Организационная информация |
Предмет | Русский язык |
Класс/группа, количество человек | 5 |
Тема | «Все в моих руках» (Синтаксический разбор простого предложения) |
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) | Макаренко Светлана Александровна |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Образовательное учреждение | МБОУ Новониколаевская ООШ |
Описание урока/мероприятия/занятия |
Тип урока (мероприятия, занятия) | Раздел: Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор простого предложения. Тип урока – обобщение и систематизация знаний |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 45 минут |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательные: 1. Закрепить порядок синтаксического разбора предложения. Развивающие: 2. Развивать навыки самоопределения учащихся. 3. Развивать навыки самооценки учащихся. Воспитательные: 4. Работать над развитием коммуникативных навыков. 1.1. Актуализировать знания учащихся по теме: «Простое предложение». 1.2. Обеспечить осознание учащимися понятий «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения»; «синтаксический разбор предложения». 1.3. Создать обучающимся условия, необходимые для выполнения синтаксического разбора предложения. 2.1. Создать условия для самоопределения обучающихся в выборе заданий для выполнения. 3.1. Создать условия для самооценки обучающихся. 4.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу. 4.2. Организовать работу в группах. |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Предметные: Знать, что такое предложение; грамматическая основа и второстепенные члены предложения; чем может быть осложнено предложение (однородные члены предложения, обращение) Уметь определять главные и второстепенные члены предложения, выполнять полный синтаксический разбор. Личностные: готовность и способность обучающихся к самоопределению в выборе заданий, к самооценке, способность ставить цели. Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
УУД которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия | Личностные УУД: самоопределение в выборе заданий, способность ставить цели, нравственно-эстетическое оценивание: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Регулятивные УУД: организация своего рабочего места, прогнозирование результатов работы, определение цели выполнения заданий, самооценка Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, критически относиться к своему мнению, слушать и понимать речь других, участвовать в работе группы, распределять роли. Познавательные УУД: умение строить высказывание, анализировать, самостоятельно делать выводы, представлять информацию на основе сообщения |
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия |
Фаза урока/занятия/ мероприятия | Этап урока | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Название метода - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | - инициация (приветствие, знакомство)
- вхождение или погружение в тему (целеполагание),
- формирование ожиданий обучающихся | 5 мин | Инициация (5 мин.) 1 часть Метод «На первый – третий рассчитайсь!» Цели и задачи метода: настрой на предстоящую работу, деление класса на группы Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: определить место проведения (рекреация, учебный кабинет), листы формата А-4(5 листов разного цвета) Предварительная подготовка: предупредить обучающихся, что начало урока пройдет в рекреации (или по возможности освободить место в кабинете для выполнения действия, подготовить цветные таблички каждой группе). Технология проведения: Учитель просит учеников встать по росту. Затем он предлагает им рассчитаться на первый -третий, (для образования 3 групп).. Учитель вручает каждой группе номер таблички определенного цвета. В соответствии с выбором ребята занимают в кабинете места в сформировавшихся группах Примечание: 1. До начала урока обучающиеся оставляют портфели в кабинете. 2. На столах стоят цветные таблички с номерами групп. 2. Для каждой группы приготовлены материалы, необходимые для дальнейшей работы (оформленные на листах определенного цвета). Варианты проведения метода: номеров нужно выбирать столько, сколько вы хотите сформировать групп. 2 часть Метод «Подари улыбку» Цель метода: создание позитивной атмосферы на уроке, настрой на предстоящую работу. Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: заранее приготовленные картинки-улыбки, запись первого куплета песенки Енота «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма. Технология проведения: учитель предлагает учащимся повернуться к гостям, под музыку подарить картинку-улыбку. (учащиеся дарят улыбки, а учитель в это время произносит слова): | Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. В этом вы не раз убедитесь. И самое первое – начнем наш урок в рекреации. Прошу построиться по росту, рассчитаться на первый- третий. Первые номера сделайте шаг вперед! Вы получаете табличку жёлтого цвета. Желтый цвет – это цвет богатства! Пройдите в кабинет и займите места за столом с соответствующим номером. Вторые номера, шаг вперед! Сегодня ваша группа работает под зеленым цветом, цветом надежды. Пройдите в кабинет и займите свои места. Третьи номера, шаг вперед! Вам достался самый яркий цвет! Займите в кабинете соответствующие места. . Учитель приветствует ребят: - Сегодня у нас действительно необычный урок. Мы сами себе должны доказать, что все наши знания зависят только от нас, потому что они находятся в наших руках. А чтобы мы лучше понимали друг друга, чувствовали себя очень уютно и комфортно, чтобы успех сопутствовал нам, мы поделимся улыбками. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи. Возьмите в руки «улыбки» и подарите их нашим гостям. Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся, И чаще награждаемся подарками судьбы. Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся И наполняемся мы силою, дарующей успех. Успеха вам!!! |
2 мин | Название метода: «Угадай» Цели и задачи метода: сформулировать тему урока, его цель Предварительная подготовка: написать на доске слова: «четверть, сегодня, начаться, второй». Технология проведения: Перед началом этапа на доске написаны слова - «подарите , друг, другу, улыбку!». Учитель предлагает учащимся определить, какое сообщение может быть получено из этих слов. Далее, обобщая ответы учащихся, он «подводит» их к теме урока. Примечание: данный метод позволяет наглядно увидеть, как отдельные слова, изменяясь, начинают жить новой общей жизнью, приобретают конкретный смысл. Происхождение метода: авторский. | Учитель: Ребята! Придя в класс, я обнаружила на доске вот эти слова. Может быть, они случайно остались с предыдущего урока. А может быть, кто-то специально записал их для нас. Прочитайте, пожалуйста, слова и помогите мне понять, что это за сообщение. Как вы догадались? Что вы составили из данных слов? (ребята отвечают: «Предложение») И главным на нашем уроке, конечно же, будет… предложение. Учитель подводит итог дискуссии и читает ребятам четверостишие: А предложенья разные бывают: Сходить в кино или в кафе; А, может быть, сбежать с урока? Да? Да! Ах, все не то… Не то! Не то?! Так что ж такое - «предложение»? Уж очень я прошу вас – объясните мне. |
5 мин | Название метода: «Воздушные шары» Цели и задачи метода: планирование эффектов урока. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: фигурки девочки и мальчика, заранее приготовленные воздушные шары из самоклеящейся бумаги: зеленые (цвет надежды, жизнь, рост, гармония; он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу) - для ожиданий, красные (цвет тревоги) – для опасений. Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: Ребята записываю свои ожидания на шариках и прикрепляют их в руку мальчика. Ребята записываю свои ожидания на шариках и прикрепляют их в руку девочки. Учитель комментирует полученный результат. | Учитель обращается к ребятам: Дорогие ребята! Мы с вами не виделись целый выходной . После него каждый из вас спешит в школу, радуясь встрече с одноклассниками, с любимыми учителями, чего-то ожидая, на что-то надеясь. Вот сейчас вы попробуете сформулировать свои ожидания, записать их на зеленых шариках, ведь зеленый цвет – это цвет надежды, роста, гармонии, и вручить эти шары мальчику. Учитель: Но, кроме ожиданий и надежд, появляются и сомнения. На красных шариках запишите, чего вы опасаетесь, что вас тревожит, и подарите шарики девочке. Учитель: Посмотрите, пожалуйста, с каким веселым, радостным, ярким настроением (несмотря на сомнения!) вы пришли сегодня в школу! |
