Цели для ученика 1. Обучающие: давать определения правописания букв и-ы после ц; уметь графически обозначать данную орфограмму; уметь отличать морфемы с данной орфограммой; усвоить правила написания данной орфограммы и исключения. 2. Развивающие: учиться формулировать тему; ставить перед собой цель, решать задачи по достижению намеченного; учиться работать с источниками (дидактический материал, словари), анализировать, сопоставлять, приходить к выводу; учиться слушать, контролировать свою речь с точки зрения содержательности, употребления терминов. 3. Воспитывающие: формировать умение слышать окружающих и на основе их высказываний формулировать своё мнение. | Цели для учителя Содержательные: 1. Образовательные: вырабатывать навыки, необходимые для правильного написания букв и-ы после ц; учить графически обозначать данную орфограмму; отрабатывать навыки написания слов с данной орфограммой. 2. Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; умения, связанные со сравнительным анализом. 3. Воспитательные: воспитывать в пятиклассниках умение слышать окружающих, не бояться высказывать свою точку зрения, доказывать свою позицию. Деятельностные: организация работы в группах и парах для открытия и закрепления нового материала. |
Тип урока:урок «открытия» новых знаний. | Форма урока:урок-исследование. |
Опорные понятия, термины: Морфема, фонетика, звук, буква, орфограмма, суффикс, окончание, исключение, однокоренные слова. | Новые понятия: Исторические изменения |
Формы контроля:работа скарточками, фронтальный опрос. | Домашнее задание: Выучить правило (стр. 182); 1 уровень: упр. 447; 2 уровень: составить небольшой текст (5-6 предложений), в котором встречаются слова с изученной на уроке орфограммой (тема произвольная). |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I.Организационный момент. | Проверяет готовность рабочих мест. Создает положительный настрой учащихся на урок. | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. | Словесная форма. | Личностные: формирование положительного отношения к уроку, понимания необходимости учения;иследование в поведении моральным и этическим требованиям. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: проводить само- и взаимонаблюдение. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний. Предлагает детям: - вспомнить материал по теме «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне»; -сообщает следующее задание, связанное с определением понятий, формулировкой темы урока. | Вспоминают материал по темам «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне» , объясняют написание слов. По созданной проблеме с написанием слов с ц формулируют тему урока. | Фронтальная проверка. | Личностные: проявление познавательной активности. | Воспроизведение теоретического материала по темам «О, Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне» |
III. Мотивации к учебной деятельности. | Создаѐт проблемную ситуацию на уроке. Перед вами слова: Цирк, милиция,улицы. - Что вы можете сказать про данные слова? Задает вопрос: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц. - Ребята, а каким путѐм мы сегодня с вами пойдѐм, чтобы достичь данной цели? | Выясняют с помощью дискуссии, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют, в чем схожесть и различие данных слов, высказывают свою точку зрения). Выбирают тот маршрут, по которому смогут вывести правило написания букв И-Ы после Ц (это может быть справочная литература, работа в группах и т.д.). Развитие умения постановки познавательной цели.представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц. | Создание проблемной ситуации. Дискуссия, работа в группах. | Регулятивные: ориентирование в ситуации, прогнозирование. Коммуникативные: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Познавательные: -проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи. | Уважительное отношение друг к другу при групповой работе. |
IV. Этап реализации построения проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием. | Демонстрирует слова (карточка №1), предлагает сравнить данные слова (выделить в них морфемы, обозначить офограмму, установить законмерности между морфемой и буквой) и сформулировать правило. Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде таблиц. Выслушивает доказательства каждой группы, задаѐт вопросы. Организует самопроверку с помощью учебника. Предлагает проговорить правило в парах. Просит обобщить рассуждения, сформулировать тему урока и записать её. Сообщить сведения исторического характера о звуке Ц (был мягким) Обратить внимание учащихся на слова-исключения. | Высказывают свою точку зрения, работают в группах, объединяя слова по схожим признакам. Работают с толковымсловарѐм. Задают выступающим вопросы. Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Проговаривают правило в парах. Обобщают рассуждения, записывают тему урока. Слушают. Анализируют слова, сравнивают, формулируют вывод. | Работа в парах, группах. Работа с учебником. Работа по составлению таблицы. | Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в парах, группах; осознание ответственности за общее дело; умение выступать перед классом. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; контроль деятельности по ходу выполнения задания. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений; высказывание и аргументация своего мнения; грамотное построение устного высказывания. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы. | Уважительное отношение друг к другу при групповой работе. |
V. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | Организует работу в парах, в группах, индивидуальную. | Работают по карточкам, объясняют свои действия. | Работа в парах, группах. Комментированное письмо по цепочке. | Личностные: учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. Регулятивные: контроль полученного результата, коррекция, оценка. Коммуникативные: формирование навыков речевой деятельности. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. | Умение формировать письменную речь, оценивать её с точки зрения содержания и оформления. |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Выучить правило (стр. 182), 1 уровень: упр.447; 2 уровень: составить небольшой текст (5-6 предложений), в котором встречаются слова с изученной на уроке орфограммой (тема произвольная). | Выбирают и записывают домашнее задание. | Беседа. | Личностные: формировать привычку к самоконтролю. Познавательные: применение полученных знаний на практике. | Умение делать выбор. |
VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли ее достичь? - Каким образом? - Что нового вы узнали? -Чему мы научились на уроке? - А теперь возьмите в руки листочки, которые лежат на Ваших столах с самого начала урока и заполните их, ставя в конце строки «+» или «-» , а на последней строчке поставьте себе оценку (см. Приложение) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Оценивают результат своей деятельности. Заполняют таблицу самооценки. | Беседа. | Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; понимать личную ответственность за результаты деятельности. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия; оценивать свою деятельность на уроке; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. | Умение оценивать себя. |
Цистерна, циркуль, сестрицын, границы, станция, куницын, цитата, гостиницы, полиция,цикорий, лекция, улицы.
Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова.
Станц..я, ц..почки, ц..трус, ц..ркач, сестриц..н, глупц.., дисц..плина, ц..ган, гусениц..,круглолиц..й, ц..нга, ц..новка, Грец..я.
Вставьте пропущенные буквы.
Первая ц..фра, ц..кличность свойственна природе,проц..тировать стихотворение,хитрый ц..ганёнок,стоять на ц..почках, ц..плячья шея,революц..онный гимн,бороться с нац..змом,известный публиц..ст,сестриц..н стул,загорелые дачниц..,русские императриц..,смуглолиц..е матросы,краснолиц..й сторож.
2. Я умею правильно определять, какую букву надо писать после ц.
3. Я умею приводить примеры.
4. Мне понравилось работать на уроке.
5. Мне было тяжело, когда______________________________________.
6. Я так и не понял(а)___________________________________________.
7. Моя оценка своей деятельности на данном уроке :_______________.