Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме:
«Звуки [м,],[м], буквы М,м.»
УМК «Школа России» ФГОС НОО
Учитель: Гордеева Елизавета Григорьевна, МОУ «Лопатинская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Тема урока: Буквы М, м обозначающие согласные звуки[м,],[м].
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: ознакомить с новыми буквами и звуками.
Задачи урока:
1.образовательная: ознакомить детей с новой буквой М, м и и звуками м, м; учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения.
2.развивающая: развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; умение определять звуки: согласные, гласные, твёрдые, мягкие, глухие и звонкие; навык плавного чтения по слогам и целым словом; способствовать обогащению словарного запаса; развивать мышление, речь, память, внимание.
3.воспитательная: содействовать развитию ценнейших качеств человека: заботы о маме, сочувствия, сострадания, в любой жизненной ситуации оказывать помощь.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, парная.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся: выделять звуки м, м, из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость и мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости или твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками.Искать графическую и текстовую информацию; составлять небольшие рассказы по картинкам.
Метапредметные:
Познавательные – развивать умения планировать самостоятельно и с помощью учителя,, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Оборудование: учебник Горецкого «Азбука», диск к учебнику,компьютер, презентация, интерактивная доска, наглядность.
Ход урока.
Этапы урока.
Методы и приёмы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Использование ЭВМ и наглядности
1.Организационный момент.
Фронтальная слуховое восприятие информации.
Проверка к готовности к уроку, создание эмоционального настроя на изучение новой темы.
Слушание, слуховое восприятие информации.
2.Актуализация знаний.
Иллюстративный, индивидуальная, беседа, работа с «лентой букв» в учебнике.
Формулировка заданий:
- Назовите изученные буквы.
- В чём их отличие?
Называют буквы, отвечают на вопросы
3.Объяснение нового материала. Знакомство со звуками [м,],[м].. буквами М, м.
Загадка.
Чтение загадки учителем.
Отгадывают загадку, угадывают название сказки по картине.
Слайд №2 с текстом загадки. Картина «дом» из сказки «Маша и медведь»
Определение и анализ звука в конце слова «дом». Артикуляция положения губ, зубов, языка.
Вопрос:
- Какой звук вы слышите в конце слова «дом?»
Ответ:
-Я слышу в конце слова «дом» согласный, звонкий, твёрдый звук «м»
Слайд №3. Картинка дом,
Слайд4.схема слова, с выделением места в схеме звука[м]., звуковое сопровождение (диск к учебнику)
Определение и анализ звука в конце слов «Маша», « Медведь». Артикуляция положения губ, зубов, языка.
Кто живёт в этом доме? Как зовут девочку? - Какой звук вы слышите в начале слова Маша?
Какой звук вы слышите в слове «Медведь?». Дайте ему характеристику.
- В этом доме живут Маша и медведь.
Я слышу в начале слова «Маша» согласный, звонкий, твёрдый звук [м].
- Я слышу в начале слова «Медведь» согласный, звонкий, мягкий звук[м,].
Слайд№5 ( Маша, (Медведь), звуковое сопровождение (диск к учебнику).
Работа с учебником, стр.85.
Определение и анализ звука в конце слова семь. Артикуляция положения губ, зубов, языка.
Чтение слогов на стр.85.
Я слышу в конце слова «семь» согласный, звонкий, мягкий звук
[м,].
Слайд №6. Цифра семь, схема к слову «семь» с выделением места в схеме звука [м,], звуковое сопровождение.
Упражнения в определении звуков в словах.
Я буду называть слова, а вы если звук [м,],[м] хлопаете один раз, а если звук [м,], - 2 раза.
Мама, мясо, машина, мука, мёд, много, малина, комбайн, изюм, рама, сумка.
Учащиеся выполняют упражнения на слух, распознают в словах новые звуки.
Игра «Найди свой домик»
- Помогите словам обозначающие предметы найти свой домик.
Слайды №7,8,9.
Физкультминутка.
Практический.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
По ходу чтения стихотворения учащиеся выполняют соответствующие движения.
Слайд 10со словами для физкультминутки.
Закрепление о новых звуках
Работа с учебником. Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкинана странице 84.
- Кто автор этих строк?
- Вы знакомы с этим поэтом?
- Что это за город, о котором написал А.С.Пушкин?
- Мы с вами уже путешествовали по городу Москве на уроках окружающего мира. Давайте вспомним некоторые достопримечательности столицы нашей Родины.
-А.С.Пушкин, в детском садике читали стихи и сказки А.С.Пушкина
Слайд 11с изображением портрета Пушкина, Слайд12 обложки книг Пушкина
Слайд 13с изображением достопримечательностей столицы России
Работа с учебником Чтение слов на странице 85, объяснение лексических значений слов.
Объяснение нового материала. Знакомство с буквами М,м.
Сравнение, сопоставление, анализ.
-Какие буквы? Чем похожи? Чем отличаются?
Буквы печатные, большая и маленькая, отличаются высотой.
Печатные буквы. Звуковое сопровождение (диск к учебнику).
- Чем похожи и чем отличаются письменные буквы от печатных?
- Буквы похожи прямыми палочками. Отличаются письменные буквы плавными закруглениями. Отличаются шрифтом.
Буквы печатные и письменные(диск к учебнику) звуковое сопровождение.
Практический
Письмо букв в воздухе за движущейся стрелочкой с проговариванием.
Выполнение движений. Письмо букв в воздухе за движущейся стрелочкой с проговариванием. Обведение в тетради букв.
Письменные буквы с движущийся стрелочкой (Диск к учебнику)
Пальчиковая гимнастика.
Практический.
Показ движений.
Выполнение движений.
Закрепление нового материала.
Практический.Анализ. Синтез. Игра «Помоги котёнку» соединить звуки»
- Помогите котёнку соединить согласный звук с гласным звуком. Тянем согласный звук, котёнокподбежит к гласному – читаем слог.
Громко тянут звук [м] , затем произносят слог слияние.
Звуковой диск к учебнику. «Бегущий котёнок от согласной к гласной».
Фонетическая зарядка.
Вопрос:
Как плачет котёнок?
-Как мычит корова?
-Как блеет коза?
-Мяу-мяу-мяу!
-Му-му-му!
-Ме-ме-ме!
Чистоговорка.
Учитель показывает как нужно читаь чистоговорку.
Чтение чистоговорки по рядам, хором, индивидуально.
Звуковое сопровождение (диск к учебнику)
Работа с текстом «На уроке».
Чтение текста. Ответы на вопросы учителя, нахождение слов со звуками [м,],[м] .
Первичное чтение хорошо читающимися учениками.
Чтение про себя.
Ответы на вопросы.
-Где происходят действия? У кого мел? Какие слова написал Рома на доске? – Какое самое дорогое, близкое, родное слово начинается с буквы эм?
Действия происходят на уроке. Мел дали Роме. Рома написал такие слова: «Мама, Москва, мир»
Мама.
Чтение словом.
Скоро мы с вами будем поздравлять своих мам с праздником «День матери». Какие стихи вы приготовили своим мамам? Прочтите нам, пожалуйста.
Конкурс чтецов.
Слайд 14
Иллюстрация «Мать и дитя»
Развитие речевой деятельности учащихся.
- За что вы любите маму?
- Какую помощь оказываете?
Устные рассказы учащихся об оказании помощи маме.
Итог урока.
Рефлексия.
Вопросы:
- С какой новой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
-Какое самое дорогое, близкое, родное слово начинается с буквы эм?
Ответы учащихся.
Слайд 15
С текстами:
- Я узнал, что…
- Я научился, …
- Мне было очень интересно узнать о…
Урок заставил меня задуматься…
Я попрошу вас выбрать улыбочку вашего настроения на уроке.
Дети выбирают рисунки «своего настроения»
Слайд 16 со словами «Спасибо всем за хорошую работу!»