I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Добрый день, ребята! На ваших партах лежат по 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! (слайд 1) | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Сегодня мы с вами вспомним еще один интересный раздел, а какой именно вам предстоит вспомнить самим…Но для начала вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов: Пос…деть – пос...деть; Прим…рять -прим…рять Пол…скать – пол…скать (слайд 2) | - Правописание зависит от лексического значения слова. | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного. |
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации. | - Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексическое значение». (слайд 3) - Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? -Какова главная цель урока? (слайд 4) -Какова задача урока? Зачитать цель и тему урока на слайде Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Но каждое слово обладает лексическим значением и грамматическим. И нам предстоит ответить на этот вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря. А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.Пушкина: «Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений». (слайд 5) | Понять, что такое лексическое значение слова. Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас. Записывают дату и тему урока. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
IV. Открытие нового знания. | Работа в группе. -Итак, перед вами предложение (на слайде) «Ворон ворону летит, ворон ворону кричит». - Сколько здесь слов? - Как называются слова в русском языке: ворон – ворону – к ворону. - Распределите следующие признаки в нужную группу.(слайд 6,7) - Проверим!!! Ворона – большая черная птица, одна из самых умных – это лексическое значение слова. Имя сущ., м.р., 2 скл., И.п. – это грамматическое значение. (слайд 8,9) А как определить ЛЗ слова? Для этого давайте обратимся к учебнику стр.51 и прочитаем правило. Прием «Инсерт» Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки: \/ - эту информацию я знаю; + - это новая для меня информация; ? – эта информация для меня не понятна. После чтения текста беседа: - Какая информация вам была знакома? - Какие новые сведения вы для себя отметили? - Все ли понятно? Какие появились вопросы? - Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют? | - 7,4. Формы слова. Одна из самых умных, мужской род, И.п., 2 скл., ед.ч., большая черная птица, имя существительное. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
VI. Обобщение и систематизация знаний: индивидуальное задание, работа в парах. | Теперь отдохнули и можем применить прочитанное правило. - А как вы думаете, что важнее: лексическое значение слова или грамматическое? - Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова, что нужно тогда сделать? Самостоятельная работа. Упр.92. Взаимопроверка.(слайд 10) Работа в парах. Упр.96,97 (устно),99. (слайд 11, 12) | - Для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ. - Подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. 3. Пользоваться словарями разных типов. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные УУД: 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
|
VII.Рефлексия | - А теперь подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добились мы поставленной цели? - Оцените свою работу на уроке. - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. (слайд 13) | Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |