Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. ( УМК Ладыженской)
Тема урока: « Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК , -ЩИК». Цели урока: 1.Деятельностная: Создание условий труда для усвоения темы; развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; формирование самостоятельности, умения работать в команде; создание атмосферы творчества и успеха. 2.Содержательная :Знать , какое значение придают словам суффиксы –ЧИК, -ЩИК; знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов –ЧИК,-ЩИК; уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов –ЧИК, -ЩИК; уметь обозначать орфограмму.
Тип урока: Урок открытия новых знаний. Метапредметная тема: «Форма и содержание»
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | УУД |
1.этап мотивации к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока: повторить морфемы (в частности суффиксы) | -Ребята, мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации. Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Необходимо правильно написать слова и определить их морфемный состав: рассказчик, переписчик. (На доске –рассказ…ик, перепис…ик). Я не знаю какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать. (Слайд № 1) | Учащиеся слушают учителя, на доске определяют морфемный состав слов, отвечают на вопросы учителя, давая свои варианты ответов(Произношение не соответствует написанию.) | 1.Личностная: самоопределение; 2.Познавательная: знаково-символические тренировочные действия; 3.Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 4.Регулятивная: Целеполагание. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения при выполнении учащимися пробного учебного действия. | -В течение урока вы будете себя оценивать: если задание выполнено правильно, то ставите + , если нет , то – (раздаются листы контроля с указанными этапами работы). _Какие слова с суффиксами –ЧИК, -ЩИК вы знаете? -Какое значение придает словам суффикс –ЧИК? (Слайд №2) Игра «Третий лишний» -Почему в каждой строке оказалось лишнее слово? (Слайд №3) | Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы, выполняя задания. Записывают число, классная работа, тему урока. Костюмчик, каменщик, переписчик, автопогрузчик. 1.Уменьшительности и ласкательности. 2.Действующего лица.3.Конкретного предмета( без значения уменьшительности) Ученики работают парами, определяя лишнее слово, объясняет , почему оно лишнее. | 1.Коммуникативная: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2.Познавательная: Анализ объектов с целью выделения общих признаков. 3.Регулятивная: Соотнесение того, что известно и усвоено, с тем , что еще неизвестно. |
3.Постановка учебной задачи. Цель: организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется значение суффиксов; обозначить логическую необходимость изучения темы. | Чтение лингвистической сказки «Ласковый и добрый суффикс –ЧИК» -Как же нам запомнить друзей? (Слайд №4) | Ученики слушают сказку, отвечают на вопросы, называют буквы, после которых пишется суффикс –ЧИК. «Ты же должен знать суффикс -ЧИК». (д-т, з-с ,ж ) | 1.Познавательная: Предполагают цель урока, уточняют тему. 2.Коммуникативная: Коммуникативное взаимодействие. 3.Регулятивная: Целеполагание. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать коммуникативное воздействие для построения нового способа действия; зафиксировать материал знаково в речи и с помощью эталона. | Учитель читает лексическое толкование слов .Задает вопросы, ставя проблему. -Какую закономерность вы заметили? Работа с учебником. Задание: прочитать материал учебника стр. 103, ответить на вопросы, составить схему(кластер). (Слайд №5) | Учащиеся работают группами, записывая слова: 1 группа с –ЧИК.2 группа с –ЩИК. Учащиеся дают свои варианты ответов. Учащиеся знакомятся с материалом учебника, составляют схему, делая вывод и приводя примеры. Выполняют упражнение 245 по группам , обозначая изученную орфограмму. | 1.Познавательная: Работа с теоретическим материалом, построение логической цепи рассуждения. 2.Коммуникативная: Групповая работа, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. 3.Регулятивная: Планирование. |
5.Реализация построенного проекта. Цель: реализовать построенный проект, зафиксировать преодоление трудностей. | Учитель проводит выборочный диктант по вариантам Физминутка.(Слайд №6) | Учащиеся записывают слова, а один ученик записывает у доски (вариант выбирает сам). | 1.Познавательная: Выборочный диктант с запланированным затруднением. 2.Коммуникативная: Монологические развернутые пояснения. |
6.Первичное закрепление. Цель: установить самостоятельность усвоения темы. | 1.Игра «Крестики-нолики». Учитель объясняет суть игры. О- значение лица. Х- слова с уменьшительным значением. (Слайд №7).2. Учитель делит учеников на пары и предлагает текст, в котором необходимо найти и исправить ошибки. | 1.Ученики работают самостоятельно, затем проверяют свои ответы вместе с учителем. 2.Индивидуальная работа по карточкам. 3.Ребята работают парами, исправляя ошибки в тексте, затем обмениваются работами с другими парами , производя взаимопроверку. | 1.Познавательная: Индивидуальная работа по карточкам. 2.Коммуникативная: Управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера. 3.Регулятивная: Контроль, оценка, коррекция. |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; развивать умение самостоятельной проверки по эталону. | Учитель объявляет задание упр. №246 самостоятельно. | Один учащийся выполняет задание у доски. После самопроверки учащиеся оценивают свою работу в листе контроля. | 1.Личностная: Самоопределение. 2.Регулятивная: Контроль, коррекция, выделение главного. |
8.Включение в систему знаний и повторение. Цель: формировать умение использовать полученные знания по назначению; повторить ранее изученное. | 1.Представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках нашего села. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксом –ЧИК,-ЩИК вам помогут? 2.Словарно-орфографическая работа. Учитель предлагает подумать, какова этимология слова « портфельчик». (Слайд №8) | 1.Учащиеся за 3-4 минуты составляют небольшие тексты, используя слова: каменщик, стекольщик, паркетчик и другие. 2.Учащиеся записывают слово в словари. «Портфельчик» - от фран. «порто»- носить, «фель»- листы бумаги. –ЧИК – уменьшительный суффикс. | 1.Познавательная: Словарно-орфографическая работа. 2.Коммуникативная: Умение полно и точно выражать свои мысли. 3.Регулятивная: Контроль, коррекция. Умение выделять главное. |
9.Рефлексия. Цель: оценить результаты собственной деятельности; повторить способ нового знания. | Закончите предложения. Сегодня мы узнали о… 2.Теперь я могу… 3. Я научился… 4.Мне было трудно… 5.Своей работой я … 6.В моем листе самоконтроля… (Слайд№9) 2.Подведение итогов, выставление оценок. 3.Задание для самоподготовки: 1.Повторить материал учебника . 2.Упр.№250. 3.Тест № 11( в. 2) 4.Дополнительно по желанию упр. 251. (Слайд№10). | Ребята устно отвечают, оценивая результаты собственной деятельности. Ученики записывают задания в дневники. | 1.Личностное: Смыслообразование. 2.Познавательная: Осуществляют самооценку. 3.Коммуникативная: Умение полно и точно выражать свои мысли. 4.Регулятивная: Оценка. |