Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.
.
Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, раздаточный материал - тексты, мультимедиа, презентация.
Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.
Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, раздаточный материал - тексты, мультимедиа, презентация.
Просмотр содержимого документа
«урок ТЕКСТ»
МБОУ «Буртинская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
(УМК «Гармония»)
Тема: А если одного предложения мало? Знакомство с понятием «текст».
Выполнила:
учитель начальных классов
Тишичкина Татьяна Викторовна
первая категория
2016г.
Технологическая карта урока русского языка
Тема: А если одного предложения мало? Знакомство с понятием «текст».
2 класс
Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.
.
Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, раздаточный материал - тексты, мультимедиа, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно. - Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради, запишем число и классная работа. -Нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка. | Учащиеся оформляют запись в тетради. | Р - организация своего учебного места; Л- освоение роли ученика; К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения; П- осознавать познавательную задачу. |
II. Актуализация опорных знаний. | - Узнаёте этого сказочного героя? - Давайте поможем ему востановить логическую цепочку единиц речи. Предложение, звук и буква, слово, слог. - Каким, словом заканчивается логическая цепочка? - Повторим признаки предложения. | - Это Незнайка Дети на доске восстанавливают: Звук и буква – слог – слово – предложение. - Предложение. Дети повторяют все известные сведения о предложении. В предложении выражается законченная мысль, чувство. Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу. Предложение произносятся с интонацией конца мысли. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец. Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. По интонации бывают восклицательные и невосклицательные. | П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную; К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. |
IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы. | - Незнайка принёс нам ещё одно новое понятие, но пока это секрет. Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком случае ,мы не знаем где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место? - Какие цели поставим сегодня на уроке? - Это первоначальные цели. | Дети затрудняются ответить. Узнать как называется эта единица речи. - Какое место в цепочке единиц речи занимает это слово. | П- читать и слушать, извлекать нужную информацию; умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее. К-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи. |
V. Работа над новой темой. | - Прочитайте предложение на экране «В одном сказочном городе жили коротышки». -Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждете продолжения мысли? -А если одного предложения мало, что тогда делать? О чём бы вам хотелось узнать? -Может ли следующее предложение быть таким: В особенности Незнайка прославился после одной истории. - Уточните и дополните своё рассуждение С.120, упр.235. Читаем хором. - Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении? - О чём же мы продолжим речь? - Давайте посмотрим, как сам автор Н.Н.Носов продолжил свою мысль. Откройте тетради-задачники на стр. 53 упр. 236. Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Читаем хором. - Сколько здесь предложений? - Как эти предложения связаны друг с другом? - Что нового сообщается о коротышках во втором предложении? - В третьем предложении? - Как же называется такой набор предложений? - Прочитайте сообщение на с.109 и скажите, какую новую единицу речи мы получили. - Где вы встречались с тексами? - Найдите место данному слову в нашей логической цепочке. Вставляем в логическую цепочку: ЗВУК-БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ. - Докажите, что новая единица правильно заняла своё место. - Как называется тема урока? -Какую еще цель поставим на уроке? - Так что же такое текст? - Какие признаки у текста? - Кто сможет дать определение ТЕКСТА? (На экране появляются основные слова: ТЕКСТ – НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.) - Как предложения связаны между собой в тексте? | -Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли. -Почему их назвали коротышками? - Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается. Учащиеся читают рассуждение. - О коротышках. - Тоже о них, но будем развивать мысль дальше. Учащиеся работают в задачнике. - Три. - Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведения. - Почему их так назвали. - Какими маленькими они были. Возможно кто-нибудь ответит. Дети читают сведения о тексте с. 109 (хором). - Новая единица речи - текст. Учащиеся вставляют слово в цепочку. Рассуждение детей. - Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль. - Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего. | П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами. К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
VI. Физминутка доктора Пилюлькина. | Выполни эти упражнения! Подними руки вверх и сделай два хлопка. Опусти руки на плечи и сделай наклоны головы. Поставь руки на пояс и сделай два прыжка | Выполняют действие. | К-умение слушать и понимать речь. |
VIII. Первичное закрепление. | - Хотите прочитать продолжение текста про коротышек? - Прочитаем продолжение в упр. 237. - Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите. - Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке. А сейчас, спишем 3 предложения из текста о Цветочном городе, решая орфографические задачи. - С какими задачами справились, объясните… Дома подпишите названия улиц города. | - Да. Дети читают. - Да. Предложения говорят об одном и том же и каждое следующее являются продолжением предыдущего предложения. - О городе коротышек (или о Цветочном городе). Дети работают с текстом в тетрадях. | К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности. П - развитие умения анализировать, обобщать,сравнивать, строить логическую цепь рассуждения. |
IX. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах. | - Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? - Любая ли группа предложений может быть текстом? - Как звали героя который все знает? Он предлагает вам поработать в парах. - На парте перед вами карточки с группами предложений. Ваша задача - определить являются ли они текстами. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого. Карточка №1. Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. Каждый зверёк тоже делает свои запасы. Карточка №2. Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке. Карточка №3. Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой! Карточка №4. На улице жара. В такую жару Вася и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым! - Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где настоящий текст. - А на каких карточках предложения не являются текстом? - Любую группу предложений можно назвать текстом? | - Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало. - Нет. - Знайка Дети работают в парах. - 1 и 4 – это тексты. - 2 и 3 – это просто предложения. Нет | К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию. П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли . |
XI. Итог урока, рефлексия. | - Какие цели ставили сегодня на уроке? - Смогли ли мы их достичь? - Каково же место понятия «текст»? - Назовем признаки текста. - Докажите это. В сказочном городе росло дерево УСПЕХА. Давайте развесим листочки на нем. Если вам все понятно по теме – зеленые Если еще не совсем - желтые Не понятно – красные | - Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений. - Да. Дети отвечают. - Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего. Дети отвечают. | Р – адекватно оценивать свои достижения. |
Домашнее задание Оценивание | Упр. 239, правило | | |
ЗВУК
БУКВА
СЛОГ
СЛОВО
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ
Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»