I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Учитель создает доброжелательную атмосферу через приветствие учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. | Отвечают на приветствие учителя. Проверяют готовность к уроку под контролем учителя. | Регулятивные: -осуществлять самоконтроль. |
II. Формулирование темы и определение цели урока. Цель: сформулировать тему и цели урока. | Учитель организует деятельность учащихся по определению темы и цели урока: - В этом учебном году мы заканчиваем изучение «Морфологии» как раздела языкознания - Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких? Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? - Может быть, кто-нибудь сформулирует тему урока? - Почему необходимы уроки повторения и систематизации? - Какова цель нашего урока? При ответе можете воспользоваться опорными словами. | Учащиеся слушают, по мере возможности принимают участие в обсуждении. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний; регулятивные: - высказывать свое предположение; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. |
III. Актуализация знаний. Цель: развивать умения применять полученные знания. 1.Лингвистический эксперимент. 2. Работа с текстом. | Учитель сообщает, что части речи неравномерно употребляются в речи. Чаще всего в речи употребляются имена существительные, реже всех – причастия. По частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. Служебные части речи значительно уступают по численности самостоятельным. Но установлено, что среднее соотношение самостоятельных и служебных частей речи в русском языке 3:1 Предлагает провести лингвистический эксперимент с текстом и подсчитать, сколько в нем служебных и самостоятельных частей речи. Учитель предлагает учащимся продолжить исследование и прочитать текст без служебных частей речи и сделать вывод. Используя материалы презентации, учитель проверяет знания учащихся о роли служебных частей речи. Учитель организует деятельность учащихся по работе с текстом. Переписать предложенный деформированный текст, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Затем выполнить грамматическое задание по вариантам. Учитель проводит анализ выполненной работы совместно с учащимися, производит соответствующие графические обозначения в тексте на экране. | Учащиеся выполняют работу, учитель оказывает помощь при возникающих затруднениях. Учащиеся слушают, по мере возможности принимают участие в обсуждении. Учащиеся слушают, по мере возможности принимают участие в обсуждении. Учащиеся работают с 1 абзацем текста, учитель оказывает помощь при возникающих затруднениях. Учащиеся слушают, по мере возможности принимают участие в обсуждении. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - работать по предложенному плану; - высказывать свое предположение; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи. |
IV.Физкультминутка. Цель: организовать активный отдых учащихся средствами учебного предмета; снять умственное и физическое напряжение. | Учитель проводит зарядку с частицами. | Учащиеся слушают, по возможности выполняют зарядку. | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других. |
V. Контроль усвоения знаний. 1.Самостоятельная работа. 2.Самопроверка. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Учитель предлагает самостоятельно выполнить тестовую работу. Предлагает самостоятельно выполнить проверку работ (ответы и оценка результатов на интерактивной доске). | Учащиеся выполняют 1 часть теста (базовый уровень), проводят самопроверку результатов. | Регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -расширить сферу получаемой информации; - уметь применять знания на практике. |
VI. Подведение итогов. Цель: обобщить, сделать выводы. | Учитель просит учащихся сделать вывод о служебных частях речи и назвать их отличительные признаки. | Учащиеся слушают, по мере возможности принимают участие в обсуждении. | Личностные: -формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. Оценивает работу учащихся. | Учащиеся слушают, по мере возможности принимают участие в обсуждении. | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VIII. Формулирование домашнего задания. | Попробуйте дома написать небольшое сочинение - рассуждение на тему «Что бы случилось, если бы вдруг исчезли служебные части речи?». | Индивидуальные карточки с заданием: переписать текст, найти и выделить все служебные части речи. | Личностные: -готовность и способность обучающихся к саморазвитию; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |