Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Василёвская средняя общеобразовательная школа» п. Василёво, Костромского муниципального района Костромской области
формировать умение применять на практике знания о СПП с придаточным дополнительным;
совершенствовать орфографические, орфоэпические, пунктуационные умения.
развитие умения работы в парах.
-развитие языкового чутья, воспитание любви к окружающему миру, к природе.
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | УУД |
1.0рганизац ионный момент | - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу | приветствие проверка готовности обучающихся к уроку настрой обучающихся на работу | приветствуют учителя -демонстрируют готовность к уроку | | Личностные: эмоциональный настрой на урок Коммуникативные: слушание собеседника, планирование учебного сотрудничества с учителем Регулятивные: самоконтроль. |
2.Орфографическая разминка. | Повторить правописания приставок, закрепить умения и навыки в определении орфограммы. | 1 .Предлагает орфографическую разминку. 2.Работа с презентацией по теме урока | Выполняют работу, объясняют правописание приставок. | Низвергающийся водопад, рассерженный начальник, безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, взгляд исподлобья, безводная местность, вскочить от испуга, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения, на месте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, взмолиться о пощаде, нисходящий поток | Личностные: сохранение мотивации, проявление интереса, саморегуляция Регулятивные: осуществление самопроверки. |
З.Целепо-лагание (Постановка темы и целей урока) | создать условия для внутренней потребности (мотивации) включения в учебный процесс; подвести обучающихся к самостоятельной формулировке темы и целей урока | Предлагает среди предложений найдите СПП. Свой выбор обосновать. Работа с презентацией по теме урока | во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем: слушают вопросы, отвечают на них, формулируют тему и цель урока; контролируют правильность ответов других обучающихся | Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах… (В. Г. Короленко - "Дети Подземелья") Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни.(К. Г. Паустовский - " Тёплый хлеб"). Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе. (А. П. Чехов – «Крыжовник») | Познавательные: повторение ранее изученных сведений Коммуникативные: слушание собеседника Личностные: проявление позитивного отношения к другим и готовность к сотрудничеству |
4.Актуализация и систематизация опорных знаний, полученных ранее известные сведения о СПП | - повторить, систематизировать, обобщить известные сведения о СПП и смысловых отношениях между частями СПП. | 1.Предлагает заполнить схему «Рыбий скелет» по теме. 2.Работа с презентацией по теме урока | работают в парах. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы | В верхнюю часть «рыбьей кости» впишите характерные признаки СПП с придаточнымидополнительными, а в нижнюю – СПП с придаточными определительными. В «хвост» впишите, что общего у этих видов придаточных (можно воспользоваться теоретическим материалом) | Познавательные: обобщение материала, структурирование знаний по теме Коммуникативные: умение слушать собеседника, точно и полно выражать свои мысли Личностные: сохранение мотивации, проявление интереса, саморегуляция |
5. Практическая деятельность обучающихся | Осуществить контроль в ходе выполнения данного задания, развивать умение конструирования предложений | 1 .Предлагает выполнить творческую работу. Из простых предложений составить СПП. Разобрать по членам предложение. Организует индивидуальную работу. 2.Предлагает устную разминку. Организует Учебное взаимодействие в парах | Обучающиеся объясняют друг другу смысловые отношения между частями СПП и пунктуацию, дополняют ответы друг | Задание 1. Творческая работа: - из данных слов составить и записать сложноподчиненное предложение. Произвести синтаксический разбор полученных предложений, построить схемы. 1. знать, часть, состоять, по, что, три, из, язык, мы, экзамен, русский 2. известно, мы, изложение, что, три, передать, в, микротемы, надо 3. посоветовать, мы, сочинение, третий, учитель, чтобы, выбирать, вариант 4. слово, в, который, из, надо, тест, записать, тринадцать, задание, состоять,ответ. 5. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен. - Какое из этих предложений лишнее и почему? Задание 2: Работа в парах. Деловая игра "Корректор". Исправьте ошибки в предложениях без записи правильного варианта. Раздаточный материал. 1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. 2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. 3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка. 4. Он спросил, что долго ли художник работал над картиной. Задание 3: Работа в парах. Схематический диктант с последующей взаимопроверкой. Не записывая предложения, составить схемы, определить тип придаточных. (1 человек у доски на отвороте). 1.Я и не думала, что скоро вернусь сюда опять. 2. Я не раз замечал, как прекрасна земля ранним утром. 3. Летом я отдыхал в деревне, где живет моя бабушка. 4.Это была роща, которую я помнил с детства. -Прокомментируйте работу в паре, на какие ошибки, недочёты товарищей обратили внимание? | Познавательные: поиск правильного пути решения учебной задачи Коммуникативные: умение определять цель учебной деятельности; владение диалоговой формой речи при работе в парах; умение формулировать собственное мнение, точно и полно выражать свои мысли Личностные: сохранение мотивации, проявление интереса, саморегуляция |
6. Осуществ- ление контроля | Осуществить контроль знаний | 1. Организует самостоятельную работу учащихся. 2.Работа с презентацией по теме урока | Индивидуальная и самостоятельная работа учащихся, активное применение знаний на практике | 1.Работа с учебником. Записать предложения, указать СПП с придаточными дополнительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи придаточной части с главной. Союзы возьмите в овал, а союзные слова подчеркните как член предложения. Объяснить знаки препинания. (один учащийся записывает и комментирует предложения у доски). 1.Ущелье, по которому мы шли было длинное и извилистое. 2.Алексей чувствовал, что слабеет от напряжения и боли. 3.Командир первой роты спросил, где кормить солдат. 4. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.5. Отец осторожно посмотрел, спят ли мальчики.6.Небо и море спорят друг с другом, кто лучше, кто тише. 2.Ролевая игра «Умный корректор» (Упражнение выполняется устно.) Задание. Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики. 1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (пропущен союз что) 2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли. 3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза). 4.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать союз что и другое союзное слово). 3.Комплексный анализ текста Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать. Это была потребность выразить себя, донести до других свое видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от безотчетного страха и радости перед чем-то неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне нужно взять в руки кисть. Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки с учебников. Ребята говорили, что у меня получается “точь-в-точь”. Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. А потом началась война… Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда- нибудь вспомню про них. Но песни Данияра всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и смотрел на мир изумленными глазами, будто видел все впервые. Ч. Айтматов Определите стиль и тип речи. Замените слово «всполошить» синонимом. Найдите предложения с придаточными дополнительными в 1 абзаце, зачитайте, докажите, задав вопрос. Выпишите 1 предложение, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему. Во втором абзаце есть СПП с придаточными изъяснительными? Найдите в тексте слово с корнем с чередованием. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | Регулятивные: осуществление самопроверки и взаимоконтроля |
7.Итог урока. Рефлексия | Соотнести результаты работы с целями урока | Предлагает соотнести результаты работы с целями урока. Предлагает учащимся выполнить творческую работу "синквейн" | Соотносят результаты с целями и делают выводы Обучающиеся выполняют творческую работу. Оценивают работу свою и товарища в паре. Отвечают на вопросы учителя: 1.Какие новые знания сегодня открыли? 2.Что было трудным? Что понравилось? | Составление синквейна. Работа с презентацией по теме урока | Регулятивные: самооценка собственной познавательной деятельности на уроке Личностные: способность к самооценке Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание |
8. Домашнее задание | Закрепить знания, полученные на уроке | Предлагает выполнить задание: составить текст на тему «Родина», используя СПП с придаточными изъяснительными | Фиксируют домашнее задание п.214- выучить теорию, упр.152 (+ зад.1-3) или 156 (+задания, кроме 2-творческого)- выбор | | |