение упр.2 из учебника.

Образец: воздух в горах – горный (какой?) воздух.

Учащиеся образовывают прил.из данных сущ. по вопросу, записывают их на листочке и доказывают, что получившиеся прил. относительные- от какой части речи мы образовали прил.?

- как вы думаете, от других частей речи могут образовываться относительные прил.?

- давайте проверим ваши предположения

Используют алгоритм Выявляют слова, не удовлетворяющие условиям задания.







- от существительных


учащиеся высказывают предположения

читают правило в учебнике с.115, делают вывод



Группируют слова по заданным основаниям.

Объясняют написание слов с изученной орфограммой


Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

отработка
способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организует самопроверку учащимися своих решений по эталону;
создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Слайд 6.

Применение новых знаний.

- а сейчас потренируемся различать относительные и качественные прилагательные.

Открывается надпись: тихие звуки

шерстяная кофта

- в каком словосочетании прил. относительное?

Сейчас мы образуем две небольшие группы: командирами у нас будут Раниф и Ильяр. Вам нужно выбрать задание для своей группы и постараться правильно выполнить его. Только ребята не забываем правила групповой работы

Фиксируют

















- во втором – доказывают и записывают


Применяют новый способ. Построение логической цепи рассуждений. Выведение следствий

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Доказывают выбор слов и словосочетаний

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.


Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль

по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты;

7. Рефлексия деятельности (итог )

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

- какую тему мы сегодня изучали?

- что узнали об относительных прил.?


Спасибо за урок!





оценивают собственную деятельность на уроке;
оценивают собственную деятельность на уроке;
называют способы действий, вызвавшие затруднение;





учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока на тему "Относительные прилагательные"

Автор: Махмутова Альфия Зиннатулловна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока по развитию речи на тему "посуда"."
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaporazvitiiuriechinatiemuposuda"
    ["file_id"] => string(6) "284675"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454005157"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок  "Природный комплекс, географическая оболочка – особая оболочка Земли" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-prirodnyi-komplieks-ghieoghrafichieskaia-obolochka-osobaia-obolochka-ziemli-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120702"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413791431"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) ""Образовательная область: «Коммуникация» Раздел:Основы грамоты и письма Тема: «Звук [у|. Фрукты и овощи.» "
    ["seo_title"] => string(103) "obrazovatiel-naia-oblast-kommunikatsiia-razdiel-osnovy-ghramoty-i-pis-ma-tiema-zvuk-u-frukty-i-ovoshchi"
    ["file_id"] => string(6) "131086"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416072769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства