Тема | Интегрированный урок окружающий мир, русский язык. Разнообразие облаков. Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?) |
Цели | Образовательная: создать условия для формирования представлений о тексте; повторить и закрепить знания о разновидности облаков. Формировать УУД: - Личностные УУД: Представление о взаимосвязях единиц языка, об их назначении в речи, о требованиях культуры речи Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка - Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) действия для решения задачи. Ставить (коллективно) новые задачи, выполнять действия для их решения. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. - Коммуникативные УУД: Формулировать свои суждения по ходу работы с учебным материалом, аргументировать их, строить несложные рассуждения. Слушать высказывания одноклассников, определять к ним своё отношение. Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила культуры общения. - Познавательные УУД: Дополнять свои знания новой информацией, находить нужные сведения в учебнике, использовать их при решении учебно-познавательных и коммуникативных задач. Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения. |
Планируемый результат | Предметные: Знать: термины «текст», признаки текста. Уметь: отличать письменную речь от устной; отличать предложения от текста; Личностные: Представление о взаимосвязях единиц языка, об их назначении в речи, о требованиях культуры речи. Понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека. Осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать и рассказывать. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Звук, слово, предложение, текст, слоистые, кучевые и перистые облака, свойства облаков. |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 2 класс, 2ч. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С .Тетрадь-задачник ч.2 Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Учебник, ч.1 Учебная презентация |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре, в группе |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнение тематических рамок. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока | Организует Уточняет тематические рамки. | Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся). – Дети, вам тепло? (Да!) – В классе светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Может кончился урок? (Нет!) – Только начался урок? (Да!) – А хотите вы учиться? (Да!) – Значит можно всем садиться! | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) Цели: организация формулирования темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися; - мотивация учащихся на дальнейшую деятельность. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель и задачи урока. | Организует формулирование темы урока учащимися Организует постановку цели урока учащимися | *** В синеве высоко разлилось молоко. Расползалось ватой бело-синеватой. (Облако) – Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? А много ли вы можете рассказать об облаках? Ваш рассказ уместится в одно предложение? - Прочтите тему нашего урока. Чтобы нам легче было определить цель урока построим логическую цепочку, начиная с самой маленькой единицы речи. – Из чего состоит наша речь? (Звуки) - Из звуков состоят …слова, из слов ….предложения, а из предложений…? Сегодня мы познакомимся с понятием «текст». – Какие задачи будем решать сегодня? | Строить предложения при ответе на вопросы. Дети повторяют все известные сведения о предложении. В предложении выражается законченная мысль, чувство. Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу. Предложение произносятся с интонацией конца мысли. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец. Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. По интонации бывают восклицательные и невосклицательные. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. Актуализация опорных знаний. (10 мин) | Запись в тетрадях числа, оформление вида работы. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Беседа. – Днём и ночью путешествуют в небесном просторе облака. – Что такое облака? Что вы знаете про облака? – Облака – это вода, которая испарилась - превратилась в пар – из морей, океанов и с поверхности земли. Легкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывет над землей, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесет его далеко от того места, где оно зародилось. Какие виды облаков вы знаете? Словарная работа. (Слайд 2) - Запишите число, классная работа. Слайд 3-6 слова: облако – объяснить орфограммы, собака, медведь, заяц самостоятельно вставить орфограммы. Запись предложений по памяти. (Слайд 7) Облако долго летало, облако облик меняло. САМОПРОВЕРКА. Рефлексия – шкала самооценки. | Определять «поле своего незнания». | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы. (4 мин) | Анализируют предложения. Пытаются связать их в текст. Аргументируют свои предположения. Определяют причины, по которым данное предложение не может быть продолжением текста. | Организует деятельность учащихся при работе над заданием. Выслушивает ответы учащихся с доказательством своего выбора. Организует деятельность учащихся по выполнению задания. Добивается полной аргументации ответов учащихся. | – Так из чего же состоят облака? Знакомьтесь – это капелька Лия. (Слайд 8) Жила- была капля по имени Лия на большом облаке. – Ты ждешь продолжения мысли? О чём хотелось бы узнать? - Подумай, может ли следующее предложение быть таким? Ветер подхватил облако и понес всё дальше и дальше от озера. (Слайд 9) - Не может. Дополни свое рассуждение. (Слайд 10) Работа с учебником с. 120 №235 (Читает Азизян Д.). | Структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевые высказыва-ния. | Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) |
V. Первичная проверка понимания (поиск выхода из проблемной ситуации) (10 мин) | Анализируют предложения. Пытаются связать их в текст. Аргументируют свои предположения. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | - парная работа по карточкам Фронтальная проверка. (Слайд 11) - работа с учебником с. 120 №238 ФИЗМИНУТКА 2 МИНУТЫ. | Знать действия по памяткам ТЕКСТ. Уметь правильно использовать слова в речи. Ориентироваться в тексте. Выполнять словесное рисование | Строить понятные высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. (Коммуникативные УУД) Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. (Познавательные УУД) Строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем (Коммуникативные УУД) |
IV. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (10 мин) | Воспринимают на слух и осмысливают предложенную информацию. | Устанавливает осознанность восприятия. Контролирует качество выполнения задания, выслушивает аргументы учащихся в адрес своего выбора текста. Организует прослушивание и демонстрацию готового продукта обучающихся. | – групповая творческая работа (повторить правила работы в группах) (Слайд 13) Чтение сказки про капельку (Слайд 14-18) Всего несколько секунд и Капелька упала... «Ой, куда это я попала? - весёлый ручеёк - на листочек дерева - в волосы мальчишки-хулигана Зачитывание концовки сказки. Анализ работы по группам. | Уметь мыслить структурами (модель). Уметь выражать мысль посредством предложений связанных в текст. | Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. | Выполняют самооценку работы, вносят исправления. Сдают тетради на проверку. Записывают домашнее задание. | Организует рефлексию. Выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. | –Смогли ли мы достичь поставленной цели? Что называют «текстом»? - Легко ли было определить и продолжить главную мысль в тексте, который вы сочиняли сами? - Какие задачи поставим на следующий урок? Рефлексия. «Яблочки» Информация о домашнем задании. Обязательное задание №239 Дополнительное задание : звуко-буквенный разбор слова «облако». | Систематизировать полученную информацию. Выполнять задания репродуктивного характера. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |