kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Разбор глагола по составу. Тип урока: открытие новых знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку 4 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Семячкова Анна Юрьевна

Предмет: Русский язык

Класс: 4В

Тип урока: Открытие новых знаний



Тема урока

Разбор глагола по составу

Цель урока

Создание условий для формирования у обучающихся умений разбора глаголов по составу

Задачи урока

Образовательные:

  • формировать умение разбирать по составу слова, принадлежащие к глаголу, умение видеть в слове его части и объяснять условия выбора орфограмм;

  • познакомить с суффиксами глагола, которые не входят в основу слова;

  • повторить все морфемы слов, суффиксы, входящие в основу глагола.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, произвольное внимание;

  • развивать умения анализировать, устанавливать единые и общие признаки, делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

  • воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, формировать адекватную самооценку;

воспитывать интерес к родному языку.

УУД

Личностные УУД:

  1. Развитие умения работать самостоятельно и в парах.

  2. Умение оценивать собственный уровень усвоения знаний.

  3. Воспитание умения слушать и отвечать по мере надобности.

  4. Формирование положительной мотивации к обучению.

Регулятивные УУД:

  1. Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

  2. Формирование умения определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  1. Самостоятельное нахождение нужной информации в материалах учебника, использование её для решения учебно-познавательной задачи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные УУД:

  1. Формированиеумения слушать и понимать других.

  2. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Умение выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Развитие умения работать по алгоритму, разбирая глаголы по составу.

  2. Формирование представлений о суффиксах глаголах, входящих и не входящих в основу.

  3. Актуализация  и расширение знания о глаголе, глагольных формах, суффиксах глаголов.

  4. Развитие умений «вычитывать» учащимися информацию из источников, представленных в разных формах (схем, текст), соотносить её.

Основные понятия

Глагол, морфемы, состав слова, начальная форма, спряжение, суффиксы, входящие и не входящие в основу глаголов.

Межпредметные связи


Ресурсы

  • основные

  • дополнительные

Книгопечатная продукция:

  1. Учебник «Русского языка», 4 класс.

Технические средства обучения:

  1. Ноутбук;

  2. Проектор;

  3. Презентация

Наглядные пособия, раздаточный материал:

  1. Шаблоны сигнальных карточек зеленого, желтого и красного цветов.

Памятка (алгоритм) разбора глаголов по составу.

Форма организации деятельности

фронтальная, индивидуальная

Технология

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Результат, УУД

Организационный Время:

Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. От души желаю вам узнать  много нового и интересного.

Встают ровно. Приветствуют учителя.



Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь записаны имена существительные.

- У них пропущены орфограммы, давайте вставим верную букву в эти слова.

По одному вставляют орфограмму в слово, выходя к доске.



На доске:

выражение

конструктор

путешествие

ремонт

решение

свобода

сочинение




выражение

конструктор

путешествие

ремонт

решение

свобода

сочинение



- Откройте тетрадь.

- Что надо записать? (Дату и вид работы.)

- Напишите сегодняшнее число и вид работы «Классная работа».

- Теперь вам необходимо от имен существительных образовать глаголы настоящего времени, 2–ого лица, ед.ч. и записать их в тетрадь.

- Вспомните, как оформляется словарная работа.

По одному выходят, записывают глагол, выделяют окончание.

Ученики смотрят на доску, читают слова.

Вставляют пропущенную букву в словах, устно проговаривают, выходят к доске и вставляют букву в слово.



Записывают образованные от данных имен существительных глаголы в настоящем времени, 2–ого лица ед.ч. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Словарная работа оформляется с красной строки, с заглавной буквы, через запятую, в конце предложения ставится точка.





Ученики открывают тетрадь, записывают число: 15 апреля и вид работы «Классная работа»

Коммуникативные УУД:

Формированиеумения слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

Самостоятельное нахождение нужной информации в материалах учебника, использование её для решения учебно-познавательной задачи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Личностные УУД:

Умение оценивать собственный уровень усвоения знаний.

Формирование положительной мотивации к обучению.




Актуализация знаний.

- А что еще вы знаете о глаголах, мы проверим с помощью теста.


1. Спряжение глаголов - это ...

к) изменение глаголов по лицам и числам

л) изменение глаголов по падежам

м) изменение глаголов по родам и числам


2. Какие суффиксы относятся к глаголом неопределенной формы?

а) -ся-, -сь-

о) -ть-, -ти-.

у) -л-, -н-.


3.Выбери местоимения 2-ого лица ед.ч.:

р) ты

с)мы

т) вы


4.У глагола, какого времени не определяется спряжение?

и) будущего

я) настоящего

е) прошедшего


5. Личные окончания глаголов I спряжения:

н)ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ

о)ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ


6. Личные окончания глаголов 2 спряжения


э)ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ

ь)ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ



- Посмотрите внимательно на ваши ответы.

- Какое слово у вас получилось?

- У всех так? Поднимите руку, у кого получилось слово «корень»

- Что такое корень?

- Каково лексическое значение у слова «корень»?

- Оказывается, у слова кореньнесколько значений.

- Вспомните, как называются такие слова.

- Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно?

На листочках выполняют задания теста

Получилось слово «корень»

Корень – это общая часть однокоренных слова.

Примерные ответы учеников: подземная часть растения; часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса,ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо. Такие слова называются многозначными. Конечно, о корне слова.



Коммуникативные УУД:

Формированиеумения слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

Самостоятельное нахождение нужной информации в материалах учебника, использование её для решения учебно-познавательной задачи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Личностные УУД:

Умение оценивать собственный уровень усвоения знаний.

Формирование положительной мотивации к обучению.


Выявление места и причины

затруднения

Время:

- А какие еще вы знаете части слова?

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

- Да, тема нашего урока «Разбор глагола по составу»

- А как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься на уроке? Посмотрите на слова на доске. Они помогут вам сформулировать цель.

Я узнаю…

Я буду учиться…


Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Тема нашего урока: «Разбор глагола по составу.



Я узнаю порядок разбора глаголов по составу.

Я будуучиться действовать по алгоритму.

Регулятивные УУД:

Формирование умения определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Формированиеумения слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Построение проекта выхода из

затруднения

Время:

- Вы молодцы, а сейчас открываем учебник на с. 111. Самостоятельно про себя читаем о том, что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу. Будьте готовы рассказать об этом после прочтения.


- Какие суффиксы не входят в основу слова?

- А какие входят?

- Перечислите глагольные суффиксы прошедшего или будущего времени.


Читают текст в учебнике на с. 111 про себя.

Дают полные и развернутые ответы.



Суффиксы начальной формы -ть-, -ти-, -чь- и прошедшего времени -л- не входят в основу слова.

Входят в основу слова суффиксы -ся-, -сь-.

Суффиксы прошедшего или будущего времени

-а-, -о-, -и-, -е-, -у-.

Коммуникативные УУД:

Формированиеумения слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

Самостоятельное нахождение нужной информации в материалах учебника, использование её для решения учебно-познавательной задачи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать.



Реализация построенного

проекта

Время:

- А теперь мы с вами познакомимся с алгоритмом, то есть порядком разбора слов по составу. Читаем самостоятельно про себя. После прочтения необходимо своими словами рассказать о пунктах разбора.


- Ребята, посмотрите на этот алгоритм. При выполнении упражнений мы будем им пользоваться.


На доске:

1. Форма.

2. Не входят в основу.

3. Основа

4. Корень

5. Приставка, суффикс.


Работа в учебнике.

Упр. 293.

-Откройте учебники на с. 112. Прочитайте задание № 293самостоятельно про себя.

-Скажите, что необходимо сделать в этом задании?

Проговаривают, что нужно сделать.


Устно спрашиваю разных учеников, по одному выходят к доске, записывают слово, выделяя окончание.

- А теперь давайте подберем и запишем по одному слову к каждой схеме. Записываем так, как показано в образце. Выделяем окончания и суффиксы.


1. Объясни, почему перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить в какой он в форме.

2. Почему удобнее начинать разбор глагола по составу «с конца»?


Читают алгоритм разбора самостоятельно про себя. После прочтения рассказывают конкретно о каждом пункте.

Примерные ответы учеников:

1.Определяем форму глагола.

2.Выделяем окончания и суффиксы, которые не входят в основу слова.

3.Выделяем основу слова.

4.Выделяем корень слова.

5.Выделяем приставку и суффикс.

Дети устно отвечают:

1. Перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить в какой он форме, потому что у каждой формы есть свои показатели, то есть окончания и суффиксы. Это помогает правильно выделить корень слова.

2. Удобнее начинать разбор глагола по составу «с конца», потому чтоэто помогает правильно выделить значимые части слова, основу слова.

Коммуникативные УУД:

Формированиеумения слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

Самостоятельное нахождение нужной информации в материалах учебника, использование её для решения учебно-познавательной задачи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Личностные УУД:

Умение оценивать собственный уровень усвоения знаний.

Формирование положительной мотивации к обучению.



Самостоятельная работа с самопроверкой

- Ребята,самостоятельно читаем № 294.

- Итак, что нужно выполнить?




