Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты урока, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя о значении языка, речи. | -Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой- слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить устно или письменно. И это все благодаря языку. Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет: «Язык- удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой,- мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника- издавна именуются одним и тем же словом». | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронатальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. | Листы обратной связи |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в группах. Игра-соревнование. Дидактическое задание. | - Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки о языке и речи вы знаете? Рассказать о В.В.Дале и как он собирал пословицы, показать сборник. Работа в группах над пословицами о языке, собранными В.В.Далем. Задание на карточках: выбрать из списка пословицы о языке и речи, записать в тетрадь 3 пословицы, одну пословицу объяснить. *Без языка и колокол нем. * Написано пером- не вырубить и топором. *Живое слово дороже мертвой буквы * Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. *Хорошую речь хорошо и слушать * В чужой беседе всяк ума купит. * Слово не воробей: вылетит- не поймаешь. * Человек неученый что топор неточеный. *На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся. * Без муки нет и науки. | Вспоминают пословицы о языке, речи, слове, три записывают в тетрадь, одну объясняют. Задают вопросы, отвечают на вопросы. | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы, записи в тетради. |
3. Выявление мета и причины затруднения | Обсуждение результатов предыдущего этапа | -Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах? | Обдумывают ответы на вопросы | групповая | Личностные: осознают вои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | |
Просмотр презентации «Роль языка в жизни общества» | Презентация. -Язык- универсальное средство общения во вех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться. -Умеете ли вы пользоваться родным языком- этим мощным оружием? А знаете ли вы, какое значение имеет язык для жизни людей? А где мы можем найти ответ на этот вопрос? (в учебнике). | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | | |
Знакомство с учебным пособием по предмету. Просмотр оглавления. | Просмотр содержания, памяток, условные обозначения и т.п. Организация работы с параграфом 3 «Читаем учебник». | Слушают учителя, рассматривают учебник. | Групповая | |
Физкультминутка | Раз- подняться, потянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре- руки шире, Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть. | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье. | |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. С.4- теоретические сведения о языке С.4 упр.1 (устно)- значение языка в жизни человека. С.5 упр.2 (устно)- язык как средство общения. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимее действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность. | |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления. | Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, обсуждают высказывания. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение задания на индивидуальных карточках | Карточка Язык- это…. Значение языка в жизни людей: 1. 2. | Самостоятельно выполняют задание | Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют самостоятельную работу. | Письменная работа |
7. Включение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Для чего людям нужен язык? Речь? - Язык и речь нужны во всех областях жизни человека- чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, магазине, кругу сверстников… | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появились в процессе работы? -Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? -Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом. Писатель А.Н.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | Индивидуальная | |