Урок обучения грамоте "Звуки [ж], [з], [з']. Буквы Ж, ж. З, з. Роль фонемы в слове"
Тип урока: открытия нового знания.
Тема урока. Звуки [ж], [з], [з’], буквы Жж, Зз. . Роль фонемы в слове.
Цель: познакомить учащихся со звуки ж, з.
Задачи
Ребята отгадайте загадку:
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.
- Правильно жираф. Какой первый звук вы слышите в слове “жираф”?
( согласный [ж], звонкий, всегда твердый)
- Послушайте ещё две загадки:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
- Кто это? Правильно, заяц.
Вот так лошадка! –
Воскликнул Андрейка, -
Словно большая
Тетрадка в линейку!
- Правильно, это зебра. Какой звук слышим в начале отгадки “заяц”? в слове “зебра”?
(согласные звонкие звуки [з], [з’] )
- Ребята, что на уроке мы будем изучать?
(будем говорить о звуках [ж], [з], [з’], читать с буквами Жж, Зз.)
Откроем Азбуку, стр. 49. (слайд № 5)
Раскрась предметы, в названиях которых ты слышишь звуки [ж], [з], [з’].
Гвоздика, лыжи, коза, ваза.
Каким по счету слышим звук в этих словах?
- Прочитайте первую строчку-
Жир-жил-жал-жало-жажда-нужда.
- Какой звук в словах “жир”, “жил” мы слышим после [ж]? Что пишем?
- Читаем вторую строчку -
забор возил занозил зима зимний
- Распределим слова в два столбика с твердым согласным [з] и мягким согласным [з’].
Какое слово оказалось и в первом и во втором столбике? Почему?
- Найдите лишнюю букву, объясни свой выбор.
ж, ш, з.
(лишняя буква “з” – она обозначает два звука)