I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места .- Здравствуйте, ребята…. Вот и прозвенел звонок – Начинается урок. Упражнения и задачи, Игры, шутки – всё для вас. Пожелаю всем удачи – За работу! В добрый час! - Подарите улыбку друг другу, учителю. Мы начинаем урок русского языка. Нам понадобятся учебники, тетради на печатной основе, карандаши, ручки и … ваши светлые головы с умными мыслями, добрые сердца и чувство локтя ваших товарищей – одноклассников. | Приветствие учителя Учащиеся оформляют запись в тетради. | Р - организация своего учебного места; Л- освоение роли ученика; К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения; П- осознавать познавательную задачу. |
II. Актуализация опорных знаний. м) микроитог | Минутка чистописания а) индивидуальный опрос - 6 человек поработают по карточкам б)фронтальный опрос - Узнаёте сказочных героев? Из какого они произведения? - Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку единиц речи: предложение звук и буква слово слог - Каким словом заканчивается логическая цепочка? - Повторим известные сведения о предложении. - Молодцы, ребята! Вы правильно восстановили логическую цепочку, обобщили свои знания о предложении. Вспомнили, какие бывают предложения по цели и интонации (эмоциональной окраске) | Задание: «Из данных слов составь и запиши предложения, после записи в скобках укажи, какие они по цели и интонации» хороша *осень * как листва * земле * на *ковром * лежит * опавшая - Это Знайка и Незнайка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Дети на доске восстанавливают: звук и буква – слог – слово – предложение - Предложение. Дети повторяют все известные сведения о предложении. В предложении выражается законченная мысль, чувство. Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу. Предложение произносятся с интонацией конца мысли. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец. Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. По интонации бывают восклицательные и невосклицательные. | П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную; К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. |
Ш. Введение в тему урока. а) постановка проблемы а) целеполагание | -Ребята, какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали? -Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка. Знайка принёс нам одно новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место? - Вы, наверное, не первый раз слышите это понятие. Знайка и Незнайка предлагают нам два набора предложений. А можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет? (наборы предложений) №.1 Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде. № 2 На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки. - Какие цели поставим сегодня на уроке? | -«К тайнам нашего языка». Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка. Дети затрудняются ответить. - Нет. Мы мало знаем о тексте. - Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений. | П- читать и слушать, извлекать нужную информацию; умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее. К-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи. |
IV. Работа над новой темой. а) работа по учебнику знакомство с понятием «текст» б) работа в тетради на печатной основе в) вывод нового понятия «текст» г) Микроитог | - Откройте учебник с.119, найдите упражнение 234. Прочитайте предложение. «В одном сказочном городе жили коротышки». -Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждёте продолжения мысли? - Если ждёте, то о чём хотелось бы узнать? -Может ли следующее предложение быть таким: В особенности Незнайка прославился после одной истории. - Уточните и дополните своё рассуждение с.120, упр.235. Читаем про себя. - Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении? - О чём же мы продолжим речь? - Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль. Откройте тетради на печатной основе стр. 53 упр. 236. Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Поработайте в парах. - Сколько здесь предложений? - Как эти предложения связаны друг с другом? - Что нового сообщается о коротышках во втором предложении? - В третьем предложении? - Как же называется такой набор предложений? - Прочитайте сообщение на с.109 и скажите, какую новую единицу речи мы получили. - Найдите место данному слову в нашей логической цепочке. Вставляем в логическую цепочку: ЗВУК и БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ. - Докажите, что новая единица правильно заняла своё место. -Молодцы! Вы правильно дали определение понятию «текст», что предложения в тексте связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего. | -Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли. -Почему их назвали коротышками? - Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается. Учащиеся читают рассуждение. Часто нам бывает мало высказать мысль в одном предложении. Мы хотим её продолжить, развить. Делаем это с помощью следующих предложение. Но подойдут не любые. В них должно говориться о том, о чём шла речь. - О коротышках. - Тоже о них, но будем развивать мысль дальше. Учащиеся работают в ТПО. стр. 53 упр. 236. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. Каждый был с небольшой огурец. - Три. - Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведения. - Почему их так назвали. - Какими маленькими они были. -Текст. Дети читают сведения о тексте с. 120 (хором). Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом. - Новая единица речи - текст. Учащиеся вставляют слово в цепочку. Рассуждение детей. - Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль. - Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего. | П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами. К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
VI. Первичное закрепление. | - Хотите прочитать продолжение текста про коротышек? - Прочитаем продолжение в упр. 237. Если каждое следующее предложение добавляет что-то новое, ставьте после него +, если нет, ставьте - . - Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите. - Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке. - Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете? - О том, как выбрать правильно название текста мы будем говорить с вами завтра. А сейчас, спишем текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи. Проверка. | - Да. Дети читают и ставят необходимые знаки. - Да. Предложения говорят об одном и том же, и каждое следующее является продолжением предыдущего предложения. - О городе коротышек (или о Цветочном городе). Дети высказывают свои предположения. Дети работают с текстом в тетрадях. | К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности. П - развитие умения анализировать, обобщать,сравнивать, строить логическую цепь рассуждения. |
VI. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах. | - Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? - Любой ли набор предложений может быть текстом? - Вернёмся к двум наборам предложений, которые нам предложили Знайка и Незнайка. Определите, какой из них не является текстом. - Почему вы так решили? - На парте перед вами карточки с наборами предложений. Ваша задача - определить являются ли данные наборы текстами. Работать будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого. Карточка №1. Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы. Карточка №2. Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке. Карточка №3. Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой! Карточка №4. На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым! - Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где текст. - А на каких карточках обычный набор предложений? | - Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало. - Нет. Дети выбирают набор № 1 - В этом наборе хотя и говорится об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом. Дети работают в парах. - 1 и 4 – это тексты. - 2 и 3 – это просто предложения. | К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию. П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. |
VII. Итог урока, рефлексия. | - Какие цели ставили сегодня на уроке? - Смогли ли мы их достичь? - Что такое «текст»? - Докажите это. - Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему? - А теперь в столбик напишите любые три буквы. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был. Оценивание Хочется сегодня отметить работу ребят на уроке. По карточкам работали…. Получают отметки… За работу на уроке … | - Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений. - Да. Дети отвечают. - Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего. Дети отвечают. | Р – адекватно оценивать свои достижения. |