-Ребята, вы заметили, что всё чаще стал выпадать снег? -Осенняя пора прошла, приближается зима, и природа начинает засыпать. -Я предлагаю посвятить этот урок проводам осени и встречи зимы. И поэтому я хочу вас подвести к новому правилу именно со слова осень. (слово осень на доске) -Какие звуки обозначают согласные звуки в этом слове? (мягкие согласные звуки) Произнеси. -Как обозначена мягкость этих звуков? Какими буквами? (е и ь) -То есть мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами, в данном случае Е и Ь. Давайте узнаем, какими еще буквами обозначается мягкость согласных звуков. -Откройте учебник на стр. 60 и прочитайте про себя правило в рамке. -Кто-нибудь прочитайте вслух. (ученик читает вслух: Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь)) -Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков, повтори правило как запомнил. (е, ё, и, ю, ь) -Чтобы закрепить наши знания, выполним упражнение 107. Записывайте в тетради посередине упражнение 107. -Задание такое, спишите стихотворение И. Сурикова. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. -Прочитайте стихотворение про себя. -Сколько предложений в стихотворении? (два предложения) -Прочитайте первое предложение. (Ярко светит зорька В небе голубом.) -Прочитайте второе. (Тихо всходит солнце Над большим селом.) -О чём это стихотворение? (о рассвете) -Приступим к выполнению задания, на следующей строке после записи упражнения, без красной строки красиво списываем стихотворение. -Следующее задание нужно подчеркнуть только мягкие согласные звуки. -Выйди к доске и подчеркни мягкие согласные звуки в первом предложении. (светит, зорька, небе) -Как обозначена их мягкость? (буквами е, и, ь, е, е) Обведите эти буквы простым карандашом в кружок. -Выйди к доске, подчеркни мягкие согласные звуки во втором предложении. (тихо, всходит, солнце, большим, селом). -Как обозначена их мягкость? (буквами и, и, е, и, е) Обведите эти буквы простым карандашом в кружок. Молодцы! Мы подчеркнули мягкие согласные звуки и обвели в кружок буквы, обозначающие их мягкость. -Осень – пора сбора урожая. И мы с вами тоже собрали урожай. Какие овощи вы видите? (лук, баклажан, помидор, капуста, репа, морковь, тыква, свёкла) -Выполните задание, разложите овощи в две корзины, в первую положите те в названиях, которых вы слышите какие-либо мягкие звуки, во вторую те в названиях, которых все согласные звуки твердые. -Первая корзина: помидор, репа, морковь, свёкла. -Вторая корзина: лук, баклажан, капуста, тыква. -Молодцы! В первой корзине у нас все овощи в названиях, которых все согласные звуки мягкие, во второй корзине все овощи в названиях, которых все согласные звуки твердые. |