- Что можно узнать о глаголах по этим схемам?

- На какую форму указывает окончание -ете ?

Подбираем слово к данной схеме.

- Чем отличаются данные слова?


- В какой форме стоит слово «держаться» –н.ф.

- А слово «строить» – тоже н.ф.

- А как вы догадались? – по вопросу.

- А эти 2 слова отличаются чем-то друг друга? -да.

- Обратите внимание на суффикс -ся-.

Исторически суффикс -ся- представлял собой местоимение себя. Со временем развития языка оно превратилось в суффикс и присоединилось к основе глагола. Но сохранило свое значение: для себя, о себе, в своих интересах.

- Обратите внимание на слово «держать». Как по-другому мы можем сказать? – держать себя. А слово «строить» - в значении не для себя, а для кого-то.


Придумаете– определяем форму, выделяем окончание –ете, т.к. это окончание будущего времени и в основу оно не входит, выделяем основу, далее корень, затем приставку и суффикс.


Пишут – определяем форму,окончание, выделяем основу слова, корень, суффикс.


Пытаться – форма, суффикс –ть, основа, окончание, корень, суффикс.


Водить – форма, суффикс –ть, основа, корень, суффикс.

Лечишься – форма, основа слова, корень, суффикс.

Летал – форма, суффикс –л, основа, корень, суффикс.


- В каких из этих глаголах есть орфограммы?

- Как проверить безударные личные окончания глаголов?


Самостоятельно читают упражнение. Затем устно проговаривают задание.

Ответить на вопросы, записать по одному глаголу каждой схеме.


Можно узнать, в какой форме стоят данные глаголы.

Орфограмма – безударные личные окончания глаголов.

Надо поставить глагол в н.ф., посмотреть на окончание, определить спряжение глагола: если неопределенная форма оканчивается на –ить, это глагол II спряжения – пишу и; если неопределенная форма оканчивается на –еть,

ать, это глагол I спряжения - пишу е.

Коммуникативные УУД:

Формированиеумения слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

Самостоятельное нахождение нужной информации в материалах учебника, использование её для решения учебно-познавательной задачи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Личностные УУД:

Умение оценивать собственный уровень усвоения знаний.

Формирование положительной мотивации к обучению.


Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Переходим к упр. 295.

- Читаем задание про себя.

- Итак, как мы будем определять, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме – по окончанию и суффиксу или корню?


Разучилась, течь, держать, вынес, подскажешь, уколоться.


- К доске пойдет…

Вызываю по 1 человеку к доске, разбираем глагол по составу, пользуясь памяткой

Читают задание про себя самостоятельно.


Определяем по суффиксу и окончанию, потому что, изменяя окончание и суффикс, мы можем правильно определить неизменяемую часть слова – корень.


Коммуникативные УУД:

Формированиеумения слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Итог и рефлексия

Время:

На слайде:

  • Я узнал…

  • Я научился…

ДЗ: Упр. 296, стр. 112-113, правило учить.

- Ребята, оцените свою работу на уроке по данной теме с помощьюшкал. Посмотрите на доску. На полях начертите шкалы правильности (П), аккуратности (А) и оформления (О).

- Ребята, мне понравилось с вами работать! - Спасибо за урок! Вы молодцы! Все свободны.


Отвечают на вопрос.

Записывают домашнее задание в дневник.

Ученики проводят рефлексию.





П А О

Регулятивные УУД:

Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Формированиеумения слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта по русскому языку 4 класс

Автор: Семячкова Анна Юрьевна

Дата: 30.05.2018

Номер свидетельства: 471602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Технологическая карта. Русский язык.  Класс: 3. "
    ["seo_title"] => string(49) "tiekhnologhichieskaia-karta-russkii-iazyk-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "243104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445619905"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта русский язык 9 класс. Придаточные дополнительные"
    ["seo_title"] => string(73) "tekhnologicheskaia_karta_russkii_iazyk_9_klass_pridatochnye_dopolnitelnye"
    ["file_id"] => string(6) "596196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1640526305"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока русского языка 1 класс " Правописание слов"."
    ["seo_title"] => string(72) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_1_klass_pravopisanie_slov"
    ["file_id"] => string(6) "628416"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1679841210"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Технологическая карта на тему: Слова-названия предметов разного рода."
    ["seo_title"] => string(71) "tekhnologicheskaia_karta_na_temu_slova_nazvaniia_predmetov_raznogo_roda"
    ["file_id"] => string(6) "561615"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603886772"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Технологическая карта урока для надомного обучения"
    ["seo_title"] => string(56) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_dlia_nadomnogo_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "639095"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1698743732"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства