| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | 
  | 1.Мотивация к учебной деятельности. 
 | Учитель приветствует школьников, проверяет их готовность к уроку, желает успеха. Предлагает выбрать из предложенных (белое, жёлтое, оранжевое, красное) солнышек то, которое соответствует вашему настроению, и прикрепить на доске магнитом.  | Каждый ученик выбирает солнышко, которое по цвету соответствует его настроению и прикрепляет магнитом к доске. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  | 
  | 2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. 
 | Подготовленный ученик диктует фрагмент текста из учебника биологии, в котором встречается орфограмма «Чередование е – и в корне слова». Учитель выводит текст на доску. - Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему? | Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы. Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. Формулируют цель урока. | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. | 
  | 3.Выявление места и причины затруднения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4.Построение проекта выхода из затруднения. 
 | На доске (через проектор) дать две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом. Разбирать – разберу Отпирать – отпереть Задирать – задеру Вытирать – вытереть Замирать – замереть Блистать – блестеть Расстилать – расстелить Выжигать – выжег Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова. | Учащиеся наблюдают, анализируют слова.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Строят алгоритм рассуждения.  Выделим в слове корень.Поставим ударение.Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е. Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. | 
  | 5.Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. | Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.   | Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваемого содержания. | 
  | 6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 
 | Организует устную работу по закреплению материала урока: работа с сигнальными карточками.
 - Я читаю предложение, в котором встречается слово с чередующимися гласными Е-И, вы сигнализируете мне при помощи карточек, какую букву следует писать.
 
 1. Ворона хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. 2.Иной муравей так вцепится - не отдерёшь.
 3. Кто-то терем прибирал и хозяев поджидал.   4. Старая жужелица пищала от смеха и вытирала лапкой слезящиеся глаза. | Пятиклассники слушают предложения, находят слово с изученной орфограммой и показывают букву, какую нужно писать в корне.
 1. И
 
 2. Е
 
 3. И
 
 4. И
 | Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные:формировать навык воспринимать на слух связной текст и находить слова с чередующимися гласными Е-И, анализировать условия написания буквы Е или И.
 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
 Осуществлять контроль и давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников
 | 
  | 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 
 | Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону. | Учащиеся выполняют задание.     | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. | 
  |  8.Рефлексия. 
 | Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование е//и в корне слова».  
  Рефлексия Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны предложения, вставить подходящие по смыслу слова:  Сегодня я узнал(а)…    Я задумался(ась), о том...    У меня получилось…  Было интересно…    Я научился(ась)…   Или показывают солнышки с разным выражением настроения.   | Учащиеся в группах выполняют задание. 
 
 
 
 Учащиеся заканчивают предложения. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. | 
  | 
 | Домашнее задание: Упр. 110 Для сильных учащихся дополнительно – варианты: 1.составить синквейн на изученную орфограмму.   2. написать лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова. | 
 | 
 |