Предмет: русский язык.
Тема: твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
Тип урока: решение учебной задачи.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи:
- Познакомить со звуком [ц] и буквами Ц, ц;
- Учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой;
- Развивать речь учащихся с опорой на имеющийся у них опыт и знания.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование уважительного отношения к людям труда, интерес к изучению нового.
Предметные: уметь выделять звук [ц] из слов, характеризовать его, распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой, называть буквы которые используются для обозначения твердости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твердые согласные звуки (ж, ш, ц); читать текст и выполнять задания к текстам.
Метапредметные
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – характеризуют звук [ц], букву Ц.
Регулятивные: формируют учебную задачу под руководством учителя.
Коммуникативные : соблюдают простейшие нормы простейшего этикета.
Оборудование: ноутбук, телевизор презентация, образцы печатных букв Ц, распечатанный текст.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
- Организация начала урока и целеполагание.
Цель: актуализировать требования обучающихся со стороны учебной деятельности, создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деютельность
Приветствие учащихся.
Отдых наш кончается,
Работа начинается
Усердно будем мы трудится
Чтоб чему-то научиться.
Ведь девиз у нас таков:
Больше дела, меньше слов
Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Регулятивные: волевая саморегуляция
- Речевая разминка
Как подзывают цыплят? (слайд №1)
Цып-цып.
Готовят артикуляционный аппарат к чтению
- Постановка учебной задачи
- Какой новый звук вы сейчас произнесли?
- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Я открою вам секрет –этот звук особенный. А вот, чем он особенен- ответите мне вы.
-Я всех учу, а сама всегда молчу. Какие наши действия?
.- Откройте учебник ( азбука стр. 51.)
-На какие три вопроса мы должны ответить?
Формируют учебную задачу. Ответы детей:
- познакомимся со звуком [ц], и буквой которая его обозначает;
-Гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.
Регулятивные: целеполагательные.
Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи
- Усвоение новых знаний
Работа в парах.
- Сейчас вы будете работать в парах, головка к головке. Вспомните правила работы в парах.
- Отгадайте загадки: (слайд №2)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
-Перед вами белые конверты,в них лежат схемы, достаньте и составьте схему слова цапля.
-Проверяем. (слайд №3).
-У кого так же, как на экране?
-Произнесите первый звук.
-Какой звук слышите?
-Ответьте на вопросы из учебника. Докажите.
-Доскажи словечко:
Он властелин огня и стали.
Всегда в труде, всегда в поту.
Под звонкий грохот наковальни
Куёт он людям красоту.
Наковал оружье, щит и меч,
Вот какой он молодец!
А зовут его… (кузнец).
-Продолжаем работу в парах. Выделите последний звук в слове кузнец. Какой звук слышите? Дайте ему характеристику.( 3 вопроса)
-Оцените работу соседа по парте.
-Что посоветуете ребятам, которые получили невысокую оценку?
-Ребята, а кто такой кузнец? Какое незнакомое слово встретилось?
-Серёжа приготовил для вас небольшое сообщение.(Ёще с давних пор люди заметили, что под воздействием высокой температуры металл становится мягким как пластилин и ему можно предавать любую форму. Этот процесс назвали ковка металла.) (слайд №4).
-Встречайте нашу гостью букву Ц.
-На что похожа буква Ц? (слайд № 5)
-Физминутка. Игра. Если услышите звук [ц]- присядьте, если в слове нет звука [ц]- хлопок в ладоши.
Полотенце, яхта, парус, цель, аист, заяц, цыплёнок, цепь, стул, сумка.
-называем товарища по имени;
-говорим тихо, чтобы не мешать другим;
-внимательно слушаем соседа;
-справедливо оцениваем.
Цапля.
-один ученик у доски.
-составлять схему слова
-Мастер по ковке металла.
-Ковка
-Аплодисменты.
-Ответы детей.
Познавательные:
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков. Выделяют звук [ц] в процессе слого-звукового анализа слов цапля и огурец делают вывод, что в обоих случаях согласный звук [ц] глухой и твердый.
Общеучебные: постановка и решение проблемы, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: умение планировать, определять последовательность действий.
Коммуникативные: умение работать в паре, учитывать разные мнения, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Первичное закрепление
Цель: организовать выполнение обучающимися работы на новые знания
- С буквой познакомились, со звуком который она дает познакомились. Как думаете, что будем делать дальше? (слайд № 6).
- Ответив на мой вопрос, вы узнаете почему этот звук особенный.
- Какие слияния вы услышали? Как вы думаете почему все слияния твердые?
-Какие ещё звуки русского языка всегда твёрдые?
- Чтение слов «эхом». ( слайд № 7)
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. У вас на партах лежат красные листы. Давайте прочитаем, кому адресовано это письмо? (слайд № 8)
- Чтение по цепочке. Будьте внимательны, цепочку могу прервать на любом месте.
Работа с текстом:
- Кто написал письмо Волку?
- О чем просила Красная Шапочка?
- Какие гостинцы она обещала Волку?
- Что еще пообещала Красная Шапочка?
- Объявляется конкурс кто больше найдет слов в тексте со звуком[ц] . Покажите веером сколько нашли слов. Прочитайте их.
- Учится читать слоги, слова и предложения с новым звуком.
- Хоровое чтение слогов.
-Все слияния твердые, потому что звук [ц] всегда твердый.
-Звуки [ш], [ж].
- Чтение заголовка
- Чтение по цепочке.
- Отвечают на вопросы
- Ищут слова
Регулятивные:
Прогнозирование;
поиск и выделение нужной информации
- Рефлексия
Цель: организовать усвоение обучающимися новой темы
Психологическая разгрузка и снятие напряжения: закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. Открывайте глазки. Перед вами звуковая лента, работая в паре, поселите звук [ц].
-Где будет жить звук [ц]? Докажите.
- Оцените свою работу на уроке (красный – мне было все понятно и интересно, зеленый – мне было интересно, но на некоторые вопросы я затруднялась(ся) отвечать, синий – было интересно, но я не понял(а) темы урока)
- Что посоветуем ребятам, которые подняли синий кружок?
-Ребята, а кому-нибудь захотелось оживить букву. Я с удовольствием приму ваши работы и оценю их.
- Урок окончен, спасибо.
- Оценивают свою работу
Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить