ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.
Тема | Обобщение знаний о составе слова. |
Цель темы | Совершенствовать знания учащихся об однокоренных словах и значимых частях слова; отработка умения разбирать слова по составу; отработка орфографической зоркости, закрепление знаний о правописании корня в родственных словах, безударных гласных, развивать умения выполнять синтаксический разбор предложений, развитие наблюдательности, внимания, любовь к труду, развивать интерес к изучению русского языка. |
Планируемый результат | Научиться разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова, выполнять синтаксический разбор предложения, работать со схемами слов. |
Основные понятия | Корень, основа, приставка, суффикс, окончание, предложение. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение. |
Ресурсы: -основные -дополнительные | «Русский язык» автор А.В. Полякова карточки |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов. |
Организация начала урока. | Организация рабочего места.
-Ребята, подравнялись, улыбнулись, поприветствовали наших гостей на уроке русского языка. Напомните мне правила поведения на уроке, чтобы урок получился полезным и продуктивным.
-Молодцы, скажем дружно: | Подготовка к работе.
Поручено нам Вас сегодня встречать. Начнём же урок, не будем время терять. -правило поднятой руки; - внимательно слушать учителя; -слушать и слышать ответы одноклассников - аккуратно работать в тетради. Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать. | На парте рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш. |
Актуализация опорных знаний. | -Проверим внимание, узнаем в какой раздел науки о языке мы совершим путешествие. Внимание на доску. Сжштбпрфвадтнзса Мгкобпрдтфзсегкнмжшибпкдта | -
Страна Морфемика | |
| -Верно,наш путь лежит в страну Морфемику. В ней живут жители- морфемы. –Ктознает их имена? Я Вам помогу Игра « Отвечай, вспоминай!» -Часть слова, которая служит для связи слов в предложении… -Главная часть слова(без чего слово не может быть)… -Часть слова без окончания …. –Какие морфемы служат для образования новых слов?... |
Окончание
Корень Основа Суффикс, приставка | |
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. | Молодцы, мы вспомнили жителей страны Морфемики. Они главные герои нашего урока. –Над какой темой нам предстоит сегодня поработать? -Верно, тема урока: « Обобщение знаний о составе слова». |
Повторить состав слова,части слова… | |
Чистописание | -На чём мы отправимся в путешествие по стране сейчас узнаем , выполнив минуту чистописания. –Перед вами группы букв. Догадались, какой буквы не хватает? -Посмотрите на первые три пары букв. –Какую закономерность вы видите? -Запишите продолжение этой закономерности. – Рассмотрите пары букв, какой вид транспорта напоминают? -Верно на поезд, на вагоны. –А что находится впереди вагонов? Запишите это слово -Какое интересное слово «Паровоз», кто догадался, почему оно интересное? - -Какие соединительные гласные вы ещё знаете? -Выделите корни. Назовите. –Проверьте, так ли у вас? (показываю образец) -Итак, наш паровоз отправляется! |
Буква «п» по очереди соединяется с буквами каждой пары.
Поезд
Паровоз
Потому,что это слово состоит из двух слов, Имеет два корня, которые соединены соединительной гласной «О». -о .е | |
Словарная работа. | -Поднимите руку, кто ездил на поезде? -Куда интересно смотреть, сидя в поезде? -Что видели за окном вовремя поездок? -А вот что мы видим сегодня за окном нашего поезда. Б-р-з-, д-р-в-н-, г-р-д, р-к- В-лг-, д-р-г-, -вт-м-б-ль. – Что объединяет эти слова?
|
В окно. Поля, леса, реки, дома, посёлки, города.
Берёза, деревня, город, река Волга, дорога, автомобиль. Словарные слова. Это существительные. Обозначают неодушевлённые предметы. |
Дети пишут у доски по цепочке. |
| -По какому признаку вы определили данную часть речи? -На какие две группы можно разделить эти существительные? -Что вы знаете о правописании собственных имён существительных? -Какие слова не являются словарными? -Подберите проверочное слово к слову РЕКА. – Молодцы. 2)Упражнение в образовании новых слов. –От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные и запишите. –Разберите по составу. – С помощью какой части слова образовались эти слова? -А какой части слова нет в данных словах? -Что вы об этой части слова знаете? -А как пишутся корни в однокоренных словах? - Правильно, а вот эти слова однокоренные? (дорога, дороге, дороги, дорогой, о дороге) -Что вам помогло понять, что это форма одного и того же слова? -Для чего служит окончание? -Молодцы. | Обозначают предмет и отвечают на вопрос «Что»? -Собственные и нарицательные. -Пишутся с заглавной буквы.
-Волга, река.
-реки.
-Берёзовый, деревенский, городской, речной, дорожный, автомобильный. -При помощи суффикса. -Приставки. -Служит для образования новых слов. –Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. -Нет, это разная форма одного и тог же слова. - Окончание. -Для связи слов в предложении. |
Обучающиеся составляют устно прилагательные к словами записывают в тетрадь. |
Физминутка. | Мы по улице гуляли , за природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели . Птички в гнёздышках сидели. И на юг уж улетели Поезд наш быстрее мчится Лучше будем мы учиться! | -ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево -поднимают голову вверх приседают, взмахи руками - -прыжки на месте -улыбаются | |
7.Включение в систему знаний и повторение. | А) Работа по схемам слов: -Кто знает, как называется главная часть в слове? -Корень правитель страны Морфемика. –Он встречает нас со схемами, к которым просит подобрать слова. СХЕМЫ: КСО,ПКО, ПКСО, КО. – вспомним правила разбора. – Что выделяем первым? Как? - Следующим? И зарубите себе на носу. – Что я произнесла? -Что он обозначает? - Итак, мы доказали правителю, что очень хорошо знаем жителей этой страны и можем дальше продолжить путешествие. – Проезжаем мы мимо садов и лесов. | Корень.
Записывают в тетрадь, разбирают. –Фразеологический оборот. -Запомнить. | |
8.Физминутка.
9.Итог.Рефлексия | Я буду называть однокоренные слова к словам ЛЕС и САД, если услышите слово с корнем –ЛЕС-, вы садитесь, если с корнем –САД-, встаёте. Лесник, садовник, лесной, садовый. пересадка, лесопилка, садовод, лесничий. Б) Работа над предложением. Правитель страны предлагает вам поработать над предложением. – Какой вид работы будем выполнять? М. В л-су работает л-сник. Д. В с-ду работает с-довник. –Какие виды работы можем выполнить? -Молодцы! Хорошо выполнили эти задания. Ребята, много ли забот у лесника и садовника? -Важен ли их труд? -Какие пословицы о труде вы знаете? -Как вы понимаете смысл пословицы? В) Игра «Составь слово» По рисунку обучающиеся составляют слова.
-Вот подходит к концу наше путешествие. Чтобы вернуться в класс, вы должны будете рассадить части слова по вагонам. –Запишите части своего слова в нужном вагоне. Будьте внимательны при посадке частей слова в вагон. – Проверьте! -Почему важно уметь хорошо находить части слова? |
Работа по группам
Вставить пропущенные буквы. -Выполнить синтаксический разбор предложения. –Найти однокоренные слова.
Для того, чтобы знать, как проверить написание, так как разные части слова проверяются по- разному. |
Двое обучающихся работают у доски. |
|
|
|