kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Знакомство с понятием "Текст".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка учит находить отличия текста от предложения и от набора предложений. На уроке обучающиеся учатся ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Знакомство с понятием "Текст".»

Тема: Знакомство с понятием «текст».


Тип урока: урок открытия нового знания.


Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.


УУД


Предполагаемые результаты:


Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.


Метапредметные:

личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.

.



Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, раздаточный материал - тексты, мультимедиа, презентация.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.


Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места


.- Здравствуйте, ребята….

Вот и прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Упражнения и задачи, 
Игры, шутки – всё для вас. 
Пожелаю всем удачи – 
За работу! В добрый час!

- Подарите улыбку друг другу, учителю.


Мы начинаем урок русского языка. Нам понадобятся учебники, тетради на печатной основе, карандаши, ручки и …

ваши светлые головы с умными мыслями, добрые сердца и чувство локтя ваших товарищей – одноклассников.




Приветствие учителя

















Учащиеся оформляют запись в тетради.



Р - организация своего учебного места;

Л- освоение роли ученика;

К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;

П- осознавать познавательную задачу.

II. Актуализация опорных знаний.









































м) микроитог

Минутка чистописания


а) индивидуальный опрос

- 6 человек поработают по карточкам


б)фронтальный опрос


- Узнаёте сказочных героев? Из какого они произведения?








- Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку единиц речи:


предложение звук и буква слово слог

- Каким словом заканчивается логическая цепочка?


- Повторим известные сведения о предложении.



















- Молодцы, ребята! Вы правильно восстановили логическую цепочку, обобщили свои знания о предложении. Вспомнили, какие бывают предложения по цели и интонации (эмоциональной окраске)



Задание: «Из данных слов составь и запиши предложения, после записи в скобках укажи, какие они по цели и интонации»


хороша *осень * как

листва * земле * на *ковром * лежит * опавшая





- Это Знайка и Незнайка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Дети на доске восстанавливают:

звук и буква – слог – слово –


предложение


- Предложение.


Дети повторяют все известные сведения о предложении.

  1. В предложении выражается законченная мысль, чувство.

  2. Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу.

  3. Предложение произносятся с интонацией конца мысли.

  4. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец.

  5. Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную;

К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;

П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.


Ш. Введение в тему урока.


а) постановка проблемы
























а) целеполагание



-Ребята, какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали?


-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка.


Знайка принёс нам одно новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место?

- Вы, наверное, не первый раз слышите это понятие. Знайка и Незнайка предлагают нам два набора предложений. А можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет?

(наборы предложений)

№.1

Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде.


№ 2

На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки.


- Какие цели поставим сегодня на уроке?




-«К тайнам нашего языка». Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.




Дети затрудняются ответить.








- Нет. Мы мало знаем о тексте.













- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.

П- читать и слушать, извлекать нужную информацию;

умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее.

К-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.

IV. Работа над новой темой.

а) работа по учебнику

знакомство с понятием «текст»




























б) работа в тетради на печатной основе


















в) вывод нового понятия «текст»

















г) Микроитог

- Откройте учебник с.119, найдите упражнение 234. Прочитайте предложение.

«В одном сказочном городе жили коротышки».

-Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждёте продолжения мысли?


- Если ждёте, то о чём хотелось бы узнать?



-Может ли следующее предложение быть таким:

В особенности Незнайка прославился после одной истории.




- Уточните и дополните своё рассуждение

с.120, упр.235. Читаем про себя.










- Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении?


- О чём же мы продолжим речь?


- Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль.

Откройте тетради на печатной основе стр. 53 упр. 236.

Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Поработайте в парах.



- Сколько здесь предложений?


- Как эти предложения связаны друг с другом?



- Что нового сообщается о коротышках во втором предложении?


- В третьем предложении?


- Как же называется такой набор предложений?


- Прочитайте сообщение на с.109 и скажите, какую новую единицу речи мы получили.






- Найдите место данному слову в нашей логической цепочке.

Вставляем в логическую цепочку:

ЗВУК и БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ.

- Докажите, что новая единица правильно заняла своё место.





-Молодцы! Вы правильно дали определение понятию «текст», что предложения в тексте связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего.





-Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли.

-Почему их назвали коротышками?




- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается.


Учащиеся читают рассуждение.