Фаза 2 «Работа над темой» | - проработка содержания темы | 25 мин | Название метода: «Все в моих руках» Цели и задачи метода: закрепить порядок синтаксического разбора Необходимые материалы: на отдельных листах цветной бумаги (по цвету группы) - алгоритм выполнения работы, на ¼ ватмана нарисованная рука; листы цветной бумаги (по цвету группы) для того, чтобы каждый учащийся нарисовал свою руку; фломастеры или маркеры, карточки с отдельными словами для составления предложений (приложение 6), карточки с готовыми предложениями (приложение 7).. Предварительная подготовка: на ¼ ватмана нарисовать руку, составить алгоритм выполнения работы (приложение 1-5), карточки со словами для составления предложений (приложение 6)., карточки с готовыми предложениями (приложение 7). Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: В каждой группе на столах лежат алгоритмы выполнения заданий по определенной подтеме: Группа 1 – Члены предложения и способы их выражения. Группа 2- Однородные члены предложения. Группа 3 - Характеристика предложения. Учитель просит учащихся взять со стола алгоритм выполнения работы. Учитель обращается к учащимся: Ребята, следуя алгоритму выполнения работы (приложение ), вспомните 5 признаков, характеризующих каждую подтему, и расскажите о них, доказывая примерами. Группа 1 – Члены предложения и способы их выражения Подлежащее Сказуемое Определение Дополнение Обстоятельство Группа 2 - Однородные члены предложения. Отвечают на один и тот же вопрос. Относятся к одному и тому же слову. Являются одним и тем же членом предложения. Не зависят друг от друга. Произносятся с интонацией перечисления. Группа 3 - Характеристика предложения. По цели высказывания. По эмоциональной окраске. По количеству грамматических основ. По наличию второстепенных членов предложения. Осложнено (однородными членами, обращением, вводными словами) предложение или нет. Учащиеся выполняют задание и выступают с полученным результатом перед классом. Сначала выступает первая группа. После ее выступления учитель объявляет интеллектуальную паузу и предлагает остальным группам выполнить следующее задание. Ребята выполняют это задание, а учитель затем проверяет его фронтально. Далее выступают группы 2, 3 со своими «первоначальными» заданиями. После выступления каждой группы объявляется интеллектуальная пауза Учитель подводит итоги данного этапа, словесно поддерживая и одобряя ребят. Примечание: каждый член группы должен выступить, выбрав для себя один признак. Происхождение метода: авторский | Учитель: Все: и настроение, и знания, и оценки – все зависит от нас, все в наших руках! Поднимите левую руку вверх, разверните ее ладошкой ко мне. С помощью ваших ладошек, ваших пальчиков вам предстоит объяснить мне, своим товарищам, да и в какой-то степени себе сведения о предложении. Для этого каждая группа получила свою тему, свои задания, для каждой группы разработан алгоритм работы. Возьмите листочек с алгоритмом и прочитайте первый пункт. Итак, начинаем выполнять задания согласно данному алгоритму. Помните о пяти пальчиках на ваших ручках и о пяти признаках вашей темы. Учитель: Время подготовки в группах закончилось. Слово предоставляется 1-ой группе. Учитель: Молодцы. Все правильно. Объявляется интеллектуальная пауза. Выберите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены). Составьте в тетрадях схему: Наступила поздняя осень. Как красив лес осенью! Осень мое любимое время года. Учитель: В каком предложении нужно поставить тире? На доске – правильная схема. Проверьте схему в тетради у своего соседа справа. Выступает 2-ая группа. . Учитель: Спасибо. И снова - интеллектуальная пауза. Выберите предложение, в котором есть обобщающее слово при однородных членах (знаки препинания не расставлены). Составьте схему: В грамматическую основу предложения входит подлежащее и сказуемое. В предложении могут быть второстепенные члены определение дополнение обстоятельство. Сказуемое может быть выражено глаголом, именем существительным, именем прилагательным. Учитель: Под каким номером предложение с обобщающим словом при однородных членах? Проверьте схему в тетради у своего соседа слева. Учитель: Заканчивает выступления 3-ая группа. Учитель: Так, ребята, и выполняется синтаксический разбор предложения: сначала находите и подчеркиваете главные члены, то есть грамматическую основу предложения, затем – второстепенные члены; определяете, осложнено ли предложение, и даете характеристику в том порядочке, в каком представила нам 3-ая группа. Выполните полный синтаксический разбор предложения: Сегодня выпадет пушистый снег. Учитель: Большое спасибо, ребята, всем группам. Вы очень хорошо объяснили мне, что такое предложение |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | - разминка (релаксация), - подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока), | 5 мин | Название метода: «Раз – улыбнуться…» Цели и задачи метода: повысить уровень позитивной энергии в классе Технология проведения: Учитель просит обучающихся встать со своих мест, принять исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч. По его команде выполнить упражнения. Примечание: если необходимо, разминку можно провести после выступления 3-й группы. Происхождение метода: адаптированный | Учитель: Устали? Пора отвлечься от серьезных тем и снова улыбнуться. Встаньте, примите исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч. По моей команде выполняем упражнения: «Раз - улыбнуться – к соседу слева повернуться. Два - улыбнуться – к соседу справа повернуться. Три - улыбнуться – встать прямо, потянуться. Четыре - улыбнуться – нагнуться, разогнуться. Пять - улыбнуться – в ладоши три хлопка, Шесть - улыбнуться – головою три кивка. Семь - улыбнуться – присесть Восемь - улыбнуться – тихонько за парту сесть». |
3 мин | Название метода: «Мой выбор» Цели и задачи метода: Отработать элементы самооценки обучающихся на уроке. Подвести итоги урока. Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: стикеры, изображающие сжатую руку с поднятым вверх большим пальцем Предварительная подготовка: написать на трех листах критерии оценок: У меня есть вопросы, мне нужна помощь в этой теме. Я могу все сделать сам. Я могу все сделать сами и могу другим помочь. Технология проведения: Учитель инструктирует обучающихся: На доске размещены 3 листа с критериями. Каждому ученику выдается стикер, где он пишет свою фамилию. Каждый обучающийся размещает свой стикер на том листочке, который больше всего соответствует его знаниям и умениям, практическим навыкам по данной теме. После того, как все обучающиеся прикрепили свои стикеры, учитель говорит о том, что каждый критерий можно условно перевести в оценку за урок: критерий № 1 – «4», № 2и № 3 – «5». Примечание: Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить степень усвоения учебного материала каждым учащимся. Варианты проведения метода: количество листочков с критериями можно увеличить. Надписи тоже можно изменить по своему желанию. Происхождение метода: адаптированный Название метода: «Улыбки возвращаются» Цели и задачи метода: подвести итоги работы в группах, выявить лидера. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: заранее приготовленные картинки-улыбки, запись первого куплета песенки Енота «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма. Технология проведения: учитель предлагает гостям под музыку подарить картинку-улыбку тому, кто был самым активным, самым точным, самым быстрым. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): тем учащимся, кому будут вручены картинки-улыбки, поставить по дополнительной оценке за урок. Варианты проведения метода Происхождение метода: авторский. | Учитель: А сейчас, ребята, я прошу вас показать, насколько вам понятно, что такое предложение, как выполнять синтаксический разбор предложения. Для этого возьмите стикеры с изображением поднятого вверх большого пальца (а это обозначает, что все здорово), напишите на нем свою фамилию и прикрепите на тот листочек, который больше всего соответствует вашим знаниям и умениям, практическим навыкам по данной теме. Посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось: те, кто прикрепил свой стикер на первый листочек, получают оценку «4» за урок, остальные – «5». Молодцы. Я поздравляю вас с такими высокими успехами. Учитель: Но это еще не все. Ведь наш урок необычный. Поэтому еще один сюрприз. Уважаемые гости! Я предлагаю вам вернуть «улыбки» и вручить их самым активным ребятам, ответы которых были наиболее быстрыми и точными. Большое спасибо. И - последний подарок: дополнительную «5» получают 5 человек с наибольшим количеством «улыбок». Всем – огромное спасибо. Надеюсь, вы сегодня еще раз убедились, что все в наших руках, а знания – особенно. |