II | Сообщение темы и цели урока | Ознакомиться со способами написания вступления к сочинению-рассуждению и попробовать воспользоваться одним из них | 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 2. Составление предложений: (Слайд 3) Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Составляют предложения: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. Формулируют цель урока. | Л: формирование познавательного интереса К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
III | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 1Эврестическая беседа: -Что такое синонимы? Пример. (Слайд 4) -Что такое антонимы? Пример. -- Что такое проблема вообще? -Как вы понимаете значение этого слова? -Вы когда-либо в своей жизни сталкивались с проблемами? Перечислите, пожалуйста. -Что такое трудность? - Проблема и трудность: слова синонимы или разные понятия? В чем отличие? | Отвечают на вопросы. Формулируют точные ответы. Работа в группах 1 группа Дети сами пытаются объяснить лексическое значение слов проблема и трудность 2 группа( дети с ЗПР) 3 группа (слабослышащие дети) 2 и 3 группы работают со словарями. Пробле́ма — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. ТРУДНОСТЬ-это затруднение, препятствие Трудность-препятствие, преграда, барьер, затруднение, помеха, тяжесть, Проблема- задачка, неблагополучие, неполадка, озабоченность, Трудность-легкость, проблема-решение | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: построение речевых высказываний, |
IV | Проблемное объяснение материала | актуализация жизненного опыта учащихся | -Ребята, а какие проблемы существуют в вашем классе? Учитель выбирает одну из проблем и трансформирует ее в тему сочинения -Что такое соперничество?(Слайд6) | Дети перечисляют проблемы, существующие в классе? Соперничество Работа в группах 1 группа Дети сами пытаются объяснить лексическое значение слов проблема и трудность 2 группа( дети с ЗПР) 3 группа (слабослышащие дети) 2 и 3 группы работают со словарями | Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели; Л: формулирование проблемы |
V | Первичное закрепление | обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, проговаривание и закрепление нового знания | Дискуссия «Способы написать вступительную часть сочинения-рассуждения». - Из каких элементов состоит любой тест?(Слайд 7) (Начало (введение), середина (основная часть) и конец (вывод). И сочинение-рассуждение не исключение.. (Слайд) - Как начать писать текст сочинения-рассуждения? Какие есть способы? Чтобы ответить на эти вопросы нужно выполнить следующее задание: -Прочитайте отрывки из сочинений школьников, определите, какой способ использован автором для подступа к проблеме? Слайд8 Как объяснить родителям, что ты уже взрослый?(слайд8) «Мало дать ребенку жизнь, надо еще дать ему жить. Стас Янковский В одно прекрасное утро ты решил, что хватит баловства, теперь ты взрослый человек! Замечательное решение, но… Как родители догадаются о твоем решении? И как стать взрослым? Именно стать, а не считаться». Как поздравить с праздником, если нет денег?( Слайд 9) «В России отмечается огромное количество праздников: Новый год, 8 Марта, 23 февраля, День матери, День Победы – и это только основные! На каждый праздник мы поздравляем друг друга, дарим подарки. Но не все могут себе позволить купить подарок, так как у некоторых просто нет на это денег. Так как же поздравить человека, когда нет денег на подарок?» Что такое быть взрослым?(слайд 10) «- Когда я перестала быть ребенком? — спросила я у мамы. - У меня сложилось впечатление, что ты вообще им никогда и ни была, — с усмешкой ответила мне мама. После столь короткого шутливого диалога я поняла, в чем причина «взрослости», проявлявшейся у меня с ранних лет». Способы написания вступления к тексту-рассуждению: 1) Риторический вопрос (вопрос, адресованный самому себе). 2) Работа с ключевым понятием, с главным словом в теме (его толкование, примеры, расшифровывающие это слово). 3) Цитирование (яркие высказывания по теме, стихотворение, афоризм, анекдот, крылатая фраза и т. п.). 4) Приведение ситуации из жизни. Слайд11 -В начале урока вы сказали, что в вашем классе есть проблема соперничества. Давайте еще раз вспомним: Что такое соперничество? -Подберите к слову соперничество синонимы.Примеры -Подберите к слову соперничество антонимы.Примеры | Ответы учащихся (Начало (введение), середина (основная часть) и конец (вывод). И сочинение-рассуждение не исключение Выполняют задания с учителем. Отвечают на вопрос. Аргументируют ответ. .У 2 и 3 группы карточки на столе с распечатанными текстами Учащиеся читают отрывки из сочинений-рассуждений школьников, обсуждают, способы формулируются и записываются в опорный листок после выполнения задания. Соперничество- борьба ,конкуренция, соревнование, состязание. Соперничество - партнерство , союзничество. | Р: контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; П: умение структурировать знания |
VI | Самостоятельная работа | выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; | Учитель сообщает тему сочинения-рассуждения. | Учащиеся первой группы пишут вступительную часть сочинения-рассуждения, воспользовавшись одним из способов, второй и третьей группе учитель раздает карточки. | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Л: самоопределение Р: умение давать самооценку. Л: адекватная самооценка |
VII | Итог урока (рефлексия деятельности) | самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Учащимся должны продолжить предложения: 1. Я считаю, что занятие было интересным__________________ _скучным. 2.Я научился многому_______________________малому. 3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно. 4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен (слайд 12) | Осуществляют самооценку. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия |
VIII | Домашнее задание Разноуровневое | Написать вступительную часть к сочинению-рассуждению. | Почему в нашем классе ребята любят спорить друг с другом? 1 группа пишет вступительную часть сочинения-рассуждения по данной теме. Слабослышащие дети . -Нужно закончить следующие предложения: Ребята в нашем классе очень любят…… Что такое….? Спор-это…… С ЗПР дети. Составьте предложения из данных слов. Спор – это, не, обсуждение, борьба, или событий, каких-то, проблем. Главная,, –не, физически, а морально соперника ,задача, победить. Слайд 13 | Рассматривают задание. Задают вопросы по выполнению. | |