Часто нам бывает мало высказать мысль в одном предложении. Мы хотим её продолжить, развить. Делаем это с помощью следующих предложение. Но подойдут не любые. В них должно говориться о том, о чём шла речь.



- О коротышках.


- Тоже о них, но будем развивать мысль дальше.




Учащиеся работают в ТПО. стр. 53 упр. 236.

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. Каждый был с небольшой огурец.


- Три.


- Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведения.

- Почему их так назвали.



- Какими маленькими они были.


-Текст.


Дети читают сведения о тексте с. 120 (хором).

Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом.


- Новая единица речи - текст.


Учащиеся вставляют слово в цепочку.



Рассуждение детей.

- Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.


- Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего.


П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами.

К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

V. Динамическая пауза.

доктора Пилюлькина. Слайд №4


Точечный массаж.

1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»).

2.Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние).

3.Парные точки в височных ямках.

Выполняют действие.

К-умение слушать и понимать речь.

VI. Первичное закрепление.




- Хотите прочитать продолжение текста про коротышек?

- Прочитаем продолжение в упр. 237.

Если каждое следующее предложение добавляет что-то новое, ставьте после него +, если нет, ставьте - .



- Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.





- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке.


- Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете?


- О том, как выбрать правильно название текста мы будем говорить с вами завтра. А сейчас, спишем текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи.

Проверка.

- Да.


Дети читают и ставят необходимые знаки.




- Да. Предложения говорят об одном и том же, и каждое следующее является продолжением предыдущего предложения.


- О городе коротышек (или о Цветочном городе).


Дети высказывают свои предположения.



Дети работают с текстом в тетрадях.

К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности.

П - развитие умения анализировать, обобщать,сравнивать, строить логическую цепь рассуждения.

VI. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.

- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?


- Любой ли набор предложений может быть текстом?

- Вернёмся к двум наборам предложений, которые нам предложили Знайка и Незнайка. Определите, какой из них не является текстом.


- Почему вы так решили?



- На парте перед вами карточки с наборами предложений. Ваша задача - определить являются ли данные наборы текстами. Работать будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого.

Карточка №1.

Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы.


Карточка №2.

Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.


Карточка №3.

Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!


Карточка №4.

На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым!


- Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где текст.



- А на каких карточках обычный набор предложений?


- Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало.


- Нет.



Дети выбирают набор № 1


- В этом наборе хотя и говорится об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом.






Дети работают в парах.




















- 1 и 4 – это тексты.



- 2 и 3 – это просто предложения.

К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.

П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

VII. Итог урока, рефлексия.


- Какие цели ставили сегодня на уроке?




- Смогли ли мы их достичь?

- Что такое «текст»?

- Докажите это.



- Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему?



- А теперь в столбик напишите любые три буквы. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был.

Оценивание

Хочется сегодня отметить работу ребят на уроке. По карточкам работали…. Получают отметки…

За работу на уроке …


- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.

- Да.

Дети отвечают.

- Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего.


Дети отвечают.

Р – адекватно оценивать свои достижения.

VIII. Домашнее задание

с. 120 понятие (выучить), упр. 239.

Ваша задача: сравнить две записи. Выяснить, есть ли среди них текст. Списать те предложения, которые вы считаете текстом.

Дети слушают.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Знакомство с понятием "Текст".

Автор: Донцова Наталья Ивановна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Гармония») Тема: А если одного предложения мало? Знакомство с понятием «текст»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_klassie_umk_garmoniia_ti"
    ["file_id"] => string(6) "397557"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488557421"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему " Понятие о корне слова. Составление модели однокоренных слов""
    ["seo_title"] => string(128) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-poniatiie-o-kornie-slova-sostavlieniie-modieli-odnokoriennykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "320616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461096477"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока русского языка для учащихся 5 класса по теме "Язык и человек" "
    ["seo_title"] => string(108) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-dlia-uchashchikhsia-5-klassa-po-tiemie-iazyk-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "226335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440187526"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Интегрированный урок окружающий мир, русский язык. Разнообразие облаков. Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)"
    ["seo_title"] => string(146) "intieghrirovannyi-urok-okruzhaiushchii-mir-russkii-iazyk-raznoobraziie-oblakov-znakomstvo-s-poniatiiem-tiekst-a-iesli-odnogho-priedlozhieniia-malo"
    ["file_id"] => string(6) "330021"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464090925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства