kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 5 класса по теме "Язык и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык и человек

Цель деятельности учителя

Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык-это средство человеческого общения; определить границы «знания-незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация»

Цель урока

Сообщить учащимся, что язык-это средство человеческого общения; познакомить с понятиями речь, единицы языка; выяснить о значении языка в жизни человека.

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Личностные: Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя.

Метапредетные:  Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой; использовать разные правила и приемы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; вести самостоятельный поиск информации в СМИ; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста; извлекать фактуальную информацию из текстов; вычитывать информацию, представленную в схеме; работать в группах.

Предметные: Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности; знать приемы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальна, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

www. uroki.net                                  www. akademius.narod.ru

www. zavuch.info                                www. festival.1september.ru

www. intergu.ru                                  www. som.fsio.ru

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Язык, речь, значение языка, речевая ситуация, языковые единицы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка для учащихся 5 класса по теме "Язык и человек" »

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс

Урок 1. Язык и человек

Цель деятельности учителя

Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык-это средство человеческого общения; определить границы «знания-незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация»

Цель урока

Сообщить учащимся, что язык-это средство человеческого общения; познакомить с понятиями речь, единицы языка; выяснить о значении языка в жизни человека.

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Личностные: Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя.

Метапредетные: Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой; использовать разные правила и приемы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; вести самостоятельный поиск информации в СМИ; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста; извлекать фактуальную информацию из текстов; вычитывать информацию , представленную в схеме; работать в группах.

Предметные: Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности; знать приемы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальна, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

www. uroki.net www. akademius.narod.ru

www. zavuch.info www. festival.1september.ru

www. intergu.ru www. som.fsio.ru

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Язык, речь, значение языка, речевая ситуация, языковые единицы


Организационная структура (сценарий) урока




Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты урока, задания и упражнения




Деятельность учителя



Осуществляемая деятельность учащихся


Формы организации взаимодействия



Формируемые умения (УУД)


Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя о значении языка, речи.

-Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой- слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить устно или письменно. И это все благодаря языку.

Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет: «Язык- удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой,- мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника- издавна именуются одним и тем же словом».

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронатальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.

Листы обратной связи

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в группах. Игра-соревнование. Дидактическое задание.

- Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки о языке и речи вы знаете?

Рассказать о В.В.Дале и как он собирал пословицы, показать сборник.

Работа в группах над пословицами о языке, собранными В.В.Далем. Задание на карточках: выбрать из списка пословицы о языке и речи, записать в тетрадь 3 пословицы, одну пословицу объяснить.

*Без языка и колокол нем.

* Написано пером- не вырубить и топором.

*Живое слово дороже мертвой буквы

* Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

*Хорошую речь хорошо и слушать

* В чужой беседе всяк ума купит.

* Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.

* Человек неученый что топор неточеный.

*На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

* Без муки нет и науки.

Вспоминают пословицы о языке, речи, слове, три записывают в тетрадь, одну объясняют. Задают вопросы, отвечают на вопросы.

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы, записи в тетради.

3. Выявление мета и причины затруднения

Обсуждение результатов предыдущего этапа

-Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?

Обдумывают ответы на вопросы

групповая

Личностные: осознают вои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации


Просмотр презентации «Роль языка в жизни общества»

Презентация.

-Язык- универсальное средство общения во вех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

-Умеете ли вы пользоваться родным языком- этим мощным оружием? А знаете ли вы, какое значение имеет язык для жизни людей? А где мы можем найти ответ на этот вопрос? (в учебнике).

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.



Знакомство с учебным пособием по предмету. Просмотр оглавления.

Просмотр содержания, памяток, условные обозначения и т.п. Организация работы с параграфом 3 «Читаем учебник».

Слушают учителя, рассматривают учебник.

Групповая


Физкультминутка

Раз- подняться, потянуться,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть.

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье.


4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

С.4- теоретические сведения о языке

С.4 упр.1 (устно)- значение языка в жизни человека.

С.5 упр.2 (устно)- язык как средство общения.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Регулятивные: планируют необходимее действия.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность.


5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.

Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, обсуждают высказывания.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение задания на индивидуальных карточках

Карточка

Язык- это….

Значение языка в жизни людей:

1.

2.


Самостоятельно выполняют задание

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют самостоятельную работу.

Письменная работа

7. Включение в систему знаний и повторение

Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Для чего людям нужен язык? Речь?

- Язык и речь нужны во всех областях жизни человека- чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, магазине, кругу сверстников…

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появились в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке?

-Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом.

Писатель А.Н.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

Индивидуальная




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сафронова Ксения Александровна

Дата: 21.08.2015

Номер свидетельства: 226335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями  ФГОС"
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "259779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448818981"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Технологическая карта урока на тему "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(65) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "225464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439666044"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Технологическая карта урока русского языка  с презентацией по теме"Глагол" "
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "229897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441903407"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Понятие о причастном обороте  (технологическая карта урока русского языка в 7 классе) "
    ["seo_title"] => string(95) "poniatiie-o-prichastnom-oborotie-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "195962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427986667"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства